Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Деревня Паникла

Деревня Паникла

Местность, где возникла деревня в древние времена, представляла собой непроходимую лесную чащобу. Население — преимущественно удмурты и марийцы. Первые русские поселенцы этих мест были скорее всего стрельцами, быть может даже, бежавшими от наказания за участие в пугачевском бунте.

Два брата Дмитрий и Петр, фамилии и отчества которых уже не установить, и положили начало деревне.

Название деревне, по видимому, было дано потому, что место лесной расчистки было выбрано в низмине. Постройка братьями жилищ была незаметна, она как бы поникла.

Постепенно деревня разрослась до 43 домохозяйств, под общей фамилией домохозяев — Костромитиновых. Откуда же возникла эта фамилия?

Она произошла так. Один из братьев, основателей деревни, Дмитрий нарубил кучу леса и сложил в виде костра. Долгие годы, лежа неубранным, этот костер уже стал приобретать своего рода историческое значение, получил даже название Костер Митин. Впоследствии это название перешло в прозвище, а потом стало фамилией Костромитиновых.

Развиваясь на протяжении двухсот лет, деревня ничем особенным не выделялась. Она, как и многие другие, переживала те же коллизии.

До революции, после ее деревня имела при 255 жителях общую площадь земли 519 десятин. Под севооборотом и лесом было 46 десятин, остальная же занята частью луговой и неудобной площадью.

История деревни будет неполной, если не сказать о том, что граждане деревни Паникла в 1923 году решили на общем собрании зачислить почетным крестьянином своего села Всероссийского старосту М. И. Калинина.

В наши дни вскрыты многие негативные стороны деятельности Калинина, и авторитет его резко упал. Но тогда в 1923 году было иначе. Три крестьянина были направлены в Москву на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. Им и было поручено вручить М. И. Калинину домовую книжку Почетного крестьянина бывшей деревни Паникла. Так как собрание решило переименовать деревню Паникла в деревню имени Калинина. Почетным председателем Калининского сельского Совета избрали председателя Уржумского уисполкома Василия Петровича Обелова (отца будущего Героя Советского Союза периода Великой Отечественной войны Льва Васильевича Обелова). В. П. Обелову был также вручен почетный крестьянский мандат.

Кстати, в домовой книжке была отражена краткая история возникновения деревни. Там же есть сведения, касающиеся и Уржума. Насколько они достоверны это вопрос. Тем не менее, написано о том, что в период ликвидации Пугачевского бунта, в трех верстах от двух марийских околотков находились деревни Ур и Жум, названия, которых вскоре слились, и получился Уржум, ставший пунктом для торжищ и товарообмена. Невдалеке поселились два «беглых», очевидно пугачевских, стрельца Дмитрий и Петр. Те самые, что и основали Паниклу.

...Позднее люди стали называть свою деревню любовно Калиновкой, а историю происхождения названия помнили только старожилы.

Много было песенников в деревне, которые любили и высоко ценили, берегли русские народные песни. В 30-е годы в деревне был создан хор русской народной песни. Основателями хора были Надежда Михайловна Копанева и ее брат Алексей Михайлович Костромитинов.

Хор просуществовал многие десятилетия, принимал участие в районных и областных конкурсах народной песни, выступал на областном телевидении.

Слава о хоре разлетелась за пределы области. Из Москвы, из института имени Гнесиных, приезжала Светлана Леонидовна Браз и записывала русские народные песни в исполнении хора.

Много любителей и знатоков народной песни жило в Калиновке. Они слаженно исполняли хоровые, свадебные, хороводные, лирические песни. За свое мастерство хор был удостоен звания — народный.

Надежде Михайловне Копаневой недавно исполнился 81 год, она уже не поет по состоянию здоровья.

Наш земляк, писатель Альберт Лиханов, познакомившись с этим хором, их песнями, назвал главу в своей книге «Смысл сущего» — «Прикосновение к чистоте». В деревне пели по вечерам. Собирались у дома А. М. Костромитинова и называли дом «певчей избой». На завалинке рубленой русской избы сидели седобородые старики, старухи, повязанные белыми праздничными платками, и пели сердечно, навечно запечатленные памятью чудесные песни.

Жители деревни имени Калинина знали и пели 120 песен. В них вся пережитая жизнь. Наряду с песнями ставили они и старинные танцы: «Кадриль», «Браковочка», «Кружилиха». Старожилы помнят поставленную на фоне хора совместно с танцевальной группой Уржумского Дома культуры танцевальную картинку «Белорецкая ярмарка», с которой выступали на смотре в городе Кирове и по телевидению.

«И горечь, и веселье, и озорство, и тоска, и страдание, и любовь — вся гамма чувств, которыми обладает русский человек, вложены в эти чудные, неповторимые песни», — пишет о хоре Альберт Лиханов.

Песня всегда с человеком и грустная:

«Сяду в садик да на яблоньку

Да на кудрявую,

И спою я песню жалобну,

Да жалобехоньку-у...»

и веселая:

«Всю я ночку, всю я темну, ой, не сыпала,

На окошке белой грудью, ой, пролежала,

На окошке белой грудью, ой, пролежала,

Своего дружка милого, ой, дожидала…»

Л. КУЛИНИЧ.

Людмила Ивановна Кулинич — научный сотрудник Уржумского краеведческого музея. Краеведением занимается давно, ведет большую поисковую работу, переписывается с родственниками выдающихся наших земляков, работает со школьниками и учащимися средних учебных заведений Уржума по пропаганде истории нашего края.

Источник: “Уржумская старина”, №3, май-июнь 1991 года, с. 36-38.

Категория: Сельские поселения | Добавил: Георгич (14.08.2017)
Просмотров: 449 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта