Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА
ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА
 
Нет никакого сомнения в том, что походы, путешествия, экскурсии и весь туризм в целом пользуются большой популярностью, особенно у молодежи. Ежегодно огромное количество людей выходит на туристские маршруты самой разной продолжительности и сложности, и еще больше их выезжает в экскурсионные путешествия.

Чем же объяснить такую притягательную силу туризма? Что полезного он дает людям и что заставляет миллионы их срываться с места и колесить по стране? Почему накануне выходных дней люди разного возраста и разных интересов штурмуют переполненные пригородные автобусы и электрички, отличаясь от садоводов и дачников объемистыми рюкзаками и неистощимым энтузиазмом? И это при наших-то социальных и экономических проблемах! Чуть больше свободного времени — и они уже идут по тайге и заснеженным перевалам, мчатся на байдарках и катамаранах через пороги стремительных горных рек, на лыжах преодолевают бескрайние просторы северной тундры ...

Чаще всего туризм рассматривается как эффективное средство отдыха. И это вполне справедливо. Редко у кого не возникает желания отвлечься, уйти от монотонного однообразия малоподвижной повседневной жизни, отключиться от ежедневных забот и проблем, дать отдохнуть от постоянных перегрузок своей нервной системе. Несколько походных дней способны полностью снять многомесячное напряжение, восстановить нормальное психофизическое функционирование всего организма. В результате он вновь начинает легко воспринимать физические, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.

Как спорт, он привлекает поиском борьбы, соревнований и победы. Успешное прохождение сложного маршрута дает его участникам огромную массу положительных эмоций. Они повышают работоспособность, благотворно влияют на состояние здоровья. Имея много общего со спортом в общепризнанном смысле, туризм все же значительно отличается от него, и не только отсутствием зрителей. За достигнутые успехи здесь точно так же присваиваются звания, разряды, вручаются значки, но для развития души, ума и сердца путешествующие получают гораздо больше других спортсменов.

Вполне понятно, что туризм не дает такого развития мускулатуры, как некоторые другие виды спорта, но зато здоровью туристов могут позавидовать многие! Ведь с чем только не приходится сталкиваться на длительном и протяженном спортивном маршруте: дождь и снег, иссушающая жара и холод, переправы вброд через реки с ледяной водой и прочие неприятности. Удивительно, но факт — в походах болеют крайне редко! Объясняется это тем, что на борьбу с неблагоприятными условиями мобилизуются все внутренние силы организма.

А физические нагрузки! Они в спортивных походах подчас бывают очень большими и довольно монотонными, растянутыми во времени и в пространстве. Рюкзак-то не бросишь! А его вес зависит от продолжительности и сложности пути. И, несмотря на это, побывав один раз в таком путешествии, идут снова и снова!

Многих манит романтика: костры, палатки, песни и иная экзотика. Другие ищут общения с интересными людьми и своими друзьями, стремятся посетить места, связанные с историческими событиями, увидеть своими глазами те или иные примечательные объекты. Ну и, конечно, очень действенным фактором является эстетическое наслаждение от общения с природой, познание своего края, других регионов страны. Ежедневные открытия неведомого, радость познания мира — что может сравниться с этим? Интересный маршрут подобен захватывающей книге, где каждый новый день — новая прочитанная страница, новые знания и впечатления! Не случайно давно уже выведена краткая формула туризма. Она гласит: познание, спорт, отдых!

Но наиболее важное значение туризм имеет в деле воспитания школьников и учащейся молодежи. Это прекрасное средство физической и нравственной закалки человека. В современной педагогике, пожалуй, трудно найти подобный ему вид деятельности, который с таким эффектом решал бы значительный комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, обладал бы таким же огромным потенциалом возможностей для развития личности.

Туризм учит жизни. Еще древние очень точно подметили эту особенность путешествий. «Via esf vita — дорога — это жизнь!» — так говорили они.

Занятия туризмом развивают координацию движений и общую выносливость. Очень часто школьники с ослабленным здоровьем, регулярно занимаясь туризмом, крепнут и догоняют своих физически более развитых сверстников. Эти же занятия учат общению, развивают чувство коллективизма и товарищества, что особенно важно в настоящее время, когда размываются и исчезают идеалы, на которых воспитывалось не одно поколение наших граждан.

Туризм дает целый ряд очень ценных качеств, подчас совершенно незаметных, но необходимых любому человеку. И не только навыки рациональной и правильной ходьбы, хотя это тоже важно — ведь для большинства горожан пройти 15-20 километров — почти непосильная задача! Развиваются скромность, взаимовыручка, доброжелательное отношение, внимание друг к другу и к людям, к иным традициям и культуре. Туристы должны знать и уметь очень многое, о чем люди, ведущие нормальный размеренный образ жизни, даже не задумываются, а вспоминают лишь тогда, когда в силу каких-то чрезвычайных ситуаций оказываются в условиях дикой природы.

К примеру, опытные путешественники должны уметь ориентироваться на местности в любых условиях, владеть техникой передвижения по различному рельефу, преодолевать разнообразные естественные препятствия, работать со специальным снаряжением, обеспечивающим безопасность, знать основы топографии и картографии, быть выносливыми и работоспособными в течение длительного времени, владеть навыками полного самообслуживания и создания высокого уровня жизненного комфорта, готовить вкусную и качественную пищу не только из концентратов, но и из подножного корма, а для этого определять, что съедобно, а что ядовито из растений и грибов, обладать навыками рыбалки и охоты, быть общительными и коммуникабельными, ценить дружбу и юмор, не терять присутствие духа в различных обстоятельствах, вовремя поддержать и ободрить более слабого товарища, быть наблюдательными, не теряться в экстремальных ситуациях, быстро оценивать реальную опасность и принимать верное решение, при необходимости использовать знания и навыки оказания доврачебной помощи. Впрочем, подобный перечень можно еще долго продолжать, но это займет слишком много времени и бумаги!

Любое путешествие для его участников — шаг в неведомое. И он не обходится без определенной доли риска. Определять его допустимую грань — еще одна обязанность опытных туристов. Именно оправданный риск придает туризму ту романтичность, которая так привлекает детей и подростков. Эта их тяга к романтике и приключениям становится очень действенным воспитательным рычагом, с помощью которого можно регулировать не только поведение, но и учебную деятельность.

Путешествия — великолепное средство воспитания сознательной дисциплины. Той самой, над проблемой которой бьются педагоги во всех учебных заведениях. Без нее невозможно благополучное завершение ни одного похода, ни одной экспедиции или экскурсии. В туризме не нужны надзиратели и указчики — здесь учителем выступает сама обстановка! Все достигается естественным путем, основанным на любознательности и интересе. Оценку за поведение ставит природа, а она, как известно, воспитатель весьма суровый и ошибок не прощает! Любой самый последний разгильдяй это прекрасно понимает и старается вести себя соответствующим образом.

В походных условиях люди раскрываются с иной стороны, нежели в обычной жизни. Это особенно важно для педагогов, так как позволяет лучше понять человека, найти свой подход к нему, чего в обычных условиях сделать часто не удается. Туризм способствует установлению системы простых и дружеских взаимоотношений между участниками походов и путешествий, между взрослыми и детьми, добровольно выбравшими подобный вид деятельности, общий для всех участников, связанных одним интересом и единой целью. Эта система, в отличие от школьной, неформальна и демократична. В ее основе лежит сотрудничество, товарищество и взаимная ответственность, забота не только о себе, но и о каждом участнике путешествия. В походе приказ руководителя не прихоть, а осознанная необходимость безопасности группы. Поэтому он беспрекословно выполняется всеми участниками — и взрослыми, и детьми.

В путешествии педагог поставлен перед необходимостью свои наставления и советы подкреплять личным поведением, поступком, конкретными знаниями и умениями. Одно дело, когда мы на уроках рассуждаем о добре и зле, уважении к человеку, заботе о природе и ее ценностях — и совсем другое дело, когда в сложных, подчас экстремальных ситуациях руководитель личным примером подтверждает эти слова: первым приходит на помощь, проявляет выдержку, спокойствие, свой опыт и знания. Причем не те, узко профессиональные по своему предмету, а иные, характеризующие его личностные качества.

Для каждого школьника педагог-руководитель становится не просто учителем, а старшим товарищем и настоящим другом, к которому можно обратиться по любому поводу, с любой проблемой. И чем сложнее было путешествие, тем крепче потом дружат между собой его участники. А учитель после похода, как правило, может во всем на них положиться. Это же позволяет ему сформировать активное и дружное ядро любого коллектива.

Задайте себе вопрос: где ребенок может найти практический выход тем многочисленным знаниям, которые получает на уроках? Не так-то просто на него ответить! Значительная часть их остается обременяющим память балластом, данным, так сказать, для общего развития и непригодным к непосредственному употреблению. Что происходит с этими знаниями в путешествиях? Здесь они часто приобретают совершенно новое звучание, становятся ценными и необходимыми. Больше того, они начинают стимулировать самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы! Как, скажите, без знаний математики контролировать расход средств и продуктов питания? А без знания географии, истории, экономики разрабатывать маршрут предстоящего похода?

Детский туризм немыслим без краеведения, изучения истории и культуры родного края, его природных особенностей, организации пусть простой, но самой настоящей исследовательской работы. Такая деятельность влечет развитие интересов и дополнительную специальную подготовку каждого из участников предстоящего путешествия, заставляет их самих интересоваться разнообразными научными сведениями, без которых невозможно хорошо спланировать маршрут или выполнить ту или иную работу. Широкий выбор временных и постоянных, чисто туристских и краеведческих должностей и обязанностей, возможность участников испытать себя в этих различных видах деятельности предоставляют педагогам большие возможности для профориентационной работы. Кроме того, знакомство с представителями разных специальностей и их работой не по книгам, а непосредственно на рабочем месте также способствует более осмысленному выбору школьниками своей будущей профессии. Помимо профессиональной ориентации, школьный туризм и краеведение способны существенно дополнять и расширять знания учащихся за счет более тесной связи с практикой, природой и жизнью. Они, по сути своей, давно уже стали особой дополнительной образовательной системой, способной более эффективно формировать у школьников активную жизненную позицию гражданина, созидателя и хранителя лучших традиций своего народа, способствовать воспитанию патриотизма через знание особенностей территории своего района, области, края, через любовь к своей Малой Родине.

Выносливость, умение преодолевать длительные трудности — все эти качества успешно вырабатываются при занятиях спортивным туризмом. В обычной же жизни это чрезвычайно сложное дело, требующее определенной системы и большого опыта педагогов. Туризм все это в значительной мере упрощает существующей практикой наращивания сложности от простых путешествий к более серьёзным. Чем труднее маршрут, тем интереснее он для подготовленного человека, тем больше положительных эмоций он оставляет, Всё плохое забывается — такова особенность человека, а положительные впечатления надолго остаются в памяти. Путешествия постепенно расширяют кругозор их участников. А в деле познания окружающей природы им просто нет равных! Многоликость и разноплановость туризма привлекают людей самого разного возраста. В зависимости от желаний, интересов, свободного времени, состояния здоровья и финансовых возможностей, каждый может выбрать себе одно из его направлений.

Говоря о значении туризма, нельзя забывать и о его экономической роли. Во второй половине XX столетия он получил настолько широкое развитие, что некоторые государства почти полностью стали жить на доходы, получаемые от него. А по уровню эффективности он начал успешно конкурировать с ведущими отраслями хозяйства. В США, например, общие доходы от туризма уже превышают стоимость готовой продукции всей горнодобывающей промышленности! Сегодня он уверенно обгоняет самую важную статью мировой торговли — сырую нефть!

По характеристике ООН, туризм сейчас «является одним из самых основных и наиболее значимых видов человеческой деятельности, заслуживающей похвалы и поощрения со стороны всех народов и правительств».
 
Источник: Ворончихин Е. И. По Вятскому краю. Путеводитель по примечательным объектам природы. Часть I. Сдано в набор 05. 06. 96. Подписано к печати 09. 07. 96. Формат 60x84/16. Печать офсетная. Гарнитуры Arial Cyr, Journal Sanc. Бумага офсетная №1. Усл. печ. л. 14,88. Тираж 5000. Заказ 1455.
Категория: Спорт, туризм | Добавил: Георгич (20.12.2016)
Просмотров: 366 | Теги: Ворончихин, туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта