Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лесная деревня на самой границе
Лесная деревня на самой границе

На границе РМЭ и Буйско­го поселения на берегу реки Сюбинки располага­ется деревня Козлоял-Сюба. Невдалеке - нежи­лая деревня Викулята, Сюба, и само Буйское.


Почему Козлоял?
Часто приходилось проез­жать мимо этой, скрытой ро­щей деревни. И было интерес­но, что же это за населенный пункт с таким животноводче­ским названием. Посмотрел в разных источниках и... Ника­кого отношения к животновод­ству название Козлоял не име­ет. Козлоял — это испорченное «Кожлаял», что переводится с марийского как «лесная дерев­ня» («кожла» - лес, «ял» - де­ревня). Основана деревня была в XIX веке. Как гласит предание, пришли сюда три брата и осно­вали три деревни. Одну назва­ли Сюба (Суво), другую — Ор­сюба «Орсуво», третью — Кож­лаял. Деревня входила в состав Покровско-Мазарского района Мазарской волости Уржумско­го уезда.
Этому району в «Материа­лах по статистике Вятской гу­бернии» за 1887 год дается та­кая характеристика:
«Пахатныя земли в районе в основном суглинистыя, рас­чищенныя из-под ели и пих­ты. При расчистке леса боль­шия деревья подчерчиваются в течении весны и срубаются на другой год. При обработке зем­ли употребляют как двулемеш­ныя, так и однолемешныя сохи. Бороны практикуются по преи­муществу железныя. Из яровых посевов преобладает овес. Кро­ме овса, сеют ячмень, пшеницу, лен и коноплю. Льну и конопли высевается по ½ пуда на женщи­ну. Овес сеется американский и русский. Из сортов русско­го овса предпочитают сеять са­вальский. Савальский овес ста­ли употреблять лет 15 тому на­зад, прежде о нем и понятия не имели. У савальского овса пол­ное зерно и мякины меньше».
Населяли Козлоял в те годы государственные крестьяне, и русские, и марийцы. Сорок два двора, 109 душ мужского пола, женского - 124, в среднем на двор — почти по шесть чело­век. Земли, тоже в среднем на двор, было примерно по 16 де­сятин. Рабочих лошадей было 60 голов, да нерабочих 19, 65 дой­ных коров, 37 недойных. Мелко­го скота, в том числе и коз, око­ло трехсот голов.
Как уже говорилось выше, с момента своего образования де­ревня относилась к Уржумскому уезду. Но 25 ноября 1920 года согласно декрету, подписанно­му председателем Совнаркома В.И. Лениным и председателем ВЦИК М.И. Калининым, часть территорий Уржумского, Яран­ского, Васильсурского уездов, в том числе и Козлоял, вошли в состав образованной автоном­ной марийской области. В это время в Козлояле было 295 жи­телей, в том числе 204 мари и 91 русский. В 1933 году в деревне 53 двора.
Воспоминания очевидца
Удалось поговорить с уро­женкой этой деревни, а ныне жи­тельницей Уржума Зоей Иванов­ной Ширяевой. Встретились мы давно, еще в 2015 году, и вот что она рассказала о жизни в дерев­не в военные годы.
- Посредине деревни дорога была. От домов до реки Сюбин­ки недалеко. Речка узкая была, особенно летом. Рыба мелкая в ней водилась. Мы ее краснопер­кой называли. Красивая, перели­вается. И она как-то все стаями плавала. Мы тихоньку-тихоньку так отбежим берег-то, намет в реку и поставим. Мы никогда ее не чистили, так варили да жа­рили. Мать кричит: Зой, иди за рыбой-то! Схожу, принесу при­горшни две, уху варим. А кто по­больше, взрослые-то, ходили к Ремизятам. Там в пруд река Ор­сюбинка спускается, там была хорошая рыба. Картошку гни­лую ели. Картошки-то в колхозе садили много, мелкая на полях оставалась. Чуть-чуть весной земля начинает оттаивать, мать говорит: Зой, иди за картошкой, исти-то нечего! Ведро накопаю, пойду к колодцу, эту картошку всю палкой мою-мою, воду вы­качиваю и вымою. Картошку на крыши разложим, высушим. Она серая станет, твердая-твердая. Я за всю весну натаскала полмеш­ка. Мать говорит: Зой, неси на мельницу, смелешь, мука будет у нас. Я на плечо, она сухая-то не тяжелая, приду на мельницу, мельник смелет. Потом сколько-нибудь своей хорошей картош­ки из подполья достанем, на терке натрем, все это смешаем и мать на этой муке замесит ко­лобок - хлеб пекчи. И вот сколь рады были этой муке! Вот мы и прожили. Лебеду ели. Ее таска­ли от Верхней рощи, колотили, сушили, мололи и стебли, и ли­стья, все вместе измелется. В хлеб добавляли и ели.
Но, кроме такого самодель­ного эрзац-хлеба, бывал на сто­ле и настоящий хлеб. Конечно, не как сейчас — повседневная еда, а деликатес, лакомство. По­купали его в Буйском, и ходила за ним, понятно, Зоя Ивановна, старшая в семье после матери, лет восемь ей тогда было.
- Вечером скотину загоним, мать говорит: иди в Буйск за хлебом, может, дадут. Мы уй­дем, всю ночь в Буйске сидим у магазина, чтоб с утра пораньше очередь занять, много народу-то было. А ночью милиционер едет на лошади верхом и прямо на нас. Как завизжим и убегаем. Он разгонял, чтоб народ не сидел, там ведь не только мы были, из других деревень тоже. Мы убега­ем в огороды соседних домов, в картошке там прячемся. Вот си­дим, маленько рассветает - мы опять к магазину. Сядем, оче­редь займем, вот так навалимся друг на дружку и сидим, ждем. Когда дадут хлебушка-то, когда и не дадут. Хлеб-то в Буйске пек­ли. Если кто нас знает, так они скажут - они не наши, они из Ма­рийской, и нам не дадут. А ког­да дадут, радости-то! Помню, бу­ханки были большие-большие, килограмма два. Я среднюю школу в Буйском заканчивала. Так нам черного хлеба отрежут, я говорю — это белый. Другие, кто получше-то жил, говорят: почему белый, черный это. Нет, говорю, белый, в нем нет кар­тошки.
Дом, в котором жила Зоя Ивановна, был самым обык­новенным деревенским домом - три окошка на улицу, стоял на солнечной стороне. Сарайки, ам­бар, в огороде баня. Был он тре­тьим с конца, с Буйской сторо­ны. Здесь селились русские, и конец поэтому называли рус­ским. Электричества в деревне не было. Освещение – кероси­новые лампы. Но керосин был в страшном дефиците, если приве­зут его, давали по поллитра. За­жигали лампу только чтоб уроки выучить, да газету почитать. А так на печке сидели с лучинкой.

 
Зимой дома холодно было. Дрова заготавливать было неког­да, привезти из леса не на чем, купить не на что.
- Топили сырой березой, - вспоминает Зоя Ивановна. – У нас в огороде березы росли. Вы­сокие, большие в обхвате. Так я сама их пилила, а мне было лет девять-десять. Повалю березу, на другой день стану на коленки и пилю на тюльки. Потом их под лабаз свожу, расколю. Мать говорит: «Вот бы не Зойка, у нас бы дров-то ни сколь бы не было». Так и топим сырыми. В печь их сложат, затопят, так с поленьев вода капает. Какое тепло с них.
В общем, выживали как могли. Садили огород, соток тридцать, но картошка почему-то плохо росла. Корова была, овечки. Но только проку от них… Ведь голодали тогда не только люди, скот тоже страдал от бескормицы.
- Корова зимой чуть по поллитра давала, голодная ведь. Мать, бывало, кричит: Зой, иди надирай соломы с бани, нечем корову кормить. Зиму перезимуем, в мае корову выпускать на пастбище надо. А коровы не идут, падают. Бабы вчетвером, впятером сначала одну корову вытащат из хлева, на ноги поставят. Потом бегут в соседний двор. Пока там корову выводят, первая-то стоит-стоит, да упадет…
Вот так и жили в деревне, во всех деревнях русские женщины, пока мужья били врага на фронте. Кстати, на войну ушли 37 уроженцев деревни, 23 из них погибли и пропали без вести. Среди них и отец Зои Ивановны Иван Аникеевич Федоровых.
- Отец ушел на войну в сорок первом, - вспоминает Зоя Ивановна. - Мама Пелагея Николаевна тогда была беременна. И в сорок втором родился брат. Отцу сообщили: родился мальчик, назвали Коля. Берегите, написал он. Мама просила его фотографию послать. Отец ответил, что фотограф есть, фотобумаги нет. Мама все письма сохраняла. Вот и последнее от отца, он в лыжном батальоне служил. Пишет в феврале сорок третьего года: «Мы недалеко от боя, буду жив, не буду... Буду — напишу». Не написал...


Вернулся со службы моряк - двоюродный брат Саша

А вот дядя Петр Николаевич Шарнин, брат ее матери, домой вернулся. Он был грамотным че­ловеком, пришел с войны в 1947 году и стал председателем кол­хоза. И вот ирония судьбы. Че­ловек прошел войну, миновали его вражеские пули. А тут, на ро­дине, уже в мирное время, пое­хал с товарищем в Малмыж по­купать для колхоза косилку. И товарищ, позарившись на день­ги, убил его…


Солдат с автоматом – тот самый дядя Петя

Козлоял сейчас
Не так давно мы побыва­ли в Козлояле. Деревня, кста­ти, еще жилая. Тому матери­альное подтверждение — стог сена. Значит, люди здесь не про­сто живут-доживают, а ведут активный образ жизни.
Как сказали нам в администрации Косолаповского поселения, в деревне прописаны три человека, один жилой дом. Но ворота на запоре, хозяина нет дома.
Проехали по улице в один конец, тот, который к Буйскому ближе, русским называемый. Дома здесь большие, до сих пор красивые. Есть и каменные, есть и деревянные. Мужчина в годах вышел из ворот одного из домов, увидел нас, но на контакт идти не решился. Мало ли что... Проехали в другой конец, там пасека, там работают люди. Тут уже мы решили на контакт не идти. Хотя и говорят пасечники: «Не бойся, мои пчелы не кусают!». Не стану спорить, может, и не кусают, но жалят здорово, причем сразу же после этих уверений хозяина...
С. КОРОСТЕЛЁВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 32, 7 августа 2021 г.
Категория: Сельские поселения | Добавил: Георгич (07.08.2021)
Просмотров: 204 | Теги: деревня, Козлоял, сельское поселение, Уржумский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта