Решетники – не существующее ныне село в Уржумском районе Кировской области, располагалось когда-то на самом его юго-восточном краю, недалеко от границы с Малмыжским районом. С карты области исчезло в 1970-х годах, имея позади богатую историю. Начало селу, как и многим, дал храм. Его же последнее закрытие и стало концом села.
Как поселение село Решетники упоминается в переписной книге за 1747 год. Это одно из первых упоминаний о селе, тогда еще просто починке в составе Ройской волости, в котором проживал 41 человек государственных крестьян. Поселение стояло на проселочной дороге, в 3 верстах от тракта. До 1861 г. деревня входила в приход села Аджим Малмыжкого района, находясь на самой его окраине. От села Аджим ее отделяло 12 верст. До другого ближайшего села – Рожки – было еще дальше – 15 верст. Большая удаленность от церквей, очевидно, и стала главной причиной постройки здесь своего храма.
Около 1878 г. Решетники было передано, уже как село с церковью, в состав Уржумского уезда, навсегда став частицей земли Уржумской.
В 1861 году тщанием прихожан и усердием священника с. Дерюшево Малмыжского уезда Алексия Тамаевского в Решетниках строится деревянная церковь с одним престолом в честь пресвятой Троицы; после построения храма о. Алексий по просьбе прихожан стал его первым священником.
При церкви имелась вся необходимая богослужебная утварь. При храме были сразу заведены опись имущества, метрические книги и исповедные росписи, сделаны копии с метрических книг прихода Аджимской церкви, куда ранее входило село Решетники. Причт церкви был установлен из одного священника и двух причетников. В 1870 году при храме была введена диаконская вакансия.
После постройки церковь достраивалась и благоукрашалась и в последующие годы. Немало этому способствовало учреждение при церкви церковно-приходского попечительства (8 января 1870 года). Всеми их хозяйственными делами занимались особые выборные правительства от прихожан, называвшиеся церковно-приходскими попечительства. Во главе попечительства стояли председатель и церковный староста, которых тоже избирали из среды прихожан. В начале ХХ века такие попечительства были при каждом храме, но не имели никакого отношения к духовенству.
К 1887 году церковь была почти полностью покрыта железом, за исключением колокольни, но к 1917 году сохранила свой прежний вид, правда, стала ветшать. В «клировой ведомости» Троицкой церкви за 1915 год о ней сообщалось: «зданием деревянная на каменном фундаменте, с таковой же колокольнею в одной связи, ветха и покрыта железом, а колокольня тесом… Утварью достаточна». Внутри церковь была выштукатурена и окрашена. Кроме того, она была по-прежнему обнесена деревянной оградой, которая регулярно подновлялась.
По описи 1924 года в храме имелась71 икона, 2 паникадила, 1 аналой. Особые достопримечательности: крест серебряный, прибор к чаше серебряный, 1 икона в серебряной ризе.
Учитывая ветхость храма, незадолго до 1917 года решетниковскими прихожанами было решено возвести в селе добротный каменный храм. Возможно, было получено на это даже разрешение Вятской духовной консистории, т.к. для будущего строительства было заготовлено 100 тысяч штук кирпича, но из-за известных событий в стране так строительство это и не было начато, а кирпич аккуратно хранился возле старенькой деревянной церкви, пока не был изъят представителями советской власти.
С момента учреждения села в нем возникло приходское училище, как и во многих селах с той поры. Обучение детей грамоте в нем вели местные священники. Из их послужных списков можно узнать, что оно действовало в селе с 1862 года, но после земских реформ 1860-х годов, очевидно, закрылось, как были закрыты и замещены земскими училищами многие церковные школы.
Примерно с 1868 по 1875 гг. в селе работала так называемая домашняя церковно-приходская школа, размещавшаяся в доме священника. Обучение в ней вели также служители церкви, например, диакон Иоанн Чернышев, преподававший Закон Божий и в земской школе. В конце октября 1883 г. в селе открылась новая церковно-приходская школа, проработавшая до конца 1917 года. Размещалась она в доме, построенном церковным попечительством. От него же на ее содержание отпускалось до ста рублей в год. Обучались в ней как мальчики, так и девочки. Известно, что в 1890 году в Решетниковской ЦПШ обучалось 47 детей, в 1900 и 1915 годах – по 70 детей обоего пола. Кроме того, в селе с 1875 года действовала земская школа. Еще одна земская школа была открыта в приходе в 1911 г. в починке Киселев.
После того, как Решетники стало селом, оно стало быстро расти по численности населения и развиваться как административный и духовный центр.
В 1873 г. по сведениям Вятского Статкомитета, во всем приходе не было ни одного каменного дома (да и во всем уезде, не считая города Уржума, таких было единицы). В селе Решетники имелась деревянная церковь, церковно-приходская школа и одно питейное заведение. В селе не устраивалось никогда ни ярмарок, ни базаров. На ярмарки решетниковцы обычно ездили в соседние села, например в Шурму. В те времена Шурма была одним из самых крупных населенных пунктов в Уржумском уезде; 1885 г. в ней проживало 570 жителей. Жители Решетниковского прихода занимались в основном земледелием и в зимнее время выработкою леса в бору для лесопромышленников. Они же сплавляли этот лес вниз по рекам Вятке и Каме. Об этом же сообщал в 1912 году архивариус вятской духовной консистории В. И. Шабалин в своем известном статистическом описании Вятской епархии.
К этому хотелось бы добавить, что издавна через соседний Больше-Ройский приход двигался из града Вятки Понизовый крестный ход со святыми иконами во время его знаменитого шествия через приходы Вятской епархии. Через Большой Рой он двигался ежегодно в октябре проходом из завода Шурмы на Аджим. В Рое крестоходцы обычно меняли лошадей и служили молебен, на котором, разумеется, присутствовали и жители соседних приходов.
До революции 1917 года Решетниковский приход успел несколько раз посетить такой почетный гость как епископ Вятский и Слободской, причем, что интересно, несколько раз Владыка останавливался здесь на ночлег. К примеру, достоверно известно, что один из таких визитов имел место 11 августа 1904 года по пути следования Владыки Никона из Большого Роя на Аджим в ходе обозрения им некоторых церквей епархии. Здесь Владыка ночевал, а поутру отбыл в Аджим. 8-9 июня 1913 г. в Решетниках снова побывал в ходе обозрения епархии Архипастырь земли Вятской, на этот раз преосвященный Филарет. 8 июня он ночевал здесь по прибытии из с. Большой Рой, а 9 июня отслужил здесь литургию и отправился в обратный путь.
Д. Казаков, краевед. п. Лебяжье.
Источник: "Кировская искра", 2010 |