ДОМОЙ, В ДЕРЕВНЮ...
Ни для кого не секрет, что большинство горожан на самом деле - люди деревенские. У каждого из них есть малая родина - деревня, а в ней маленький домик, бывший когда-то центром вселенной. Центробежные силы выбрасывают человека в жизнь, мечется он, пытаясь найти наилучшее приложение для своих талантов. Потом силы меняют вектор, и человека начинает тянуть в свой дом, в свое детство. Жаль только, что иногда дом этот, деревня или село исчезает с карты и остается только в воспоминаниях, да редких старых фотографиях. И, все-равно, едет человек, домой, в деревню, в гости к своему давно прошедшему детству, детей своих везет, чтоб знали и помнили...
18 июля решили провести день своей деревни бывшие жители Опарино. Такая традиция у нас в районе есть — ежегодно собираться по определенным дням в своей родной деревеньке. Опаринцы собрались на день своей деревни впервые.
Деревня Опарино находится за Ешпаево, почти на самой границе с Мари-Эл. Год рождения ее - 1700, так что, юбиляр - 315 лет.
Опарино упоминается в «Списке населенных мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 годов». Согласно «Списку…» починок Опарин находился при речке Юргемке (сейчас - Ургемка) в 27 верстах от уездного города (Уржум) и в 25 верстах от становой квартиры (Мари-Турек). В починке было 13 дворов, в них жило 95 человек – 47 мужчин и 48 женщин.
Есть упоминание о деревне и в «Материалах по статистике Вятской губернии Уржумский уезд 1886 год». Опарино относилось тогда к Маныловскому району Пилинской волости Уржумского уезда.
Как сообщает краеведческий портал «Родная Вятка», земли опаринцы имели в среднем на хозяйство 14 десятин, по 3 головы скота (крупного), основное занятие — лесной промысел, плотницкое дело. Молиться ходили люди в с. Манылово (по прямой это, примерно, 5 км на юг), в Казанскую церковь, принадлежащую к 4-му благочинническому округу.
По переписи населения 1926 года в деревне Опарино Опаринского сельсовета Уржумской волости было 60 хозяйств. 58 – крестьянских, 2 - прочих. В деревне проживало 376 человек, из них мужчин было 151 человек, женщин – 176. Деревня был полностью русская.
Согласно похозяйственной книге 1940-1942 гг в д. Опарино Ешпаевского сельсовета Уржумского района было 67 хозяйств. Самый старый дом в деревне построен в 1868 году. Принадлежал Свининым Тихону Ивановичу (1896 г.р.) и Анне Трофимовне (1902 г.р.). Кроме них в доме жили два сына, две дочери и отец Иван Степанович (1874 г.р.). Всего проживало в деревне 353 человека. Из них - 13 младенцев 1941 г.р. (8 девочек и 5 мальчиков), правда в этом же году 5 девочек и 1 мальчик умерли. В 1942 году родились только два младенца – мальчик и девочка.
Воина чисто вымела мужиков из деревень. Опарино не стало исключением. На фронт ушли и молодежь, например Павел Александрович Свинин, которому в 41-м было пятнадцать, и Василий Семенович Юшков, в пятидесятилетнем возрасте умерший от ран в 43-м году… Воевали не только мужики. Женщины опаринские тоже примерили военную форму. Сколько жизней солдатских спасли медсестры Клавдия Петровна Свинина (1918 г.р.) и Ольга Алексеевна Свинина (1920 г.р.), спасли, а сами не вернулись домой…
А вообще, согласно Книге памяти Уржумского района, погибли и пропали без вести 68 воинов из Опарино. Это и офицеры - Александр Григорьевич Ислентьев, 1916 г.р., капитан, командир роты 525 сп, 171 сд, 11 марта 45-го года погибший в бою во время Восточно-Померанской наступательной операции советских войск. И Павел Дмитриевич Шульгин, 1919 г.р., лейтенант, комвзвода 793 сп, 1 августа 41 года погибший в бою. Это сержанты, командиры отделений, это и простые красноармейцы – стрелки, минометчики. Это и две медсестрички, о которых говорилось выше. Целая рота. Бессмертная рота…
Добраться до Опарино не сложно, особенно если смотреть по карте. От Лазарево, где был пунтк сбора, проехали до Васькино по асфальту. Далее, уже по грунтовке, на Ешпаево. Выехали за пределы деревни, поехали в сторону починка Дубровский. Где-то около бывшего починка Екатерино-Никольский повернули направо, и началось то, без чего так гладко бывает на бумаге — овраги. Дорога, вообще-то, сухая, а вот в оврагах сыро, колеи - будь здоров. У первого остановились, вышли, размяли кости. Местные «привязались к местности»: там, говорят, Опарино, еще далеко, а вот там, совсем рядом, Мальцево. Полюбовались на следы медведя и на небольшой пруд рядом. Что за речка его наполняет? Название никто не помнит, речка и речка... Потом по карте посмотрел — если рядом Мальцево, значит это речка Сардинка.
Преодолев первый «сюрприз», поехали дальше. Едешь как по аллее — кругом молодой лес, в основном — лиственные породы. Как заросло все, - сокрушаются опаринцы, - раньше здесь поля были.
А еще раньше здесь были непроходимые леса. Наши предки титаническими усилиями отвоевали у леса землю под пашню, которая кормила людей долгие годы. Сейчас природа берет свое.
Еще один сырой овраг немного задержал движение колонны. Пришлось поработать лопатами, и еще раз убедиться, что уазик для наших мест — супер-техника.
Некрутой подъем, молодой лесок остался позади. Справа еще один пруд, слева — группа тополей. Значит, здесь была деревня, ведь тополя — хранители деревни. Раньше защищали от ветров, от нечистой силы, а сейчас не дают забыть, указывают — здесь была деревня.
На зелени проступает терракотовое пятно — развалины кирпичного дома. Еще чуть-чуть, въезжаем в деревню. Здравствуй, родина, здравствуй, Опарино!
Остановились посреди деревни. Здесь все готово для праздника: поставлены столы, скамейки, работает передвижная торговля, установлена памятная стела с табличкой.
- Здесь, где мы сейчас стоим, была усадьба Зои Опариной, ее еще Егорихой называли, - рассказывает Николай Петрович Сиков, главный организатор всего праздника. - Слева — магазин, чуть дальше почта и сельсовет, справа медпункт. За нами — мастерские, фермы. Чуть в стороне — силосная яма. Совсем новая была, построили ее незадолго до того, как люди стали разъезжаться...
Потом мы с Николаем Петровичем пройдем по деревне. Когда-то чистая и ухоженная улица безбожно заросла, мостики (а их было два — один для пешеходов и один побольше, чтоб на лошади или машине) через речку разрушились, и пройти невозможно, пришлось объехать. Но, тем не менее, Николай Петрович прекрасно ориентируется, все помнит: вот дом председателя сельсовета Вахрушева Степана Яковлевича, а здесь бригадир жил Иван Михайлович Свинин. Он, Иван Михалыч-то, встанет пораньше, всех обежит, всем задачи поставит, вспоминает Николай Петрович, идешь на работу и уже знаешь свою задачу. Старой, крепкой закалки был человек...
За разговорами вышли к пруду. Цапля, не привыкшая к обществу людей, тяжело поднялась и улетела куда-то, перестраховщица. Кулики просто перелетели чуть дальше и опять своими делами занялись.
Кстати, речка местная Урдемкой называется. Берет начало она в километре-двух севернее деревни, наполняет своими водами пруд перед ней, пробегает поперек деревни, поворачивает направо, отделяет, приняв в себя безымянный ручеек, Опарино от его соседа — тоже давно уже нежилой деревеньки Еремино (или, как называют ее местные жители — Яреминцы), бежит к Красногорам, и, пробежав километров пять, сливается с другой речкой Ирекой, текущей с юга, от деревни Ворончихино. Объединившись, обе речки-сестренки впадают в Уржумку.
В Еремино попасть не удалось, заросли плюс естественная водная преграда, да и по плану сейчас — открытие памятника деревне. Николай Петрович и старейшая из присутствующих здесь опаринцев И.Д. Карачева (1937 г.р.) сдергивают с памятника покрывало: «Деревня Опарино основана в 1700 году. От благодарных потомков»...
Солнце потихоньку скатывается к западу, недвусмысленно намекая, что работать сверхурочно сегодня не собирается. Пришлось собираться нам. Собираться восвояси. Попрощались, еще раз поблагодарили Николая Петровича и его помощников и железно договорились на следующий год встретиться здесь снова.
Когда идешь за грибами или еще с какими целями удаляешься от цивилизации и асфальта и встречаешь такие вот заброшенные деревни, испытываешь сложные чувства. С одной стороны, нет нашей вины в том, что погибают деревни, зарастают с таким трудом расчищенные от леса поля. Процессы это, как говорится, объективные. И сам-то, ведь, вряд ли остался бы жить здесь. Но, все-равно, как-то щемит сердце, и тянет хотя бы ненадолго домой, в деревню...
Источник: "Кировская искра", №34 от 22 августа 2015 |