Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ДЕРЕВНЯ, КОТОРОЙ НЕТ. История деревни Шихали
ДЕРЕВНЯ, КОТОРОЙ НЕТ
История деревни Шихали

Кировское областное государственное
общеобразовательное автономное учреждение
"Гимназия г. Уржума"
Работу выполнила: Савинцева Инна ученица 9 «б» класса;
Руководитель: Вершинина Татьяна Леонидовна, учитель истории.

 
ВВЕДЕНИЕ

ПРОБУЖДЕНИЕ (поэма)
В низовьях Вятки, там, вдали,
Среди лугов, садов, полей
Жила деревня Шихали.
В тени берёз и тополей.
Изба простая - отчий дом –
Охапка дров у русской печки,
Полати, лампа над столом,
Божница с жёлтенькою свечкой.
Теперь деревни нет в помине,
Как нет в живых её творцов.
Она, поверьте, и поныне
Дороже нам любых дворцов.
Здесь родились мы и росли,
Познали радость и печали.
Мы на руках свой труд несли
В тайге, в Сибири, на Урале....
И снится нам: земля родная,
Крик петухов, черёмух цвет.
Деревня наша молодая,
Которой краше в мире нет!

Авторы: К. Рябкова (ветеран-медик),
М. Киселёва (ветеран педагогического труда),
уроженки деревни Шихали

Города, поселки и деревни, как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают. Как, когда и почему появилась деревня, кто построил первый дом на берегу? Почему ее не стало? Её затопило или сгорела, а может, закрылась школа и магазины? Если исчезла с карты Земли наша малая родина?.. Что мы можем сделать? МЫ МОЖЕМ СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О НЕЙ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ. А интерес к историческим корням непременно появится и у россиян, как это уже произошло в странах Европы.

Более десяти лет краеведческая группа Уржумской гимназии занимается историей старообрядчества на Уржумской земле. Один из населённых пунктов, где проживали старообрядцы - деревня Шихали, которая была расположена недалеко от села Шурма. Мы решили изучить историю этой деревни.

Актуальность темы в её новизне. Есть несколько публикаций об этой деревне в газете «Кировская искра», в которой отражены воспоминания жителей Шихалей о 30-40-х годах 20 века. Но нет описания истории этой деревни с момента возникновения до исчезновения её с карты Уржумского района. Почему именно деревня Шихали? Потому что многие потомки жителей деревни Шихали учились в нашей гимназии, и мы интересуемся судьбой учеников нашей школы.

Проблема – источники по истории деревни Шихали существуют, но они не систематизированы.
Объект исследования: история деревни Шихали, связь этой истории с историей нашей страны.
Предмет исследования: статьи периодической печати, альманах «Уржумская старина», архивные материалы, материалы краеведческого музея, воспоминания жителей деревни.
Цель исследования: отразить историю деревни Шихали, развить интерес к изучению родной истории, к приобретению краеведческих навыков, а также пополнить фонд материалов нашей школы по истории старообрядческих населенных пунктов.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по данной теме:
а. письменные: статьи периодической печати, издания краеведческого характера, архивные документы;
б. изобразительные источники: фотографии, экспонаты музея.
2. Составить библиографический список источников для написания данной работы.
3. Обобщить и структурировать материал в соответствии с данной темой.
4. Определить перспективы развития данной темы в современных условиях и свое личное отношение к ней. Роль и значение исследования может быть определенно использованием данного материала на уроках краеведения, при сознании экспозиционных стендов по истории Уржумского района.

Структура и объем работы:
- работа состоит из двух основных глав:
1. История деревни Шихали.
2. Талантливые земляки.

 
1. ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ ШИХАЛИ
 
Сняты с учета десятки населённых пунктов. Вместе с последними жителями из этих деревень ушло и жилое. И сегодня из памяти стирается многое, что следовало бы помнить. Была на земле уржумской деревня Шихали. Сейчас деревня встречает своих гостей тишиной и пустырями на месте домов. А когда – то в старину Шихали жили укладисто, зажиточно. Деревня в 120 дворов насчитывала до 10 строений каменных, капитальных, ухоженных. И деревянные дома просторные и добротные с клетями и подклетями, с хлевами и конюшнями. Сусеки и амбары хозяйские хранили продукты, заготовленные впрок.

1.1. Первые жители деревни.

В материалах по статистике Вятской губернии немало интересных сведений, касающихся населенных пунктов Уржумского уезда. Так, например, там сообщается, что в Больше-Шурминской волости в первой четверти 19 века (до 1825 года) появились починки: Манылов, Большое Игнашево, повыше Черного ключа (Шихали), Савинов.(6)

Таким образом, время появления Шихалей - начало 19 века. Во второй половине 19 века в починке было более 30 дворов. Дьякон Шурминской Христо-Рождественской церкви в 1880 г. составляет список раскольников «Обретающихся в приходе Шурминского завода Христо-Рождественской церкви», где сообщается, что в «починке повыше Черного ключа» проживает представителей федосеевского согласия: женщин - 42, мужчин - 46, фамилии, которые они носят: Шихалевы, Шульмины. Представителей филипповского согласия: мужчин - 67, женщин - 83, фамилия - Новокшоновы».(4)

В деревне жили представители разных старообрядческих толков: Ионовцы, Васинцы, Максинерцы. Разделение произошло из-за обрядностей. В «Уржумской старине» № 4 за 1991 год сообщается: «Починок с названием Шихали (повыше Черного ключа) входил в состав Больше-Шурминской волости. Население было русским, выходцы из Нолинского района. Почти все жители починка носили фамилию Новокшеновы». В 38 дворах жило 137 мужчин и 140 женщин. Семьи в Шихалях были большие: в среднем на двор приходилось по 7,3 душ обоего пола. В расчет на двор в Шихалях приходилось по 22 десятины земли, 71 рабочая лошадь, 109 дойных коров, 690 голов мелкого скота держали жители починка.

Из рассказа Анисима Петровича Шихалева, 1915 года рождения, жителя д. Шихали:
«В деревне занимались сельским хозяйством. Выращивали лен для одежды, коноплю для снасти, овес, рожь. Выращивали и для себя, и для продажи». (10)

Из рассказа Варвары Аммосовны Ветлужских, 1927 года рождения, жительницы деревни Шихали:
«Деревня была расположена на берегу реки Киновошки. Был пруд. К 30-м годам деревня состояла из 120 дворов, шла одной улицей, проходя через 2 лога. Население было русское - старообрядцы, но старообрядцы Шихалевского (Филипповского) и Русско-Турекского (Федосеевского) согласий. Мужья жен брали только своей веры (в основном) и из д. Шихали (лишь бы не состояли в родстве). В деревне стоял дом-молельня. Порядок был строгий. В деревне был староста, которого выбирали на сельском сходе. На сходе присутствовали мужчины из каждого двора и вдовы. Деревня Шихали была зажиточная, жили все дружно. Во всей деревне бедных было 3-4 семьи, но им помогали все, кто, чем мог. Пьяниц в деревне не было. Курило только 2 мужика, да и то один из них приезжий. За провинности вызывали на сельский сход, обсуждали, выносили порицание или наказание. Деревня жила сельскохозяйственной продукцией и животноводством, но были и кустари: столяр Давыд Исаевич Новокшонов мастерил сани, телеги и т.д.; горшечник - Владимир Луппанович Новокшонов; печник - Порфирий Иванович. Были самопрояшечники, ложкари. У Гаврила Артемьевича Шихалева была маслобойка. Свадьбы справлялись по «мясоедам». Заведенный обряд выданья соблюдался строго. Невеста собирала «девишник», на который приходили подруги. Девушки пели песни, невеста дарила всем ленты. Жених с родителями после засылки сватов, приходили на «рукобитие», где договаривались о союзе молодых и назначали день свадьбы. Женщины и девушки д. Шихали, Шихалевской веры, носили цветные сарафаны, а рубахи только белые, вышитые на рукавах и отороченные кружевами. Кофты не носили. А почитатели Русско-Турекской веры носили кофты - молодежь светлые, пожилые - потемнее. В деревне Шихали праздники справляли все вместе. Праздник «Летний Никола» (22 мая по новому стилю) справлялся только здесь. Кроме этого праздника основными праздниками были: «Зимний Никола» (19 декабря по новому стилю), «Рождество», «Пасха», «Крещение», позже Октябрьские». (8)

1.2. Образование колхоза «Подарок Октября».

В тридцатые годы был образован колхоз «Подарок Октября», в это же время появилась начальная школа. Но колхоз вскоре распался, видимо из-за того, что было много единоличников, не желающих вступать в него. Но все же, через какое-то время колхоз образовался вновь. Председателем был назначен посыльный из «двадцатипятитысячников» (присланный из города коммунист). (5)

1.3. Трудные военные годы.

Мирную жизнь жителей деревни Шихали оборвала Великая Отечественная война.

Из воспоминаний Зиновии Терентьевны Новокшоновой (в девичестве Пестовой), 1931 года рождения, уроженки деревни Шихали:
«В войну на фронт ушло около 90 жителей Шихалей. Отправлялись на пароходе из Шурмы. Народ плакал так, что не слышно было шума парохода. Мой отец, Терентий Григорьевич Пестов, погиб в 1941 году на реке Северной Двине. Он был поваром, его часть попала в окружение. Из всего батальона в живых осталось 27 человек. Наш односельчанин, Андрей Анифорович выжил и вернулся по ранению домой».(9)

Отважно сражались уроженцы деревни Шихали на фронтах Великой Отечественной. Многие так и не вернулись в родную деревеньку.

Оставшиеся в деревне кормили и одевали страну. Хорошо, в колхозе коней было достаточно, на себе да на буренках плугов и борон не волочили. Кроме хлеба и картофеля, на полях синел лён, росла конопля. Лён – на холсты, конопля – на посконину (колет, да греет), а больше – для мешков под зерно и прочие нужды. Во время войны в деревне остались женщины, подростки и старики. Сразу после окончания занятий в школе, 12–13-летние подростки сменяли женщин за бороздой, а 14–15-летние – за плугом, 10-летние занимались прополкой посевов на семенных участках. Рабочий день в войну начинался в 5 часов утра и заканчивался в 9 часов вечера. Было плохо с хлебом. Вначале жили старыми запасами, затем приходилось подмешивать в муку клеверные кашки, семена лебеды, тереть сырой картофель. Пока были не выполнены госпоставки зерна, на трудодни хлеба не выдавали – за это председателя ждала передовая или Колыма.

1.4. Большой пожар.

Суровым было военное время, а тут еще беда пришла...

Из воспоминаний Зиновии Терентьевны Новокшоновой:
1943 году в деревне случился большой пожар. Одна женщина ходила к корове с фонарем, запнулась и упала. Керосин разлился, и огонь попал на солому. Загорелось на рассвете. Дома стояли близко друг к другу, и огонь перемахивал с одного дома на другой. Мы во время пожара с бабушкой сидели на берегу пруда со скарбом, который вытащили из дома. Мама убежала на пожар. Огонь остановился за два дома от нас. Сгорело 22 дома. Многие остались без крова, без одежды и средств существования.

Выстрадала и вынесла все тяготы деревня Шихали. Как бы трудно не жилось самим, приютили погорельцев. В ту пору всё было общее – и беда, и радость. Помогали друг другу, чем могли, делились последним куском хлеба.

После пожара многие погорельцы не могли построиться, они и первыми стали уезжать, в основном, за Вятку в Пиляндыш, Травянистое. После войны в деревне еще было много народа. Молодежь по вечерам собиралась в каком-нибудь доме на вечёрки, парни откупали избу у бедных, которым нужны были деньги. Пели, плясали, когда под гармошку, когда и под песни. Иногда привозили кино, показывали прямо на улице. Колхоз по прежнему назывался «Подарок Октября». Помню председателя Никифора Агафоновича Шихалёва».(9)

По воспоминаниям Василия Ивановича Шихалева, 1952 года:
«В 1960 годы в деревне была начальная школа, магазин. Из хозяйственных построек телятник, коровник, птичник. Ребята постарше ходили в школу в Актыгашево, там была восьмилетка». (11)

Деревня исчезла с образованием центральной усадьбы совхоза «Шурминский» в 60-е годы. Переезжали всей деревней на одну улицу в Верхнюю Шурму, по мере строительства домов совхозом. Уезжала на заработки и на стройки молодежь. Под влиянием политики государства в отношении религии, трудно стало сохранять старообрядческие традиции и верность религии. Молодежь перестала соблюдать обряды. Замужество и женитьбу не связывали с обязательной принадлежностью к старообрядчеству. Появились в семьях мирские снохи и зятья. К 1976 году уехали все, «последним – Новокшонов Матвей Васильевич». (11)

Остался один дом нежилой, да и его подожгли. Часть семей переехали за Вятку в Пиляндыш и Травянистое в леспромхоз. Там и сумели сохранить старообрядцы свою веру и духовную общину. Однако окончательно деревня снята с регистрации «по решению Уржумского райисполкома от 03 августа 1987 года». (1)

2. Талантливые земляки

В каждой деревне есть свои знаменитости, которые прославили свою малую родину успехами в делах, творчеством. Шихали тоже имеют своих талантливых земляков, которые не забывают свою родную деревню.
Один из них Георгий Ефимович Шульмин, родился в 1934 году в д. Шихали, в семье колхозника.

Шихали мои когда-то
Были крепкой слободой,
Но держались брат за брата,
Чтобы справиться с нуждой.
Люди, добрые, простые,
Работящие к тому же,
Обрели места пустые,
Заселили эту глушь.
И построили деревню
Под названьем Шихали
Со своим укладом древним.
А года все шли и шли...


Его предки - старообрядцы, поэтому и он считает себя религиозным человеком. Окончив 7 классов, ушел из школы, чтобы начать работать. С 16 лет уехал из деревни в леспромхоз, где работал лебёдчиком на погрузке древесины.

Жизнь - она с приправой перца,
И не будем упрощать.
Уходили с болью в сердце,
Уходили промышлять. (7)


В 1953 году был призван на военную службу. Четыре года служил на Тихоокеанском флоте. Демобилизовался в конце 1957 года и приехал в город Асбест (Свердловской области) к родственникам. Так здесь и остался. Работал на обогатительных фабриках и на руднике комбината «Ураласбест».

В 1964 г. закончил 10 классов вечерней школы. В школе удачно получались сочинения, изложения. С 6 класса был членом редколлегии. Стал больше читать, знакомиться с творчеством писателей и поэтов. Большое впечатление получил от знакомства с творчеством Сергея Есенина.

В произведениях Георгия Ефимовича много детских воспоминаний, а также воспоминаний, связанных с рассказами бабушки, мамы. Бабушка его была сказительница, также знала рецепты врачевания. Бабушка Георгия очень любила, да и он отвечал взаимностью.

В поэме «Пробуждение» есть и воспоминания о войне, глава «Годы войны». Он, 7-летний паренек, пронес через всю жизнь воспоминания об этом страшном событии.

Я помню себя в сорок первом.
Деревня в тот день голосила.
Фашистская злобная стерва
На русскую землю вступила.
И лето в зените стояло,
И рожь уже тронулась в колос,
Как Родина-мать застонала,
Как горько звучал ее голос!..(7)


Георгия Ефимовича всегда привлекала творческая газетная работа, поэтому с 1957 г. он стал активным внештатным корреспондентом редакции «Асбестовский рабочий». При редакции газеты была организована учеба, проводил ее редактор газеты.

Георгий Ефимович писал заметки и очерки о тех, с кем работал на предприятиях комбината «Ураласбест», о ветеранах войны и труда. Стихи стал писать в возрасте 60 лет. Но постепенно снова переключился на прозу. В 2003 году в Асбесте вышел его сборник «Пробуждение». Из-за отсутствия спонсоров тираж сборника небольшой. По мере скопления средств Георгий Ефимович переиздавал сборник несколько раз. Очень легко и интересно читаются стихи из сборника, особенно для его односельчан. В Шурминском музее есть подарочный экземпляр.

Свидетель и участник Великой Отечественной войны, Шихалев Михаил Кириллович родился в 1924 году в деревне Шихали, в 5 км от с. Шурмы. Был призван на службу в 1942 году. Орден Славы III степени получил за боевые заслуги на Курской дуге. Дивизия занимала плацдарм на подступах к городу Белгороду. Был дан приказ отстоять плацдарм. Орудие под командованием Шихалева оборонялось, уничтожая огневые точки и живую силу противника.

Еще один знаменитый уроженец Шихалей - Новокшонов Кондрат Васильевич, инженер – конструктор. Он родился 3 октября 1933 года в деревне Шихали Шурминского (ныне Уржумского) района. После школы окончил Нартасский сельскохозяйственный техникум, позднее Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Работал в Рязанской области. С началом строительства Волжского автозавода переезжает в Тольятти, где работал на Волжском автозаводе (ВАЗ). Вначале занимался подготовкой кадров для производства. Затем перешёл на должность конструктора. Является соавтором книг и альбомов по устройству, техническому обслуживанию и ремонту всех моделей автомобилей «Жигули», «Нива», «Лада» до 1983 года выпуска. Ветеран Волжского автозавода. Но для нас важно то, что Кондрат Васильевич является главой большой семьи Новокшоновых, которая тесно связана с нашим городом, а главное с гимназией города Уржума.

Сын Кондратия Васильевича – Новокшенов Василий Кондратьевич живет в Уржуме и тоже известный человек в городе. Василий Кондратьевич – знаменитый ученый, педагог. Родился 4 февраля 1958 года в Мари-Турекском районе МАССР. После окончания средней школы в городе Тольятти (1975) окончил Тольяттинский политехнический институт (1980). Работал здесь преподавателем (1981-1991). Закончил аспирантуру МВТУ им. Баумана в Москве. Кандидат технических наук. С 1991 года живет в городе Уржуме, работает преподавателем в Профессиональном лицее (ПЛ-38). Имеет публикации в центральных журналах. (ЛКАВ. Ф. 3., оп. 3, папка 1, дело3).

Все дети Василия Кондратьевича Новокшонова учились в нашей гимназии. Сын - Новокшонов Иван Васильевич окончил гимназию города Уржума в 1998 году. Затем успешно завершил обучение в Марийском Политехническом Университете, факультет лесотехнический. Работает в Подмосковье кадастровым инженером. Сын - Новокшонов Василий Васильевич окончил гимназию в 2002 году с золотой медалью. Учась в гимназии, Василий увлекся химией и был участником и призером областных и республиканских олимпиад школьников по химии. После школы поступил на химический факультет Вятского Государственного Университета. Затем аспирантура Казанского Государственного Университета, и недавно Василий Васильевич успешно защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом химических наук в возрасте 25 лет.

Дочь - Новокшонова Елена Васильевна окончила гимназию в 2006 году с серебряной медалью. В настоящее время учится на лесотехническом факультете Марийского Политехнического Университета.

Мы любим место, детство наше, где прошло,
Воспоминание у нас в душе теплиться.
Деревня милая моя, родная деревенька,
Закаты дивные, веселые зарницы.
А за деревней рощи да леса,
Лугов просторы, пашни полоса.
Полны леса наградою грибной
И спелой ягодой, лечебною травой,
Еще веселым пеньем соловья,
Журчанием хрустального ручья…


г. Уржум, 2012
Источник: https://tvershinina.jimdo.com
Категория: Сельские поселения | Добавил: Георгич (28.10.2017)
Просмотров: 2602 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта