Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Шуран
Шуран

Я давно интересуюсь происхождением названия и историей деревни Шуран. Рассказы стариков, документы, свои наблюдения — все это помогло мне в моих поисках.

Среди марийцев сохранилось предание, которое утверждает, что в далеком прошлом Шуран был марийским поселением, куда позднее пришли русские, постепенно вытеснив марийцев. О происхождении названия Шуран существует несколько версий.

Одна из них: в глубоком прошлом в этом селении жила богатая марийка по имени Шура. Поселение было названо Шуринял (Шурина деревня), с прибытием русских название менялось, пока не приняло облика — Шуран. По другой версии: перевод названия Шуран обозначает грязный, замаранный. Если говорится о месте, то место сырое, грязное, загаженное.

Если говорить о времени основания Шурана, то это скорее конец XVII-начало XVIII века. Мой друг детства Н. И. Михалев, выйдя на пенсию, с увлечением взялся за составление своей родословной. С этой целью он собирал сведения в областном архиве. Из метрических записей по Уржумскому уезду ему удалось выяснить, что уже в 1724 году в Шуране родился Федор Михалев, представитель династии Михалевых, тогда и начал отсчет своего рода Михалевых Николай Иванович.

Михалеевы и Комлевы были, пожалуй, первыми русскими осваивавшими Шуран. Были они скорее выходцами с Урала.

Еще в детстве я слышал от своего деда Степана Перфильевича, а позднее от отца своего Дмитрия Степановича, что, дескать, мы, Комлевы, выходцы из Курской губернии. Рассказывали такую легенду. Дед Степана Перфильевича Никанор с товарищами, семьями бежали от крепостной зависимости в центре России в северные края. Как добрались до Котельнича, не помню их рассказа, а вот как добрались от Котельнича, помню хорошо их воспоминания. Рубили лес, вязали плоты на берегу Вятки и на плотах семьями спускались вниз по реке. Время от времени приставали к берегу. Наш прапрадед остановился, видимо, где-то невдалеке от современного Русского Турека и пошел пешком, пока не приглянулась ему долина речки Шуранки.

Есть еще одна легенда, согласно которой род Комлевых в Шуране появился от выходцев из Лебяжья. Вроде бы некоторые из Комлевых вначале переселились на Теребиловскую купчую землю (Старая Теребиловка), а другие сразу из деревни Комлево Лебяжского района переселились в Шуран.

Есть деревня Комлево и на берегу реки Камы в Лаишевском районе Татарии.

По данным Н. И. Михалева, Михалевых в Шуране в разные годы было разное количество. До 1760-х годов проживало 4 семьи, а в период с 1780 по 1800 годы было 7—8 семей.

Кроме Комлевых, Михалевых, по церковным книгам значатся проживающие в Шуране Мачехины, Манихины, Бяковы.

В XVIII веке — начале XIX Шуран был окружен сплошными лесами. Поселенцам приходилось вырубать лес, расчищать полоски земли под зерновые, огороды.

Уже позднее, в последней четверти XIX века, появился еще один Шуран — Малый Шуран. Уже упомянутый Н. И. Михалев сообщает в своих разысканиях родословной, что его дед Василий Михайлович Михалев в 1891 году в числе первых поселенцев переехал из Большого Шурана в починок (Малый Шуран до 1925 года назывался Шуранский починок). Переселение в починок началось, скорее всего, в связи с ростом населения. Земли под пашню стало мало, люди вынуждены были разрабатывать, вырубая леса, новую землю.

В поисках земли приходилось ездить на вырубку леса за 5-10 километров (в Толмек). Рассказывал мне отец, что жил в Шуране Вахрамеич. Ездил он на «Пабердину» (так называлась местность) и прятал там участки земли (тайно вырубал лес, очищая землю под пашню). Рубил лес, жег сучья. Обедать ездил домой. И вот раз, уезжая на обед, не затушил костра. Разыгрался ветер. Пошел лесной пожар. Лес выгорел полосой к Камайковскому логу километров на пять.

Сравнительно недавно (это еще на памяти дедов) на месте бывшего починка Зеленый Сад был сплошной лес на десятки километров, называли это место «Толмек». Но и здесь постоянно вырубались леса. В «Толмек» уже в мои детские годы ездили с Шуранов на заготовку лыка. Из лыка плели умельцы лапти, калоши и пестери, кузова заплечные для переноски грибов и ягод.

На берегу речки Уржумки в версте от Шурана на опушке леса, стояло имение Бердинского, дачного типа. На дачу господа приезжали из Уржума по реке Уржумке.

Земля между лесом и деревней Шуран почти до самого Шевнина была барской. Землю эту и лес называли оброчными, отсюда и сейчас этот лес именуется «Оброшня» (Оброчная).

При организации коммуны в селе Шевнине в 1918 году дачное имение Бердинского было передано коммуне.

В 1919—1920 годах дачные постройки этого имения коммунары перевезли себе на усадьбу с юго-восточной стороны «Оброшны», в двух километрах от деревни Шуран.

На новом месте из строек поместья коммунары построили хлевы для общественного скота, хлебный амбар; хлебопекарню, кухню, столовую и жилые дома. В 1927-1928 годах в оставшихся мелких барских постройках жители Шурана содержали в летнее время своих гусей, а пас их тот же сторож, который ухаживал за барским птичником.

Оба Шурана считались крепкими деревнями. Крестьяне здесь собирали урожаи выше, чем во многих окрестных деревнях. В Шуранах больше содержалось скота, имелись здесь хорошие лошади. Многие жители владели ремеслами: кузнечным (делали серпы, ножницы), плотницким, столярным, катали валенки и шляпы, выделывали овчины и кожи; чеботарили. Некоторые вели торговлю хлебом, сушками, яйцом, мясом, медом.

В зимнее время многие шуранские крестьяне ходили в обозах, перевозя различные товары уржумским купцам в соседние уездные города, Казань и Вятку.

А когда работали заводы, то перевозили и руду в Шурминские и Рожкинские заводы, выплавленный чугун, изделия из него и железа.

Большинство крестьян имели добротные деревянные дома, а то и дома кирпичные. Надворные постройки были многочисленными: хлевы, сараи, амбары, погреба, каретники, кладовые, молотильные сараи с овинами, бани — все это было почти у каждого хозяина.

Наша семья в Малый Шуран переехала в 1919 году. К 1920 году в починке проживало 27 хозяйств. Не всех помню я, но кое-кого назову. Жили тогда здесь Комлевы — Степан, Василий, Гавриил, Николай, Григорий, Филипп Васильевич, Екатерина Афанасьевна, Евгения Лукьяновна, Никанор Астафьевич, Василий Васильевич, Дмитрий Степанович, Михаил Михайлович, Елизар Дмитриевич, Петр Кузьмич, Павел Степанович, Василий Александрович. Это лишь часть из жителей с фамилиями Комлевых. Жили и Михалевы — Александр Васильевич, Иван Васильевич, Александр Герасимович, Николай Герасимович.

В конце лета 1929 года в Малом Шуране была организована сельскохозяйственная коммуна имени Ленина. Первым председателем коммуны был избран Георгий Семенович Комлев (позднее по вербовке он уехал на строительство Турксиба). Приехав после вербовочного срока домой, закончил шестимесячные курсы учителей начальных классов и работал в Шуранской начальной школе.

Организация коммуны была целым событием для деревни. Обобществляли все! Семена, фураж свозили в общие склады. Инвентарь свозили в молотильный сарай. Лошадей отводили на общие конные дворы, на общий коровник сводили коров. Но коммуна просуществовала недолго; к весне 1930 года она распалась. На ее базе был создан колхоз «Прогресс». Первым председателем был избран Константин Петрович Комлев. В первое лето в колхозе было всего 12 дворов. Год этот удался урожайным, колхозники хорошо получили на трудодни, и к зиме 1930- 1931 года в колхоз вошли все крестьянские хозяйства деревни Малый Шуран за исключением подвергшихся раскулачиванию и твёрдозаданцев выбывших в город. На следующее лето колхозники снова собрали богатый урожай и получили хорошие трудодни. Я помню, как возами возили зерно к колхозным дворам с красным флагом. Потом были и неурожайные годы.

Стабильно урожаи начали получать года с 1937. Пришел достаток в семьи. В 1937 году колхозники на трудодень получили по 8 килограммов зерна, кроме того, корм скоту, льносемя, куделю. В деревне приступили к строительству новых домов. Колхоз креп, было время, когда в колхозе не хватало на всех работы. Была очередь на работу.

На войну 1941-1945 годов из деревни Малый Шуран ушли 34 человека, вернулись в колхоз 11 человек.

Н. КОМЛЕВ.
P. S. Николай Дмитриевич Комлев житель Уржума. Он автор большой рукописи по истории Шурана, им собрана родословная своей семьи. Николай Дмитриевич автор рассказов, пишет стихи. Вот одно из его стихотворений, посвященное погибшим на фронте.

ТРИ БЕРЕЗКИ
Посадили три березки под окном,
Три березки, три кудряшки вечерком.
И растут березки белые мои.
Распуская плети гибкие свои.
Посадили три березки под окном
Трое зятьев уходившие на фронт.
Три березки продолжают жизнь свою.
Зятья с ворогом дерутся, все в строю.
Три березки раскудрявыми растут.
А зятья мои погибли - не живут.
Защищали они стойко дом родной
И погибли, не вернулися домой.
Три березки, три подруженьки стоят.
Днем и ночью меж собою говорят;
«Посадили нас на память о себе
Трое зятьев на родимой стороне».
Три березки, три белянки поклялись:
«В память храбрых сохраним подруги жизнь,
Раскудрявыми, могучими расти
Память храбрых внукам, правнукам нести».


Источник: “Уржумская старина”, №1-2 (7), январь-апрель 1992 года, с. 11-14
Категория: Сельские поселения | Добавил: Георгич (15.08.2017)
Просмотров: 1191 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта