Принято считать, что название д. Тюм-Тюм произошло от слова тумо (дуб), тумо тюнг (комель дуба). По рассказам старожилов деревни, будто бы первый житель жил в дупле дуба. Но эту версию я отрицаю, т. к. на месте проживания первых жителей дубы не росли. Они росли на берегу Вятки, на Поскошине (рядом с Отаркой) и были вырублены и сожжены на кирпичном заводе. Марийское название деревни Тум-Тум (буква У с точками наверху) произошло от слова тум (У с точками наверху), что в переводе с марийского чаща, непроходимый лес. Действительно, когда пришли первые жители, на месте деревни был непроходимый лес. Русское название Тюм-Тюм произошло от слова дюм (Дюм-Дюм). Есть несколько деревень с татарским населением под таким именем: Татарский Дюм-Дюм - село в Елабужском районе республики Татарстан, Русский Дюм-Дюм Татаро-Дюмского с/с, д.Каракули (Дюм-Дюм, Дюм-Дюй, Дюдюй) - деревня на территории Вятскополянского района. Как пишет Л.Ш. Арсланов, все эти деревни были основаны марийцами. Уже позднее букву Д заменили на Т, и стала деревня Тюм-Тюм. Откуда же пришли первые жители на территорию деревни и где были первые дома? Вот что рассказала мне О.А. Васина из д. Постниково, Малмыжского района в 2021 г.: «Рядом с нашей деревней есть большой лог, который называется Тюм-Тюмский (Кугу Тум-Тум корем). Возле этого лога когда-то была деревня Тюм-Тюм (Дюм-Дюм). Рядом с логом течет река Бурец. Раньше, когда кругом был глухой лес, река была глубокой и текла широко и буйно. Однажды пошли сильные ливни и начался ураган. Всю деревню унесло водой. После этого жители деревни на лодках спустились по р. Бурец до Вятки, затем поднялись по Вятке и остановились возле крутого берега, где и стали строить дома. Так появилась ваша деревня. А на месте деревни, что находилась у нас в Малмыжском районе, позднее находили глиняные горшки, деревянные ложки и чашки. Об этом я слышала и от матери, и от бабушки». То есть, по мнению Ольги Андрияновны, первые жители в Тюм-Тюм прибыли из Малмыжского района. Осенью 2024 г. мне пришлось побывать в МарНИИЯЛИ, где нашел много фольклорного материала: 8 толстых тетрадей со сказками и толстую папку «Сборник материалов марийского исторического фольклора, 1939 год». Материалы собраны братьями Бердниковыми - Василием и Алексеем, родом из Ешпаево. Алексей Максимович собирал легенды и предания. В папке есть легенды, которые дают указание, что марийцы, живущие в настоящее время в Шурминском районе, в прежние времена проживали по Волге, под Казанью, около озера Кабан. Марийцы были вынуждены покинуть прадедовские места жительства и спастись бегством на территорию нынешних Уржумского и Кильмезского районов. Большой научный интерес представляют в этих преданиях сведения о том, что у марийцев были даже князья с органами управления. Василий Дмитриевич Петиганов, 1875 г.р., из Мамашево рассказывал, что «марийцы, проживающие около Шурмы, переселились из-под Казани. Передвигались водным путем. Во время переселения под аккомпанемент пузыря пели песню: Черная стерлядь! Ох, черная стерлядь! Где ты пристанешь, где отдохнешь? Где же твой омут и где же твой берег? Берег твой белый. Там отдохнешь». Можно сделать вывод, что в Тюм-Тюм первые жители пришли с территории Малмыжского района. Поднимаясь по Вятке, вдали увидели высокий крутой берег Вятки, а затем подплыли к речке, впадающей в Вятку - Тюм-Тюмку. Левый берег реки был тоже высокий и крутой. Дальше увидели еще одну речку, впадающую в Тюм-Тюмку. Это место им понравилось, решили остановиться здесь. А предводителем у них был мужчина по имени Талвий. И в честь его этот лог и речка получили название Талвий (Талвий энер и Талвий корем). А место это - где сейчас стоит здание основной школы и часовня. Первые дома, по рассказам старожилов, появились именно здесь. . Позднее люди стали покидать левый берег Тюм-Тюмки и перебираться на правый берег. Почему? Как говорят старожилы деревни: тюлен огыл, т. е. не было рождаемости. И один из жителей, по легенде, увидел сон, где ему предлагали перейти на другой берег Тюм-Тюмки. Жители так и сделали. В русской летописи деревня была упомянута в 1482 г. В то время она была уже на правом берегу Тюм-Тюмки. А. ПЕТРУШИН
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 37. 13 сентября 2025 г.