Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Деревни, фамилии...

Деревни, фамилии...

Единственным источником, характеризующим наш район в XVII веке, является переписка Цепочкинского Спасского монастыря. Грамоты и акты Спасского Цепочкинского монастыря впервые были найдены академиком Я. Бередниковым в 1833 году. Позднее, часть грамот была обнаружена и опубликована в 1869 году Московским архивом Министерства юстиции.

1891 году историк А. А. Спицын напечатал в газете «Вятские губернские ведомости» несколько новых актов (из архива церкви сала Петровского Нолинского уезда). Большую лепту в публикацию новых актов и грамот внес историк А. С. Верещагин.

Одна из первых грамот, а это грамота царя Михаила Федоровича на Уржум воеводе В. А. Коржбоку, подтвердительная, о владении монастырской землёй, данная строителю Спасского Цепочкинского монастыря старцу Кириллу с братьею. Грамота эта датирована 8 марта 1645 года, в ней указана и дата основания монастыря — 1622 год. Монастырь был построен с позволения государя, о чем и свидетельствует грамота царя «...по нашему указу, а по их челобитью (имеется в виду основатель монастыря старец Кирилл — прим, автора) велено им, строителю с братьею в Уржумском уезде на Чепочкиных горах черный лес расчищать и монастырь строить... И они де на тех поросших Чепочкиных горах, расчистя черного леса, воздвигнули церковь во имя боголепного Преображения...» Из документа стала известна и дата строительства первой деревянной церкви в Цепочкине — 1624 год. В 1634 году эта церковь сгорела, как и вновь построенная на этом месте, которую погубил пожар в 1676 году.

В 1711 году был построен нижний этаж новой церкви, теперь уже каменной, в 1718 году во имя Преображения Господня был освящен верхний храм...

Но это отступление, главная тема — монастырь. О нем и речь. В грамотах монастыря в основном речь идет о периоде до конца XVII века, о времени, когда монастырь вел неоднократные тяжбы по земельным вопросам с Вятским монастырем и местными владельцами земли, угодий, рыбных ловель.

Вот это то и интересно, так как упоминаются в грамотах с привязкой к дате населенные пункты уезда. Так, например, идет речь о том, что в 1615 году стрелец Пешка Дюков получил на льготу на восемь лет поляну (и в других документах место это называется Дюкова поляна, современное Дюково — прим, автора).

В 1646 году стольник Я. М. Толочанов и подьячий А. Фаворов провели перепись по государеву цареву указу. В переписи этой зафиксированы вотчины Цепочкинского монастыря, а также поместные деревни и дворы в Уржумском уезде.

Документ этот интереснейший, датирован он 5 марта 1646 года. Данные по городу Уржуму в печати уже опубликованы, по деревням уезда нет. Так вот, в то время в Уржумском уезде были такие населенные пункты: Деревня Буй на речке на Бую, деревня Сардинская, починок Пеньбинский. Это конечно не все. Остановимся на них. В переписи зафиксированы не только количество дворов, но и имена жителей. Так в деревне Буй (современное село Архангельское) в то время жили люди с фамилиями Резвые, Бутаковы, Злобины, Кислицыны, Лобастовы, Зыковы. В деревне Сардинской Филимоновы, в починке Пеньбинском — Щелчковы, Петровы, Болиголов. Всего в этих трех населенных пунктах проживало 15 «... человек крестьян да их детей и братьи и племянников 27 человек».

Таким образом, эти 15 дворов и составляли три населенных пункта. Дату 1646 год можно считать основанием этих сел, так как более раннего упоминания вышеназванных деревень нет.

В Цепочкине, вернее в вотчине монастыря проживали к этому времени не только монахи, упоминаются в документах переписи жители с фамилиями Белоглазов, Родыгин, Трапезников, Филимонов, Стяжкин, Кулаков, Шишкин, Штин, Верещагин, Востриков, Перескоков, Ветлуженин, Обухов, Суворов, Лянгасов, Сметанин, Городилов, Березкин и многие другие. Встречаются фамилии Панагушиных, Наговицыных. Кстати, многие из этих фамилий коренных жителей Цепочкина встречаются и поныне. Кто знает, быть может Офонька Дмитриев сын Перескока, а также Ивашко Савин сын Перескока, или Ивашко Яковлев сын Воронцов — далекие предки сегодняшних Перескоковых и Воронцовых?

Упоминаются и вотчинные деревни. Скажем починок Ключище, а в нем дворы Юшки Романова сына Чапаева, у него детей Ивашко да Ондрюшка; двор Терешки Яковлева сына Вальцова, а у него сын Мишка...

В починке Отары проживали Кононовы, Лянгасовы и Устюженины.

А всего за Спасским Цепочкинским монастырем на это время было в слободе и в починках 64 двора крестьянских, 28 дворов бобыльских в них 69 человек, да детей и братии 85 человек.

Упоминается и сельцо Мачехино, которое записано за помещиками Данилом и Иваном Васильевичами Мачехиными.

За Уржумскими воскресенскими попами записана деревня Сарда на речке Сарде.

Большим источником для изучения истории села Петровского (Жеребцова поле) служит грамота царя Алексея Михайловича от 3 июня 1647 года и «Правая выпись Цепочкинскому монастырю на впадение Жеребцовым полем», где упоминается первая дата, связанная с историей села — 1604 год. Упоминается в грамотах деревня Чам, причем в прямой связи с образованием Уржума... «В обыску ж 56 человек уржумской черемисы старожилов и соседей Чамской волости черемисы сказали; что де они ведают, а иные слышали от отцов своих и от Чамских черемис: как де поставили город Уржум воевода Володимир Головин и Семен Яропким, и деревни де Сарды у черемисы пахотные земли и сенные покосы отошли под город и под городовые поля в пашню уржумским детям боярским и стрельцам. А их де черемис с тех старых отар перевели на новую усадьбу, где они ныне живут, и им де на том новом месте пашни пахать стало негде, и по указу великого государя и по их челобитью в Чамской волости им отведены лишние поля Чам-Чам да поле Жеребцово...» А отводил им те поля сын боярский Иван Берсенин.

Возможно и название деревни Берсениха, связано с именем боярина Ивана Берсенина и рождением своим обязано именно ему. Если это так, то основание деревни — середина XVII века, 1647—1650 годы.

В возной грамоте казанских воевод, данной игумену Цепочкинского монастыря Геласию на вотчинную их пашенную землю, сенные покосы и крестьян в августе 1669 года к монастырю уже отнесены крестьяне живущие в ранее не упоминавшихся населенных пунктах: в деревне Малкове, деревнях Крюкове. Запольской, Колыбаеве, Толоеве, Попове, Новокрещенской, Дюковой полянке, починке Чапаева Ключища. Упоминаются здесь и речки Сик, Варзан, Чюжбей, Кинделетев луг, Кривое озерко, Акелево поле. Смысл грамот в другом конечно, это не перепись — главная тема их закрепление населенных пунктов за монастырем и обязание крестьян живущих в деревнях... «игумена и братию слушать, пашню на них пахать и доход им в монастырь платить...»

В грамоте царя Алексея Михайловича от июля 1674 года, упоминаются Озигаловское и Ивановское озера — как места рыбных ловель. также объекта тяжбы между монастырем и коренным населением тех мест. А в грамоте царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны от 1666 года упоминается и деревня Кизерь, причем косвенно можно вычислить дату первого упоминания ее... «на Уржуме в приказной избе в окладных приходских книгах прошлого 145-го (1637—1638 гг.) написано: деревни Кизери на черемисе на Пайгисе Пахтызине с товарищы с рыбной ловли по Килмесе реке и с Кульминского устья с курьи и до Абдуллинского истоку, что впал а ту же курью, до старые Килмеси (вероятно до старицы этой реки — примечание автора), да на той же стороне с Ловозерского истоку да по Килмесе по реке вверх до Валас речки по обе стороны с озера и истоки — оброку рубль тринадцать алтын, две деньги...» Так, что считавшаяся ранее датой образования Кизери 1686—1688 годы несколько неверна. И даже дата 1637—38 годы тоже может быть отодвинута на более раннее время, если удастся найти документ с упоминанием Кизери, датированный до этого времени.

Со временем владения монастыря расширялись, места постепенно осваивались русскими. К 1694 году количество населенных пунктов увеличилось, несколько видоизменились названия их. Так в выписи из Уржумских отдаточных книг данной игумену Цепочкинского монастыря Макарию мы встречаем названия деревень Талова (ранее Толоева), Колубаева, Лом, Дуброва, Поповская (Попова ранее), деревни Дюкова, Гридина, починок Карташев, деревня Елфимова. В грамоте царя Петра Алексеевича от апреля 1694 года упоминаются уже деревни Поповка, Крюкова, Чепаева, Сморкалова, Ератва, Дубровка.

Несколько ранее, 1686 годом, можно датировать упоминание деревень Пестовой, Вострой Веретеи, Варзанки, починка Грызихина, деревень Тайбековские Отариша (вероятно современное Табеково), Какуй и другие.

В. ВЕТЛУЖСКИХ.

Таким образом лишь незначительная часть грамот, позволяет окунуться в глубокое прошлое, узнать многое из того, что ушло от нас вместе со стариками, стерлось из памяти нашей.

Я пытался проследить историю возникновения деревень и сел, и коснулся лишь определенной территории — Цепочкино и его окрестности. Но это не значит, что названные документы не говорят больше ни о чем, наоборот, из грамот монастыря можно узнать очень многое: каков был характер взаимоотношений между крестьянами и монастырем, каков был порядок получения сенных покосов и рыбных ловель, какие реки, озера были в том или ином месте.

Это, пожалуй, самый обширный и интересный пласт истории нашего района и он ждет своего исследователя. Есть там сведения и по истории села Рождественского. Вообщем то, что в 1913 году опубликовала в сборнике Вятская ученая архивная комиссия бесценный вклад в историю нашего Уржумского района. А называется этот сборник «Труды Вятской ученой архивной комиссии» год издания 1913. Грамоты Цепочкинского монастыря опубликованы в III выпуске «Трудов...».

Источник: “Уржумская старина”, № 1, январь-февраль 1991 года, с. 25-27.

P.S. Яков Иванович Бередников (1793—1854) — русский историк и археограф, академик Петербургской академии наук (1847).

Категория: Сельские поселения | Добавил: Георгич (14.08.2017)
Просмотров: 1664 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта