Боевые дни на реке Вятке
В. Цыбин
Тревожна была весна 1919 года на вятской земле. Колчаковцы захватили Пермь, подвигались к Вятке, они уже заняли Балезино, Глазов, их разъезды появились на подступах к городу1.
Неспокойно в эти дни было в Вятке. Красноармейские части – пехота, артиллерия, конница, а кое-где и автомашины, работающие на спиртовой смеси, запруживали улицы города.
Комсомольцы несли патрульную службу, охраняли железнодорожные эшелоны с ценностями, прибывшими с Урала.
Длинными составами из товарных вагонов были забиты все пути станций Вятка-1 и Вятка-2. Ползли слухи: «Комиссары сбежали, приходит конец Советской власти». Но во всём чувствовалась твёрдая рука и единая воля, собирающая усилия для нанесения мощного удара по белым армиям.
По улицам проходили стройные ряды, хотя и плохо обмундированных, но хорошо обученных красноармейцев. Боевой дух их был высок.
В рабочих районах проходили шумные собрания и митинги; на них обсуждался текущий момент. Рабочие в своих резолюциях заявляли, что они «всецело стоят на платформе Советской власти». Передовые рабочие тут же записывались добровольцами в рабочие отряды и Красную Армию. Партийные и комсомольские организации отправляли на фронт лучших своих товарищей. В городе создан военно-революционный комитет, сосредоточивший в своих руках всю власть. Чекисты обезглавливали внутреннюю контрреволюцию, громили остатки эсеровских тайных организаций. Вятско-Слободской укреплённый район получил подкрепление свежими частями, вооружением и боеприпасами. В Вятку прибыл В.К. Блюхер2.
Бурно таял снег. Река, ломая ледовый покров, разлилась и несла свои могучие воды с севера на юг, пересекая всю губернию. Было ясно, что река Вятка будет театром военных действий.
По левобережью свирепствовали белогвардейцы. В ряде пунктов они вышли на берег Вятки с твёрдым намерением переправиться на правый, а там – опять долгожданный поход на Москву.
На правом берегу дислоцировались части второй армии под командованием В.И. Шорина3.
Речники в затонах и зимовках заканчивали последние приготовления судов. Они понимали, какая ответственность ложится на них в борьбе за Советскую власть.
Реввоенсовет республики распорядился отобрать и оборудовать под боевые единицы наиболее подходящие пароходы, вооружить их артиллерией разных калибров и пулемётами.
Командующий второй армией В.И. Шорин направил в главную базу зимовки судов – в Аркульский затон – моряка Б.Ф. Любимова с группой специалистов. С большим знанием дела они отобрали наиболее подходящие пароходы и совместно с работниками затона составили план подкрепления и бронирования пароходов. Плотная фигура Любимова мелькала то в механических мастерских, то среди котельщиков, то у управляющего затоном – бывшего капитана А.И. Сарычева, сменившего хозяйского управляющего.
Весь коллектив затона был охвачен мыслью как можно скорее подготовить суда для боёв с белогвардейцами. Стучали молотки котельщиков, устраивающих броню командной рубки и площадки для артиллерийских орудий. Грузились толстые листы железа, тюки с хлопком и куделей. Женщины набивали песком мешки, которые укладывались по бортам парохода. На виду у рабочих затона и у команд всех судов пароходы «Террорист»4, «Победоносец», «Голчин», «Любимец» превращались в грозные канонерские лодки.
Колчаковцы усиленно и методично пытались переправиться на правый берег. Командующий 2-й армией настойчиво требовал ускорить подготовку флотилии.
Среди рабочих затона была объявлена мобилизация для подготовки судов. Партийная ячейка работала всем своим составом, показывая пример трудом и мужеством. В дымке прошлых боевых лет сияют славой имена котельщиков А.С. Перевощикова, М.Е. Симонова, Г.А. Козлова, П.И. Веприкова5, кузнецов И.С. Альгина, П.И. Сорокина, токарей Д.Р. Лаптева, П.М. Крашенинникова, М.П. Корсакова и многих других. Душой всего этого дела были коммунисты А.Я. Груздев, В.Г. Васенин, А.И. Зарубин, А.М. Сумина. Они сумели воодушевить и организовать рабочих на подвиг.
В самом затоне среди более отсталой части жителей нельзя было не заметить настороженного выжидания, а порой и проявления враждебности к Советской власти. Пускались злостные слухи. Враг действовал тихой сапой, подговаривая некоторых речников не ходить на суда, не выходить в плавание. Часть лоцманского состава поддалась вражеской агитации, и когда нужно было выходить какому-нибудь пароходу в плавание, лоцманов в штурвальной рубке не оказывалось. Вражеской работе немало помогли не раз появлявшиеся белогвардейские разъезды в соседней деревне Песчанке, от которой Аркуль отрезан всего разливом реки.
Но ничто не могло ослабить ход работ по подготовке флота. Все понимали, что каждый час на счету. Все жили ожиданием открытия плавания.
***
Наш маленький аккуратный пароходик с названием «Охотник» быстро бежал вниз по реке Вятке. На нём, ещё сохранившем былой комфорт, разъезжал ранее на охоту Булычёв – пароходовладелец, вятский купец-толстосум6.
Теперь на пароходе находились представители штаба третьей армии7. При бездорожье река для воинских перевозок представляла решающее значение. Для выяснения всех сторон этой коммуникации вслед за уплывающим весенним льдом и шёл пароход.
Тихо в прибрежных селениях. Люди, способные носить оружие, ушли в Красную Армию. Чем ниже по течению, тем напряжённее состояние жителей. Чувствуется близость врага, и ещё свежа память о прошедших здесь в восемнадцатом году кулацко-эсеровских восстаниях. Ещё свежи следы разгула степановских банд. Разве не обожжёт сердце и не потребует возмездия расправа, учинённая над коммунистами города Нолинска, заживо сожжёнными в здании духовного училища! В этой дикой расправе вместе со степановцами участвовала местная буржуазия и кулачество. Жива память о сражённом белогвардейской пулей лоцмане Гвоздеве8 с парохода «Вятка», который с боевым заданием шёл мимо занятого бандами села Козьмодемьянского…
Внимательно изучали штабисты подходы к пристаням, наличие и пригодность складов, провозную способность судов. Всё это нужно было для командования Восточным фронтом9.
Наш пароход спешит в Аркуль – главный центр нахождения Вятского речного флота.
В темноте, где-то в затопленных кустах, мелькнул огонёк. Это затон. Кругом вода. Не затоплены только мастерские, материальный склад и несколько домов. Люди передвигаются по деревянным мосткам. Поблизости видны очертания пароходов. Темнота – хоть глаз выколи. Но раздаётся стук молотков котельщиков на вооружаемых судах. Здесь не знают перерыва в работе.
Трудовое утро в затоне началось рано. Окрестности огласились мощным заводским гудком, и потом долго по заречью, горам и оврагам разносился этот призывный звук. Чуть поодаль от нашего парохода, у материальных складов стояла большая крытая тентом деревянная баржа. На ней копошился народ. На баржу грузили материалы затона. Из-за создавшейся угрозы ценности решено эвакуировать.
Но центром всей жизни Аркуля были вооружённые суда – здесь бился главный пульс всего организма. Технические неувязки решались сразу на месте. И вот, наконец, 5 мая 1919 года командир дивизиона Любимов донёс командарму второй армии и командующему Волжской флотилии10 в Нижний о готовности судов. Прибыл срочный ответ: суда направить в Вятские Поляны, где получить артиллерийские орудия, пулемёты и установить на приготовленные площадки.
Через сутки пароходы прибыли к месту назначения. Комдив 28-й В.М. Азин11 выделил орудия, снаряды, пулемёты и другое боевое снаряжение, откомандировал из состава дивизии артиллеристов. На суда прибыло полагающееся количество моряков. 7 мая 1919 года формирование было закончено.
Так был создан на реке Вятке дивизион канонерских лодок Волжской военной флотилии, командиром которого был Б.Ф. Любимов.
Дивизиону придавались вятские пассажирские пароходы «Бурлак»12 и «Память Рошаля»13. На пароходе «Память Рошаля» разместился штаб дивизиона, а пароход «Бурлак» использовался как транспортно-десантное судно.
На канонерских лодках были не только военные моряки и артиллеристы, но и вятские речники. Они занимали судоводительские должности. Это и понятно: чтобы плавать судам по реке, тем более при весеннем разливе, нужно знать лоцию реки, плёса.
***
Пароход «Бурлак» по заданию командования должен был отправиться для высадки десанта частей Красной Армии на левый берег, занятый колчаковцами. Нужно сказать, что операция была не только сложной, но и дерзкой – под носом у врага высадить десант. Капитан этого парохода Чернядьев проявил малодушие и оказался настолько нервно потрясён, что был признан неспособным командовать судном и сошёл с него. Первый помощник капитана просо сбежал с судна. Всё это грозило срывом важной операции. Но вот входит в штаб флотилии молодой белокурый паренёк в скромной форме речника и заявляет:
— Я могу командовать пароходом, задание командования будет выполнено.
На него не без удивления посмотрели, а потом сказали: «Командуйте!».
Это был Павел Михайлович Червяков 14. Его поступок быстро стал известен вятским речникам. Он воодушевил команды других судов. Потом многие помощники капитанов, машинисты, лоцманы, матросы, кочегары рвались на боевые суда, чтобы отважно драться с беляками.
… Собрав лодки, под покровом тёмной ночи противнику удалось у деревни Шишкино15 переправиться на правый берег. «Террорист» и «Голчин» быстро приблизились к этому району и огнём своей артиллерии уничтожили высадившийся десант белых. В районе деревни Донаурова завязался бой, но «Террорист» и «Голчин» и здесь проявили себя: они открыли огонь по вражеской артиллерии, уничтожили её и рассеяли противника.
Потом – горячие бои у села Гоньбы, у Сосновки, под Вятскими Полянами и во многих других местах.
В эти боевые дни, когда вятские речники в единодушном порыве с Красной Армией и бойцами дивизиона канонерских лодок проявили чудеса мужества и героизма, нашёлся и предатель. Дело было так. Пассажирский пароход «Дед» под командованием капитана Конюхова следовал вверх до Вятских Полян, где он должен был присоединиться к десантным судам. Серым утром, когда пароход проходил мимо села Крымской Слудки, занятого белогвардейцами, по пароходу было дано несколько винтовочных выстрелов. Капитан Конюхов немедленно дал команду поднять на мачту белый флаг и быстро приблизился к берегу. Всё это произошло так неожиданно и быстро, что члены судовой команды ничего не успели сделать. Так пароход «Дед» оказался во власти белых16.
Белогвардейцам пароход нужен был для переправы. Но их надежды не оправдались: послышался артиллерийский залп с правого берега, и меткий снаряд попал в корпус парохода. Он медленно затонул.
Случай предательства Конюхова насторожил всех. Провели на судах чистку от классово чуждых элементов. В то время выдвинулись на командные должности многие молодые преданные Советской власти работники. На все пароходы были назначены коммунисты на должности ответственных делегатов судов. Они вели политико-просветительную работу и осуществляли комиссарские функции на судах.
***
В начале двадцатых чисел мая намечалось наступление частей второй армии, дислоцировавшихся по правому берегу реки Вятки17.
Основной задачей ставилось: переправиться на левый берег, закрепиться на нём и развивать наступление далее, нанося удар по врагу в направлении городов Елабуги и Сарапула и далее на Екатеринбург (Свердловск). План переправы был составлен в полном взаимодействии с пятым Вятским дивизионом канонерских лодок. Участник этой операции капитан парохода «Бурлак» П.М. Червяков вспоминает:
— Накануне операции всех командиров канлодок и капитанов пароходов пригласил к себе комдив 28-й Азин. Я увидел приветливого молодого человека, одетого строго по-военному. Товарищ Азин производил впечатление вдумчивого и рассудительного человека. В нём кипели энергия и неугомонность.
Далее Червяков вспоминает, что Азин стал задавать вопросы: «Как вы себя чувствуете? Какое настроение команды? В чём нуждаетесь?» Он внимательно выслушивал каждого и тут же немногословно и весьма конкретно давал ответы, чем может помочь. Далее в краткой форме был изложен план переправы частей дивизии на левый берег и боевые задачи пятого дивизиона канлодок.
— Мы, молодёжь, — рассказывает Червяков, — были увлечены энтузиазмом Азина, смотрели на героя и готовы были следовать за ним в любую минуту. Таково было обаяние этого человека, до конца преданного революции.
Переправа частей 28-й Азинской дивизии была успешно осуществлена благодаря хорошо продуманной подготовке, отличному знанию условий плавания, мест высадки десантов.
Весь левый берег реки Вятки был вскоре очищен от колчаковских банд. Они отступали на Сарапул, Екатеринбург, и закрепиться им нигде не удалось.
***
Вятский дивизион канонерских лодок Волжской военной флотилии и транспортные вятские суда с честью выполнили поставленную перед ними боевую задачу. Подошло время подлечить свои раны. Канлодки «Террорист», «Голчин», «Победоносец» вынуждены были возвратиться в Аркульский затон, но с ними не было боевого брата «Любимца», погибшего в бою под Мамадышем.
Опять рабочие Аркульского затона, не сходя с судов, и днём и ночью ремонтировали их, лечили раны, подкрепляли корпуса, ставили новые площадки под орудия. У всех было радостное настроение.
Вятка, река-труженица, освободившись от вражеских оков, с полной силой отдавала себя Советской власти. Развернулись воинские перевозки. Хлебное правобережье отправляло свои излишки городам и для Кранной Армии.
Победоносная Красная Армия, начав с берегов Вятки, за короткий срок освободила огромную территорию. В летописи гражданской войны есть немеркнущая страница боевых дел Вятского дивизиона канонерских лодок и вятских речников, которые храбро разгромили белые банды и своим трудом ковали победу над врагом.
___________________________________________________
1 Совершенно невероятное известие.
Но ввиду угрозы Колчака в январе-июле 1919 г. власть в губернии осуществлял Вятский ревком. Во главе его в январе-марте стоял член Учредительного собрания Александр Георгиевич Белобородов (1891-1938), член партии в 1907-27 и 1930- 36 гг. Рабочий с Урала, в 1918 г. до прихода Колчака – председатель исполкома Уральского областного Совета. 12 июля 1918 г. подписал решение о расстреле Николая II и его семьи. Затем – в РВС, на фронтах. С 29 ноября 1921 заместитель народного комиссара внутренних дел РСФСР. С 30 августа 1923 народный комиссар внутренних дел РСФСР. Троцкист, исключён из партии, потом восстановлен. Работал в наркомате заготовок. В 1936 г. арестован. Расстрелян. Реабилитирован в 1958 г. На посту председателя ревкома его сменил Степан Андреевич Новосёлов (1882-1953), член партии с 1905 г., родом вятский. Также прибыл с Урала. Председатель Вятского губисполком и губкома РКП (б), зам. пред. губревкома и член совета укрепрайона. Затем – снова на Урале. Затем – в аппарате РКИ. Ещё один член ревкома, С.А. Анучин (1889-1956) был членом Учредительного собрания (см. примечание к воспоминаниям С. Калужских об Уржумском полке). Членом ревкома был и Пётр Павлович Капустин (1898-1937), родом из Вятской губернии, чл. партии с 1917 г., редактор «Вятской правды», председатель губернской ЧК, исполкома горсовета. С 1921 г. был на хозяйственной и журнальной работе на Кавказе и в Москве. Расстрелян, реабилитирован. Членом ревкома был и Павел Дмитриевич Мальков (1887-1965), член партии с 1904 г., комендант Смольного и Кремля; родом вятский (из Кукарки). С 1940 г. на пенсии. В 1942-43 гг. работал в Шурме, в эвакуации.
Поскольку вятский ревком был тыловым, то продолжал работать и губисполком. Его в 1918-19 гг. возглавлял член Учредительного собрания Иван Васильевич Попов (1894-1952), чл. РСДРП с 1912 г. Он был сыном священника из Орловского уезда. Второй батальон 19-го Уральского полка под командованием Попова 17 августа 1918 г. разбил степановцев под Лебяжьем. 18 августа он освободил Нолинск. Потом защищал Котельнич, участвовал в ликвидации степановских отрядов. Председатель Тюменского губернского революционного комитета (1919-1920). С июля по декабрь 1920 г. занимает должность председателя Вятского горисполкома. С августа 1920 по декабрь 1921 гг. является заместителем председателя Вятского губисполкома. Затем – на работе в Сибири, на Кавказе и в Москве. С 1945 г. был на пенсии, с 1951 г. до дня смерти он работал директором Московского областного лекционного бюро.
2 Василий Константинович Блюхер (1889-1938), инвалид первой мировой войны, рядовой, награждён Георгиевской медалью, член РСДРП с 1916 г. Успешно командовал дивизиями. Первым был награждён орденом Красного Знамени. В апреле-июле 1919 г. – помощник командующего 3-й армией и начальник Вятско-Слободского УРа. Затем – начдив. В 1921-22 г. – главком Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. В 1924-27 гг. – главный военный советник в Китае. С 1929 г. – командующий Отдельной Дальневосточной армией. За операцию на КВЖД первым награждён орденом Красной Звезды (1930 г.). Маршал Советского Союза (1935 г.). Один из немногих высших командиров, не имевших никакого военного образования. Начиная с 1933 г., инспекторы Штаба РККА отмечали низкую боевую подготовку и общий развал управления в ОКДВА, а также запойное пьянство самого Блюхера и его склочность в отношениях с подчинёнными. В 1937-38 гг. активно развернул кампанию по чистке ОКДВА от «врагов народа». Приказал, в частности, арестовать будущего Главного маршала бронетанковых войск Ротмистрова, будущего генерал-лейтенанта инженерных войск Гундорова и др., интриговал против будущего Маршала Советского Союза Мерецкова. Во время боёв на озере Хасан не только самоустранился от руководства войсками, но и заявил о правомерности притязаний Японии и незаконности действий советских пограничников у озера Хасан. Освобождён от должности, арестован. Умер во время следствия. Реабилитирован в 1956 г.
3 Василий Иванович Шорин (1870-1938), полковник. Командовал 2-й армией с 28.09.1918 до 16.07.1919. В оперативном отношении ему подчинялась и 3-я армия. Впоследствии командовал другими армиями и группами войск. С 1930 г. был в отставке. В 1938 г. расстрелян как участник «военного монархического заговора». Начальником штаба армии в этот период был Фёдор Михайлович Афанасьев (1883-1935), полковник. Видный штабной работник, с 1922 г. – преподаватель Военной академии РККА, с 1924 г. был на пенсии. Военный совет армии в сентябре 1918 – июне 1919 г. возглавлял Пётр Карлович Штернберг (1865-1920), член партии с 1905 г., до революции бывший директором Московской обсерватории, а с октября 1917 г. – одним из организаторов Красной гвардии.
4 Пароход Я.Ф. Тырышкина «Отец», 1893 года постройки, с 1902 г. – у Булычёва под именем «Учредитель». Буксирно-пассажирский. 90 лошадиных сил. С 1902 г.— буксирный. С 1919 г.— «Террорист». Работал на Каме под именем «Арктика» и в пароходстве «Волготанкер».
«Победоносец», 1887 г. постройки, пароход Я.Ф. Тырышкина. Первоначально назывался в честь обер-прокурора Синода «К.П. Победоносцев». 75 лошадиных сил. С 1902 г. – у Булычёва. После гражданской войны — «Пятигорск» на р. Оке. Списан в 1963 г.
Пароход «Злобин» был построен в 1903 г. нолинским купцом Я.П. Злобиным. 60 лошадиных сил. Не позже 1911 г. — «Дедушка» у торгового дома «Я.Е. Небогатиков и сыновья». Буксирный. Построен в Медведском затоне. С 1919 г.- «Товарищ Голчин». С 1920 г. — в Камском пароходстве. Списан в 1958 г.
«Любимец», 1885 г. постройки. Первый владелец — Я.Ф. Тырышкин. 50 лошадиных сил. С 1902 г. у Булычёва. Буксирно-пассажирский. С 1902 г. — буксирный. С мая 1919 г. — «Раскольников», в честь командующего Волжской военной флотилией РККА, члена Учредительного собрания мичмана Ф.Ф. Раскольникова. Потоплен белыми 11.05.1919 г. у г. Мамадыш, позже поднят и разделан на металл.
5 Биографии большинства этих рабочих неизвестны. Коренным жителем Аркульского затона, суда по его опубликованным в 1969 г. в «Вятском воднике» (№132) мемуарам, был только А.С. Перевозчиков. Сам посёлок был отстроен Т.Ф. Булычёвым с 1903 г. и официально внесён в реестр населённых мест только в 1912 г.
Дмитрий Родионович Лаптев (1877-1946) был сиротой, с 14 лет работал в С.-Петербурге учеником слесаря и токаря. Когда овладел токарным и слесарным делом, ему удалось устроиться на императорскую яхту, которая плавала во Францию и Испанию за лучшими винами для императорского двора. За границей он получил возможность купить несколько ящиков вина и продать в С.-Петербурге, получив большой доход. Однажды прибыл в родную деревню и на вырученные деньги купил брату Григорию 200 коров. После нескольких лет плавания устроился токарем на Путиловский завод, где во время забастовки в 1903 году стал разбрасывать листовки и был приговорен к 3-м годам лишения свободы с пребыванием в камере-темнице (без света). Но указанного срока не отбыл. В 1904 году началась русско-японская война. Он был направлен на броненосец «Орёл» в эскадру З.П. Рожественского, где служил вместе с будущим писателем А.С. Новиковым (Прибоем). Участник Цусимского сражения. Был в японском плену. Машинист Лаптев был награжден Георгиевским крестом и двумя медалями (медной и бронзовой). Вернулся на родину, устроился помощником механика на судно, принадлежавшее купцу и судовладельцу Небогатикову. Женился, когда перевалило за 30 лет на крестьянке Агриппине Федоровне Норкиной из соседней деревни. Несколько лет жили в Иловатском затоне (в Орловском уезде). Вскоре судовладельцы перешли на стоянку в Аркульский затон. А 1912 году из Иловатского затона были перевезены бревенчатые мастерские, церковь, а затем и жильё. В 1918 г. он возглавил комитет по национализации затона и продовольственный комитет. Участвовал в национализации банка в Нолинске. Потом работал в мастерских токарем. За успехи в первой пятилетке был награжден серебряным жетоном с барельефным изображением Ленина и Сталина и надпись: Ударнику герою пятилетки. В 1932 году вступил в партию. Как передовика производства его избрали на областную партконференцию. Во время войны он одновременно работал на двух станках, обучал токарному делу 15-16 летних подростков для замены ушедших на фронт (www.geni.com/people/Дмитрий-Лаптев).
6 Тихон Филиппович Булычёв (1847-1929) – главный владелец и директор «Товарищества Вятско-Волжского пароходства» в 1902-18 гг. В 1915 г. продал свой дом в Вятке городскому самоуправлению. С 1919 г. по сей день в этом здании псевдоготического стиля (архитектор И.А. Чарушин, 1908-11 гг.) находится управление органов госбезопасности, как бы они ни назывались. Умер в Вятке в бедности. Послужил прототипом Егора Булычёва, персонажа пьес М. Горького.
«Охотник», 1901 г. постройки. Паровая яхта всего в 10 лошадиных сил. Впоследствии — служебный пароход «Стойкий» Вятского технического участка Камского бассейнового управления пути. Списан в 1959 г.
7 3-я армия оперировала на Глазов и Пермь. Линией разграничения с 2-й армией была р. Кильмезь.
8 Михаил Петрович Гвоздев (1967-1918). Крестьянин из д. Овчинники Подрельской волости Орловской уезда. С 1912 г. штурвальный на пароходе «Сын», с 1916 г. лоцман. Первая жертва Гражданской войны среди вятских речников. Пароход «Вятка», на котором был вятский продотряд из латышей, был обстрелян 16 июля у с. Козьмодемьянского. Штурман был убит. Пароход «Вятка» был переименован в «Лоцман Гвоздев». В Русском Туреке стоял памятник на кладбище. Но обстреляли пароход по ошибке красноармейцы Московского продовольственного полка, который тогда был верен Советской власти. Жертвой врагов революции Гвоздев не был.
«Вятка», 1905 г. постройки, буксирный. Принадлежал Булычёву. 40 лошадиных сил. С 1918 г. — «Лоцман Гвоздев». После 1939 г. — в собственности пароходства «Волготанкер». Списан в 1959 г.
9 С 29 сентября 1918 г. до 8 июля 1919 г. (с перерывом) Восточным фронтом командовал Сергей Сергеевич Каменев (1881-1936), полковник Генштаба, член ВКП (б) с 1930 г. Главнокомандующий Вооружёнными Силами Республики (1919-24 гг.), начальник Штаба и Главного управления РККА (1925-27 гг.), зам. наркома обороны (1927-34 гг.), начальник Управления ПВО РККА с 1934 г. Командарм 1-го ранга (1935). Урна с прахом в Кремлёвской стене. В период 5-29 мая 1929 г. фронтом командовал Александр Александрович Самойло (1869-1963), генерал-майор, член ВКП (б) с 1944 г. Впоследствии командовал армиями, преподавал в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и др. военных вузах. Генерал-лейтенант авиации (1940), с 1948 г. был в отставке.
Начальником штаба фронта с 2 мая до 8 июля 1919 г. был Павел Павлович Лебедев(1872-1933), генерал-майор. С 1919 г. – начальник Полевого штаба РВСР и Штаба РККА (1921-24 гг.), затем – преподаватель Военной академии РККА, начальник штаба Украинского ВО; с 1928 г. на пенсии.
Первым членом РВС фронта был с 10 декабря 1918 г. до 15 июня 1919 г. Сергей Иванович Гусев (Яков Давидович Драбкин, 1874-1933), член РСДРП с 1896 г.; затем он был членом РВСР, начальником Политуправления РККА (1921-22 гг.), работником аппарата ЦК ВКП (б). Наркомата рабоче-крестьянской инспекции и Исполкома Коминтерна. Урна с прахом в Кремлёвской стене. С 13 марта вторым, а с 15 июня до 16 августа 1919 г. первым членом РВС фронта был член Учредительного собрания Михаил Михайлович Лашевич (1884-1928), член партии в 1901-27 и 1928 гг. Из купцов. Старший унтер-офицер. Один из вождей Петросовета в 1917 г. и организаторов Красной гвардии. Командовал 3-й армией, потом был членом РВС фронтов и армий, в 1922-25 гг. – командующий Сибирским ВО, затем зам. председателя РВСР. За участие в «новой оппозиции» снят и в 1926 г. назначен в Харбин зам. начальника КВЖД. Исключался из партии XV съездом ВКП (б) как упорный троцкист, потом восстановлен. Погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен на Марсовом поле в Ленинграде.
10 Волжская военная флотилия РККА была создана 3 августа 1918 г. Её основу составили переведённые по Мариинской системе миноносцы Балтийского флота «Прыткий», «Прочный», «Ретивый» и «Поражающий». Личный состав, по преимуществу, также были моряки-балтийцы. Из Аркульского затона в состав флотилии первоначально были включены «Народоволец» и «Бурлак». С 17 апреля до 25 июля 1919 г. командиром-комиссаром флотилии был Пётр Иванович Смирнов (1897-1940), член РСДРП с 1914 г. На флоте с октября 1917 г. Штабной работник. Впоследствии командовал Днепровской военной флотилией против белополяков и Врангеля, служил на кораблях. Флагман 1-го ранга (1937 г.). Заместитель наркома и нарком ВМФ (1938 г.). Арестован в 1939 г., за измену Родине и т. п. приговорён к расстрелу. Реабилитирован в 1956 г.
11 Владимир Мартынович, или Михайлович, Азин (1895-1920). Собственно, Вольдемарс Азиньш, сын крестьянина-латыша Витебской губернии. Рядовой русской армии. Командир красного латышского отряда, организатор Красной гвардии в Вятке. Первый начдив с 18 сентября 1918 г. 28-й стрелковой дивизии. Член РКП (б) с лета 1918 г. 17 февраля 1920 г. во время разведки попал в плен к деникинцам и на следующий день был расстрелян.
12 Построен Булычёвым в 1894 г. Назывался «Сотрудник». Грузопассажирский. Мощность 45 лошадиных сил. После 1909 г. — у фирмы «Е.А. Ефимов с сыновьями», переименован во «Владимир». После 1917 г. — «Труженик», «Бурлак», «Судорабочий». С 1930 г. на Северной Двине. Списан 10.05.1966 г. Длина 43,9 м; ширина 7,0 м; осадка 0,8 м. Одна 76-мм горная пушка, 6 пулемётов.
13 Семён Григорьевич Рошаль (1896-1917), член РСДРП с 1914 г., сын богатого купца-еврея. Участник мировой войны. В 1915 г. арестован за антивоенную пропаганду и до Февраля находился в тюрьме «Кресты». Возглавлял организацию РСДРП в Кронштадте. Один из организаторов июльской демонстрации 1917 г., после чего снова до сентября находился в «Крестах». Комиссар красный частей при отражении набега генерала П.Н. Краснова на Петроград. Комиссар Советского правительства на Румынском фронте. Арестован румынскими властями и выдан на расправу белогвардейским террористам. Убит ими 8 (21) декабря 1917 г.
14 Он работал в Аркульском затоне до выхода на пенсию. За участие в Гражданской войне был награждён медалью «За отвагу» (1967 г.).
15 Недалеко от с. Большой Рой.
16 «Дед», 1900 г. постройки, торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова». С 1902 г. у Булычёва. Грузопассажирский, 50 лошадиных сил. С 1932 г. — «Ф. Энгельс». В мае 1919 г. потоплен красными. Восстановлен. Списан в 1964 г.
17 Имеется в виду Сарапуло-Воткинская операция 25 мая – 12 июня 1919 г.
Комментарии А. Н. Иконникова
Источники:
1. «Кировская искра», 1968 г., №23-24 (24.02)
2. http://urzhumlib.ru/
P.S. Василий Павлович Цыбин в 1919 г. был помощником капитана парохода «Охотник» Волжской военной флотилии РККА. Впоследствии – работник водного транспорта. Персональный пенсионер. Умер в Горьком после 1968 г. |