Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [116]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [43]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [69]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [40]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [194]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [86]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [224]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [212]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [10]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [87]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

С юбилеем, СХТ!
С юбилеем, СХТ!

В 2021 году исполнилось бы 85 лет одной из самых крупных в нашем районе организаций — уржумской «Сельхозтехнике». Испол­нилось бы, если бы она существовала. Но, по ве­лению времени, она ока­залась ненужной, была ликвидирована. Но все равно это наша история.
Итак, 85 лет назад в Уржуме была организована машинно-тракторная станция. Случи­лось это, по некоторым данным, в феврале. Так что мы «слег­ка» запоздали с празднованием юбилея. Но, как говорят, лучше поздно, чем никогда.
Как это было
О том, как появилась МТС в Уржуме, написал В. Карпов в своей статье «Как это было», опубликованной в «Кировской искре» №8 за 1997 год.
- Уржумская МТС начала су­ществовать в 1936 году, имея на вооружении 36 тракторов СТЗ. А еще через некоторое время в МТС поступил десяток тяжелых гусеничных тракторов Челябин­ского тракторного завода – ЧТЗ. К этому времени на оснащение МТС поступают прицепные комбайны марки «Коммунар»... МТС тогда в основном занима­лись обработкой почвы и посе­вом. Зона обслуживания Уржум­ской МТС в то время простира­лась от Селенура и Хабазов до Буйского Перевоза... Автома­шин в то время было не густо. Основной машиной была борто­вая полуторка, и тех было все­го 3-5 по МТС. Горючее завози­лось исключительно в бочках на лошадях... В 1946 году в Уржум­ской МТС насчитывалось 44 ко­лесных трактора СХТЗ, 15 ком­байнов «Коммунар» и два десят­ка сложных молотилок. С вос­становлением тракторных заво­дов, разрушенных войной, нача­ла поступать новая техника – гу­сеничные тракторы HATИ, ком­байны «Сталинец-6», затем ди­зельные тракторы ДТ-54 и само­ходные комбайны марки С-4...


«Сталинец-60» (ЧТЗ) - мощность 60 лошадиных сил, скорость 6 км/ч


Трактор «СХТЗ-НАТИ» (мощность 52 л.с., скорость 8 км/ч)
 
Уже не осталось в живых тех, кто работал в МТС в те годы. Но удалось отыскать воспомина­ния одного из них - заслужен­ного механизатора РСФСР Ива­на Савватеевича Бабина, опу­бликованные в №150 за 1996 год и №№1,2,3 за 1997 год в нашей газете. Правда, рассказывает ав­тор о своей работе в Шурмин­ской МТС, но, наверное, отли­чий было немного.
- Когда началась Великая От­ечественная война, мне было 13 лет, я закончил семь классов. Прибавив себе год, с 1 ноября стал учиться по направлению колхоза в Шурминской МТС на курсах трактористов. На этих курсах тогда училось большин­ство девчонок 17-18 лет и ребя­та 14-15 лет.
За три месяца мы прошли теорию по устройству тракто­ра СТЗ (колесный трактор Ста­линградского тракторного заво­да). В феврале 1942 года распре­делились по тракторным брига­дам, а их в МТС было 28.
Меня направили в бригаду в Русский Турек. Здесь я работал весь год прицепщиком и смен­ным трактористом.
В 1943 году сформировалась тракторная бригада из четырех колесных СТЗ.
 

Первый отечественный трактор массового производства - колесный
сельскохозяйственный СТЗ-1 (мощность 30 л.с.,
скорость 7-8 км/ч) с комбайном «Коммунар» на прицепе

Старшим трактористом была девчонка, подсменным тракто­ристом — парень. Мне повез­ло — я начал работать с Мари­ей Урванцевой. Ей было 18, мне — 14. Были трактористки и кро­ме Маруси — это Шура Крупи­на, Паня Крупина, Поля Крупи­на, Вера Щеглова. Обслужива­ли мы 8 колхозов, то есть пять Кизерей, Малый Турек, Бяко­во, Сталинский, Некрасовский и еще ездили один раз в три Ка­майкова...
В тот период МТС имела трактора настолько несовершен­ные, даже примитивные, что на них должны были работать толь­ко «железные» люди, а обычный человек не должен был выдер­жать физически. Вот представь­те себе. До войны была нор­ма вспашки около трех гекта­ров. Когда началась война, нор­му сделали 4,2 гектара. За сут­ки нужно было сделать одну-две перетяжки шатунных подшип­ников (утром после смены и ве­чером после смены). На пере­тяжку уходило 1,5-2 часа. Бы­стро сливаешь масло из дви­гателя (9 кг), снимаешь картер (отвернуть 22 болта), надо опу­стить картер — 16 кг, снять мас­ляный насос, расшплинтовать шатунные болты (их 16 штук), отвернуть болты шатунов и про­кладками отрегулировать зазор до минимума. А потом повто­рить в обратном порядке всю работу...
Одежда в войну была в основном такая: лапти, домот­каные штаны, юбки и кофты у девчонок, фуфайки. А что та­кое лапти? Пока обуваешься, ноги сухие, а вышел после до­ждя на улицу — ноги сырые. И так с сырыми ногами работаешь всю смену, только веревки пери­одически ослабляешь, так как намокают и давят ноги. Каби­ны на тракторе не было. Моро­сит дождь, и ты всю смену (как лиса под бороной) «жизнью на­слаждаешься».
Сиденье металлическое, не подрессоренное (как у конной косилки). Рулевое управление (баранка) гладкое, чугунное, руки всегда в мозолях.
На площадке трактора лежал буксир (цепь), так как плуг часто при пробуксовке трактора нуж­но было брать на буксир.
Так вот натаскаешся за сме­ну, особенно в дождливую пого­ду или на песчаном поле (а цепь весом килограммов 20-30), и опять «жизнью доволен».
Всей бригадой в одном кол­хозе почти не работали. По до­говору всем хозяйствам работу нужно было выполнять вовре­мя, поэтому работали 1-2 трак­тора, чаще по одному.
А вот на проведение техни­ческого ухода собирались все трактора в одном колхозе и, как правило, у кузницы. Эти дни да­вали нам и радости, и горести.
Помню, девчонки во время работы сядут и запоют какую-нибудь песню, особенно часто пели «Лучинушку».
«Ты гори, гори, моя лучина,
Догорю с тобой и я...»
Песня душу разбередит, и глядишь, одна заплачет, другая. И отвернувшись в разные сто­роны или закрыв лицо руками, плачут долго-долго. Потом с за­плаканными лицами расходятся к своим тракторам. Жизнь про­должается. Еще только 1943 год. До победы еще далеко.
В каких колхозах я ни рабо­тал, участок для заезда, загонки, всегда провешивался вешками, чтобы не оставалось клиньев. Концы поля заделывались. Это было для нас законом, незыбле­мым правилом.
Работали в две смены — с 6 утра до 6 вечера и с 6 вечера до 6 утра. Трактор света не имел, и работали ночью наощупь. Пра­вое колесо шло по борозде, и трактор из борозды почти не вы­ходил, если сам почувствуешь, то остановишься проверить ру­ками. Колеса в борозде, значит, опять вперед. Одновременно но­чью несколько раз просчитаешь руками болты картера (а их 22). Дело в том, что если болт сам отвернется на ходу, то выгонит масло и выплавит шатунные подшипники. Выплавить под­шипники считалось трагедией и позором.
Чтобы восстановить все это, нужна неделя, дней десять и око­ло пяти килограммов баббита.
Заправку горючим проводи­ли только в борозде (таков при­каз), и дежурный, который под­возит воду, подвезет и бочку с керосином. На смену бака (а он 64 литра) не хватало.
Мы, юноши-подростки, в большинстве работали в ноч­ные смены. Жалели мы девчат, трудно им давалась эта профес­сия по несчастью. Поэтому они часто выплакивали наболевшее (а слезы, как известно, дают об­легчение). Да и мы, глядя на пла­чущих, тоже отворачивались и по грязным лицам размазыва­ли слезы.
Большой проблемой для нас, пацанов и девчонок, было запу­стить двигатель. Как правило, после протяжки рукоятку помо­гали крутить веревкой по три че­ловека. Хуже того, еще при за­водке сдавало обратно. Редкий тракторист избежал такой уча­сти, чтобы ему при заводке не сломало руку или ногу, не вы­било зубы. И многие девчонки ушли с выбитыми зубами. Мне в сентябре 1943 года ударом руко­ятки сломало руки (правая — с открытым переломом)...
За весь период весенней поры не помню случая, чтобы случился простой из-за отсут­ствия горючего, масла или со­лидола. Многих запасных ча­стей промышленность вообще не производила. Многие гото­вили в МТС или местной куз­нице, если возможно. Даже от­ливали бронзовые, алюмини­евые болванки вместо ролико­вых подшипников в передние колеса трактора. Были случаи, когда запчасти из Вятских По­лян носили в котомке за плеча­ми, проходя пешком более ста километров...
Кроме тракторов, в нашей бригаде был еще зерновой ком­байн «Коммунар». Работала на нем Вера Щеглова, девчонка где-то лет семнадцати, кудрявая блондинка-хохотушка. Мы вози­ли этот комбайн по очереди. Он без конца ломался, а Вера его чи­нила. Плакала и снова чинила.
Таких комбайнов в МТС было 12. И еще было 10 слож­ных молотилок МК-1100, на них работали старики, по воз­расту не подлежащие мобилиза­ции в армию или на заводы. Мо­лотилку через шкивное устрой­ство вращал трактор. Молотить начинали ранней осенью, быва­ло, молотили до весны. От кла­духи к кладухе снег убирали ло­патами, и трактор еле-еле тащил молотилку.
Когда приходила в колхоз молотилка, круглые сутки в де­ревне не спали. Все работали у молотилки, даже председатель колхоза и счетовод. Молотилка «стонала» день и ночь, и этот «стон» был слышен за несколь­ко километров. Бывало, почта­льон приносил сюда и похорон­ки... Председатель колхоза что­бы как-то утешить вдову, тут же велит счетоводу выписать ей пуд хлеба. А вдова, понурив голову и не видя дороги, отправляется до­мой разделить безутешное горе с голодными ребятишками...
После окончания войны в МТС организовали восстанов­ление базисных деталей тракто­ров. Пришли на работу мужчи­ны, постепенно заменили жен­щин. Это произошло не сразу, а где-то в течение пяти лет. По­следняя женщина, ушедшая с трактора СТЗ, - Маруся Черно­ва из п. Черновский Савиновско­го сельсовета...
СХТ в семидесятые годы
Благодаря воспоминаниям Ивана Савватеевича Бабина мы с вами, уважаемые читатели, изучили военный период рабо­ты МТС. А что было потом? Об этом мы попросили рассказать Виктора Дмитриевича Черезова.
Виктор Дмитриевич родил­ся в деревне Красногоры (Чере­зово), это за Ешпаевым (кило­метров 10), на самой границе с Мари-Турекским районом РМЭ.
Отслужил в армии, вер­нулся домой в 1969 году. Сестра предложила переехать в Уржум и устроиться в «Сельхоз­технику». Она сама там работа­ла, и организация ей нравилась. И вот в августе 1969 года Вик­тор Дмитриевич был принят в «Сельхозтехнику» учеником то­каря. Через два месяца стал то­карем. Затем стал бригадиром тракторной бригады, оснащен­ной новыми, только начавши­ми поступать в район, тракто­рами К-700. Следующая сту­пень — старший инженер стан­ции технического обслуживания автомобилей. Кроме того, уже на втором году работы был избран секретарем комсомольской ор­ганизации предприятия. В 1977 году переведен на работу в рай­ком партии.
- В то время, - рассказыва­ет Виктор Дмитриевич, - в со­став СХТ входили несколько подразделений. Это ремонтно-тракторная мастерская, автога­раж, торговая база, станция те­хобслуживания автомобилей, станция обслуживания живот­новодческих ферм, мехотряд. Работало здесь более пятисот человек. Кроме того, были фи­лиалы в Шурме и Буйском. Воз­главлял СХТ Анатолий Пав­лович Бердников. Я работал в РТМ, в токарном цехе. В ма­стерской проводили капиталь­ный ремонт тракторов. Еже­дневно один трактор входил в ворота мастерской, один, уже отремонтированный, выходил. Нас, токарей, там было пятеро. Там работали братья Чебышевы, Михаил и Николай. И жена Ни­колая, она меня и обучала. Вы­сокая, крепкая женщина, вполне справлялась с тяжелой мужской работой. Мы занимались рекон­струированием деталей тракто­ров — если износ детали был сильным, наваривали и обтачивали. Вытачивали новые дета­ли, валы, болты, гайки. Миха­ил шлифовал коленвалы трак­торов на шлифовальном станке. В общем, работы хватало, рабо­тать было интересно. Да и зар­плата тоже была интересная. Я, например, получал 200 рублей. Для сравнения, зарплата инже­нера — 150.
Кроме нашего цеха в РТМ еще были цех электро-газосварки, цех топливной ап­паратуры, кузнечный цех. Все­го в мастерской работало около ста человек. РТМ располагалась там, где сейчас находится мага­зин «Светофор».
Автопарк СХТ насчитывал около ста автомобилей - «Газ», «Урал», «КамАЗ». Занимались перевозкой минеральных удо­брений. Тогда удобрения при­возили на баржах по Вятке на пристань в Цепочкино. Отту­да мы на автомобилях развози­ли их по району. Возили и дру­гие грузы — запчасти из Киро­ва, сельскохозяйственную тех­нику с областной базы, строй­материалы. Удобрения, запча­сти, сельхозтехника - все это ре­ализовывалось через торговую базу. Там работали около двад­цати человек.
Специалисты станции об­служивания животноводческих ферм занимались установкой на новых фермах и обслуживанием и ремонтом на старых оборудо­вания — транспортеров, кормо­кухонь. Проводили монтаж, об­служивание и ремонт доильно­го оборудования. Здесь труди­лись 30 человек.
На станции техобслужива­ния проводился ремонт грузо­вых автомобилей колхозов и ор­ганизаций района.
Механизированный отряд имел «на вооружении» тракто­ра «МТЗ», «К-700». Занимались вывозом удобрений, минераль­ных и органики, на поля. Осо­бенно хороши были «К-700»: к ним цепляли две телеги, и они брали сразу 21 тонну. Но для того, чтобы их ремонтировать, нужен был допуск. И меня на­правили в Ленинград на Киров­ский завод на обучение.

Целый месяц провел Вик­тор Дмитриевич на Ки­ровском заводе, работал, соби­рал трактора и одновременно учился. Впечатления остались до сих пор. Огромный завод, с весь наш Уржум, наверное, гро­мадные цеха, железная дорога по территории завода.
Нормальная работа любого ­коллектива, любой организации невозможна без хорошего руко­водителя. Кто был директором «Сельхозтехники» в то время?
- Когда я проработал в СХТ год, произошла смена руковод­ства. Директором к нам был на­значен из Кирова бывший заме­ститель по строительству дирек­тора областной СХТ Сергей Фе­дорович Куклин. Он сразу же развернул большое строитель­ство. При нем были построены в южной части города 20 мно­гоэтажных жилых домов. По­строены большая контора, но­вое здание станции техобслужи­вания тракторов (где потом была «Гранд Плаза»), новая теплая стоянка на 80 автомобилей. Его любимая фраза, которую он ча­сто говорил на планерках: «Кто хочет работать — ищет сред­ства, кто не хочет — причины».
Сергей Федорович был очень хорошим руководителем. И заместителей себе он подби­рал таких же. Это главный ин­женер П.П. Манылов, зам по ав­тотранспорту М.В. Головизнин, начальник торговой базы Ю.Н. Ковязин, начальник мехотряда В.И. Ислентьев, главный бух­галтер В.И. Баранова. Да и во­обще, у нас работало очень мно­го хороших людей. Орденоно­сец, талантливый художник П.Н. Мальцев, Н.Н. Карташев рабо­тал слесарем, сейчас известный художник. А.И. Градобоев, тоже слесарь, а в последствии предсе­датель самого крупного в райо­не сельхозпредприятия — кол­хоза им. Ленина...
Виктора Дмитриевича в Уржуме все знают как заядлого спортсмена. Поэтому в разгово­ре с ним невозможно было обой­ти тему спорта на предприятии.
- У нас в «Сельхозтехнике» спорт был развит очень хоро­шо, - вспоминает он. - Особен­но были в чести лыжные гон­ки, гиревой спорт, стрельба из пневматической винтовки. Ор­ганизация закупила инвентарь, выделила помещения для заня­тия гирями и стрельбой. Лыжа­ми занимались на базе на Белой Речке. Спорт у нас очень люби­ли. Владимир Ситников был од­ним из сильнейших лыжников района, Виктор Ясенок, Володя Воробьев увлеченно занимались гиревым спортом. Мы занимали призовые места на районных со­ревнованиях, участвовали в об­ластных. Я лично ездил на об­ластные соревнования между организаций СХТ, участвовал в лыжных гонках, соревнованиях по гирям.
«Сельхозтехника» выполнила свою задачу»
Своими воспоминаниями о работе в «Сельхозтех­нике» поделился и Владимир Александрович Ямщиков.
- В 1978 году, после оконча­ния института, я начал работать в «Сельхозтехнике» простым инженером. Отработав два ме­сяца, ушел в армию. В 1980 году, отслужив, вернулся в СХТ. Все­го в организации в то время ра­ботали 300 человек.
Сначала я работал инжене­ром, потом был назначен на­чальником только что созданной станции обслуживания энерго­насыщенных тракторов К-700 и Т-150. В этой должности я про­работал до 1984 года, и меня пе­ревели на должность начальни­ка станции обслуживания жи­вотноводческих ферм. Привоз­или с ферм доильные установ­ки, обслуживали их - мыли, ре­монтировали и снова увозили на фермы. Это первое направление нашей работы.
Второе — монтаж, обслу­живание, ремонт холодильных установок. Также были бригады по обслуживанию на фермах на­возных транспортеров, водопро­вода. Работало на станции около 50 человек.
Жили неплохо. Активно шло строительство благоустроенно­го жилья. Зарплаты были хоро­шие. У квалифицированных ра­бочих, у водителей она достига­ла 200 - 250, до 300 рублей. Зар­плата простого инженера была 120-150 рублей.
 

Организация построила немало жилья в Уржуме

Интересный факт. Когда на­роду стали продавать легковые автомобили - «Запорожцы», «Жигули», многие наши рабочие стали ездить на работу на авто­мобилях. А работники соседней организации РЭС — ходили на работу пешком, в лучшем случае ехали на мотоциклах.
Построили свой ДК, при нем работали кружки для детей ра­ботников организации. Была своя хоккейная команда.
Когда я только начал рабо­тать в СХТ, управляющим был Сергей Федорович Куклин. По­сле него эту должность занял Николай Иванович Квасников, затем - Юрий Николаевич Ковя­зин. В 1983 году его сменил на этой должности Станислав Ива­нович Гасников.
 

На фото: (слева направо)
В. Черезов, зав. торговой базой Ю. Ковязин, механик
А. Крупин, начальник цеха МЖФ А. Лучинин

В 1986 году Владимир Александрович уволился и стал работать в Сельхозуправ­лении. В 1993 году, когда С.И. Гасников ушел на пенсию, Вла­димир Александрович вернул­ся в «Сельхозтехнику». Правда, тогда «Сельхозтехники» как та­ковой уже не было, еще при Гас­никове она была реорганизована в РТП, точнее - АООТ «Уржум­ское ремонтно-техническое предприятие». И Владимир Александрович был назначен его генеральным директором.
Чем же отличалось РТП от СХТ? Прежде всего тем, что некоторые подразделения СХТ выделились в самостоятельные организации. Это мехотряд, на базе которого была организо­вана «Сельхозхимия», и торго­вая база, превратившаяся в ОАО «Уржумский Агроснаб».
В составе РТП остались станция обслуживания живот­новодческих ферм, машинно-тракторный парк, ремонтная ма­стерская, механический цех, ав­топарк, станция обслуживания автомобилей и вспомогатель­ное производство — заготов­ка и обработка древесины. Все­го на предприятии работало 150 человек.
 

В механическом цехе идут работы

Из РТП Владимир Алексан­дрович ушел в 1997 году. А в 1999-2000 годах началась проце­дура банкротства РТП. На этом богатая история предприятия кончилась.
- Жаль, что так получилось?
- Пожалуй, нет. Ведь все к тому и шло. «Сельхозтехни­ка» создавалась для выполне­ния определенных задач. Нуж­но было ремонтировать техни­ку колхозов и совхозов. Ремонти­ровать много и часто. Ведь рань­ше капитальный ремонт тракто­ра нужно было делать чуть ли не каждый год. И поэтому рем­техпредприятия были в каж­дом районе. Сейчас все изме­нилось. Техника стала надеж­нее, сейчас трактор может «бе­гать» без капремонта лет десять. Кроме того, техника стала слож­нее, оснащается компьютерами. И для ее ремонта нужны высо­коквалифицированные специ­алисты и сложное оборудова­ние. Где их найдешь для каждо­го района. Сейчас ставка делает­ся на более крупные ремонтные предприятия, которые обслужи­вают один или даже два регио­на. «Сельхозтехника» выполни­ла задачу и прекратила свое су­ществование. Что поделать, все течет, все изменяется...
С. КОРОСТЕЛЁВ
Источники:
1. «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 50, 11 декабря 2021 г.
2. «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 51, 18 декабря 2021 г.
Категория: Агропром, сельское хозяйство | Добавил: Георгич (11.12.2021)
Просмотров: 162 | Теги: Уржум, МТС, сельхозтехника | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта