С юбилеем, СХТ!
В 2021 году исполнилось бы 85 лет одной из самых крупных в нашем районе организаций — уржумской «Сельхозтехнике». Исполнилось бы, если бы она существовала. Но, по велению времени, она оказалась ненужной, была ликвидирована. Но все равно это наша история.
Итак, 85 лет назад в Уржуме была организована машинно-тракторная станция. Случилось это, по некоторым данным, в феврале. Так что мы «слегка» запоздали с празднованием юбилея. Но, как говорят, лучше поздно, чем никогда.
Как это было
О том, как появилась МТС в Уржуме, написал В. Карпов в своей статье «Как это было», опубликованной в «Кировской искре» №8 за 1997 год.
- Уржумская МТС начала существовать в 1936 году, имея на вооружении 36 тракторов СТЗ. А еще через некоторое время в МТС поступил десяток тяжелых гусеничных тракторов Челябинского тракторного завода – ЧТЗ. К этому времени на оснащение МТС поступают прицепные комбайны марки «Коммунар»... МТС тогда в основном занимались обработкой почвы и посевом. Зона обслуживания Уржумской МТС в то время простиралась от Селенура и Хабазов до Буйского Перевоза... Автомашин в то время было не густо. Основной машиной была бортовая полуторка, и тех было всего 3-5 по МТС. Горючее завозилось исключительно в бочках на лошадях... В 1946 году в Уржумской МТС насчитывалось 44 колесных трактора СХТЗ, 15 комбайнов «Коммунар» и два десятка сложных молотилок. С восстановлением тракторных заводов, разрушенных войной, начала поступать новая техника – гусеничные тракторы HATИ, комбайны «Сталинец-6», затем дизельные тракторы ДТ-54 и самоходные комбайны марки С-4...
«Сталинец-60» (ЧТЗ) - мощность 60 лошадиных сил, скорость 6 км/ч
Трактор «СХТЗ-НАТИ» (мощность 52 л.с., скорость 8 км/ч)
Уже не осталось в живых тех, кто работал в МТС в те годы. Но удалось отыскать воспоминания одного из них - заслуженного механизатора РСФСР Ивана Савватеевича Бабина, опубликованные в №150 за 1996 год и №№1,2,3 за 1997 год в нашей газете. Правда, рассказывает автор о своей работе в Шурминской МТС, но, наверное, отличий было немного.
- Когда началась Великая Отечественная война, мне было 13 лет, я закончил семь классов. Прибавив себе год, с 1 ноября стал учиться по направлению колхоза в Шурминской МТС на курсах трактористов. На этих курсах тогда училось большинство девчонок 17-18 лет и ребята 14-15 лет.
За три месяца мы прошли теорию по устройству трактора СТЗ (колесный трактор Сталинградского тракторного завода). В феврале 1942 года распределились по тракторным бригадам, а их в МТС было 28.
Меня направили в бригаду в Русский Турек. Здесь я работал весь год прицепщиком и сменным трактористом.
В 1943 году сформировалась тракторная бригада из четырех колесных СТЗ.
Первый отечественный трактор массового производства - колесный
сельскохозяйственный СТЗ-1 (мощность 30 л.с.,
скорость 7-8 км/ч) с комбайном «Коммунар» на прицепе
Старшим трактористом была девчонка, подсменным трактористом — парень. Мне повезло — я начал работать с Марией Урванцевой. Ей было 18, мне — 14. Были трактористки и кроме Маруси — это Шура Крупина, Паня Крупина, Поля Крупина, Вера Щеглова. Обслуживали мы 8 колхозов, то есть пять Кизерей, Малый Турек, Бяково, Сталинский, Некрасовский и еще ездили один раз в три Камайкова...
В тот период МТС имела трактора настолько несовершенные, даже примитивные, что на них должны были работать только «железные» люди, а обычный человек не должен был выдержать физически. Вот представьте себе. До войны была норма вспашки около трех гектаров. Когда началась война, норму сделали 4,2 гектара. За сутки нужно было сделать одну-две перетяжки шатунных подшипников (утром после смены и вечером после смены). На перетяжку уходило 1,5-2 часа. Быстро сливаешь масло из двигателя (9 кг), снимаешь картер (отвернуть 22 болта), надо опустить картер — 16 кг, снять масляный насос, расшплинтовать шатунные болты (их 16 штук), отвернуть болты шатунов и прокладками отрегулировать зазор до минимума. А потом повторить в обратном порядке всю работу...
Одежда в войну была в основном такая: лапти, домотканые штаны, юбки и кофты у девчонок, фуфайки. А что такое лапти? Пока обуваешься, ноги сухие, а вышел после дождя на улицу — ноги сырые. И так с сырыми ногами работаешь всю смену, только веревки периодически ослабляешь, так как намокают и давят ноги. Кабины на тракторе не было. Моросит дождь, и ты всю смену (как лиса под бороной) «жизнью наслаждаешься».
Сиденье металлическое, не подрессоренное (как у конной косилки). Рулевое управление (баранка) гладкое, чугунное, руки всегда в мозолях.
На площадке трактора лежал буксир (цепь), так как плуг часто при пробуксовке трактора нужно было брать на буксир.
Так вот натаскаешся за смену, особенно в дождливую погоду или на песчаном поле (а цепь весом килограммов 20-30), и опять «жизнью доволен».
Всей бригадой в одном колхозе почти не работали. По договору всем хозяйствам работу нужно было выполнять вовремя, поэтому работали 1-2 трактора, чаще по одному.
А вот на проведение технического ухода собирались все трактора в одном колхозе и, как правило, у кузницы. Эти дни давали нам и радости, и горести.
Помню, девчонки во время работы сядут и запоют какую-нибудь песню, особенно часто пели «Лучинушку».
«Ты гори, гори, моя лучина,
Догорю с тобой и я...»
Песня душу разбередит, и глядишь, одна заплачет, другая. И отвернувшись в разные стороны или закрыв лицо руками, плачут долго-долго. Потом с заплаканными лицами расходятся к своим тракторам. Жизнь продолжается. Еще только 1943 год. До победы еще далеко.
В каких колхозах я ни работал, участок для заезда, загонки, всегда провешивался вешками, чтобы не оставалось клиньев. Концы поля заделывались. Это было для нас законом, незыблемым правилом.
Работали в две смены — с 6 утра до 6 вечера и с 6 вечера до 6 утра. Трактор света не имел, и работали ночью наощупь. Правое колесо шло по борозде, и трактор из борозды почти не выходил, если сам почувствуешь, то остановишься проверить руками. Колеса в борозде, значит, опять вперед. Одновременно ночью несколько раз просчитаешь руками болты картера (а их 22). Дело в том, что если болт сам отвернется на ходу, то выгонит масло и выплавит шатунные подшипники. Выплавить подшипники считалось трагедией и позором.
Чтобы восстановить все это, нужна неделя, дней десять и около пяти килограммов баббита.
Заправку горючим проводили только в борозде (таков приказ), и дежурный, который подвозит воду, подвезет и бочку с керосином. На смену бака (а он 64 литра) не хватало.
Мы, юноши-подростки, в большинстве работали в ночные смены. Жалели мы девчат, трудно им давалась эта профессия по несчастью. Поэтому они часто выплакивали наболевшее (а слезы, как известно, дают облегчение). Да и мы, глядя на плачущих, тоже отворачивались и по грязным лицам размазывали слезы.
Большой проблемой для нас, пацанов и девчонок, было запустить двигатель. Как правило, после протяжки рукоятку помогали крутить веревкой по три человека. Хуже того, еще при заводке сдавало обратно. Редкий тракторист избежал такой участи, чтобы ему при заводке не сломало руку или ногу, не выбило зубы. И многие девчонки ушли с выбитыми зубами. Мне в сентябре 1943 года ударом рукоятки сломало руки (правая — с открытым переломом)...
За весь период весенней поры не помню случая, чтобы случился простой из-за отсутствия горючего, масла или солидола. Многих запасных частей промышленность вообще не производила. Многие готовили в МТС или местной кузнице, если возможно. Даже отливали бронзовые, алюминиевые болванки вместо роликовых подшипников в передние колеса трактора. Были случаи, когда запчасти из Вятских Полян носили в котомке за плечами, проходя пешком более ста километров...
Кроме тракторов, в нашей бригаде был еще зерновой комбайн «Коммунар». Работала на нем Вера Щеглова, девчонка где-то лет семнадцати, кудрявая блондинка-хохотушка. Мы возили этот комбайн по очереди. Он без конца ломался, а Вера его чинила. Плакала и снова чинила.
Таких комбайнов в МТС было 12. И еще было 10 сложных молотилок МК-1100, на них работали старики, по возрасту не подлежащие мобилизации в армию или на заводы. Молотилку через шкивное устройство вращал трактор. Молотить начинали ранней осенью, бывало, молотили до весны. От кладухи к кладухе снег убирали лопатами, и трактор еле-еле тащил молотилку.
Когда приходила в колхоз молотилка, круглые сутки в деревне не спали. Все работали у молотилки, даже председатель колхоза и счетовод. Молотилка «стонала» день и ночь, и этот «стон» был слышен за несколько километров. Бывало, почтальон приносил сюда и похоронки... Председатель колхоза чтобы как-то утешить вдову, тут же велит счетоводу выписать ей пуд хлеба. А вдова, понурив голову и не видя дороги, отправляется домой разделить безутешное горе с голодными ребятишками...
После окончания войны в МТС организовали восстановление базисных деталей тракторов. Пришли на работу мужчины, постепенно заменили женщин. Это произошло не сразу, а где-то в течение пяти лет. Последняя женщина, ушедшая с трактора СТЗ, - Маруся Чернова из п. Черновский Савиновского сельсовета...
СХТ в семидесятые годы
Благодаря воспоминаниям Ивана Савватеевича Бабина мы с вами, уважаемые читатели, изучили военный период работы МТС. А что было потом? Об этом мы попросили рассказать Виктора Дмитриевича Черезова.
Виктор Дмитриевич родился в деревне Красногоры (Черезово), это за Ешпаевым (километров 10), на самой границе с Мари-Турекским районом РМЭ.
Отслужил в армии, вернулся домой в 1969 году. Сестра предложила переехать в Уржум и устроиться в «Сельхозтехнику». Она сама там работала, и организация ей нравилась. И вот в августе 1969 года Виктор Дмитриевич был принят в «Сельхозтехнику» учеником токаря. Через два месяца стал токарем. Затем стал бригадиром тракторной бригады, оснащенной новыми, только начавшими поступать в район, тракторами К-700. Следующая ступень — старший инженер станции технического обслуживания автомобилей. Кроме того, уже на втором году работы был избран секретарем комсомольской организации предприятия. В 1977 году переведен на работу в райком партии.
- В то время, - рассказывает Виктор Дмитриевич, - в состав СХТ входили несколько подразделений. Это ремонтно-тракторная мастерская, автогараж, торговая база, станция техобслуживания автомобилей, станция обслуживания животноводческих ферм, мехотряд. Работало здесь более пятисот человек. Кроме того, были филиалы в Шурме и Буйском. Возглавлял СХТ Анатолий Павлович Бердников. Я работал в РТМ, в токарном цехе. В мастерской проводили капитальный ремонт тракторов. Ежедневно один трактор входил в ворота мастерской, один, уже отремонтированный, выходил. Нас, токарей, там было пятеро. Там работали братья Чебышевы, Михаил и Николай. И жена Николая, она меня и обучала. Высокая, крепкая женщина, вполне справлялась с тяжелой мужской работой. Мы занимались реконструированием деталей тракторов — если износ детали был сильным, наваривали и обтачивали. Вытачивали новые детали, валы, болты, гайки. Михаил шлифовал коленвалы тракторов на шлифовальном станке. В общем, работы хватало, работать было интересно. Да и зарплата тоже была интересная. Я, например, получал 200 рублей. Для сравнения, зарплата инженера — 150.
Кроме нашего цеха в РТМ еще были цех электро-газосварки, цех топливной аппаратуры, кузнечный цех. Всего в мастерской работало около ста человек. РТМ располагалась там, где сейчас находится магазин «Светофор».
Автопарк СХТ насчитывал около ста автомобилей - «Газ», «Урал», «КамАЗ». Занимались перевозкой минеральных удобрений. Тогда удобрения привозили на баржах по Вятке на пристань в Цепочкино. Оттуда мы на автомобилях развозили их по району. Возили и другие грузы — запчасти из Кирова, сельскохозяйственную технику с областной базы, стройматериалы. Удобрения, запчасти, сельхозтехника - все это реализовывалось через торговую базу. Там работали около двадцати человек.
Специалисты станции обслуживания животноводческих ферм занимались установкой на новых фермах и обслуживанием и ремонтом на старых оборудования — транспортеров, кормокухонь. Проводили монтаж, обслуживание и ремонт доильного оборудования. Здесь трудились 30 человек.
На станции техобслуживания проводился ремонт грузовых автомобилей колхозов и организаций района.
Механизированный отряд имел «на вооружении» трактора «МТЗ», «К-700». Занимались вывозом удобрений, минеральных и органики, на поля. Особенно хороши были «К-700»: к ним цепляли две телеги, и они брали сразу 21 тонну. Но для того, чтобы их ремонтировать, нужен был допуск. И меня направили в Ленинград на Кировский завод на обучение.
Целый месяц провел Виктор Дмитриевич на Кировском заводе, работал, собирал трактора и одновременно учился. Впечатления остались до сих пор. Огромный завод, с весь наш Уржум, наверное, громадные цеха, железная дорога по территории завода.
Нормальная работа любого коллектива, любой организации невозможна без хорошего руководителя. Кто был директором «Сельхозтехники» в то время?
- Когда я проработал в СХТ год, произошла смена руководства. Директором к нам был назначен из Кирова бывший заместитель по строительству директора областной СХТ Сергей Федорович Куклин. Он сразу же развернул большое строительство. При нем были построены в южной части города 20 многоэтажных жилых домов. Построены большая контора, новое здание станции техобслуживания тракторов (где потом была «Гранд Плаза»), новая теплая стоянка на 80 автомобилей. Его любимая фраза, которую он часто говорил на планерках: «Кто хочет работать — ищет средства, кто не хочет — причины».
Сергей Федорович был очень хорошим руководителем. И заместителей себе он подбирал таких же. Это главный инженер П.П. Манылов, зам по автотранспорту М.В. Головизнин, начальник торговой базы Ю.Н. Ковязин, начальник мехотряда В.И. Ислентьев, главный бухгалтер В.И. Баранова. Да и вообще, у нас работало очень много хороших людей. Орденоносец, талантливый художник П.Н. Мальцев, Н.Н. Карташев работал слесарем, сейчас известный художник. А.И. Градобоев, тоже слесарь, а в последствии председатель самого крупного в районе сельхозпредприятия — колхоза им. Ленина...
Виктора Дмитриевича в Уржуме все знают как заядлого спортсмена. Поэтому в разговоре с ним невозможно было обойти тему спорта на предприятии.
- У нас в «Сельхозтехнике» спорт был развит очень хорошо, - вспоминает он. - Особенно были в чести лыжные гонки, гиревой спорт, стрельба из пневматической винтовки. Организация закупила инвентарь, выделила помещения для занятия гирями и стрельбой. Лыжами занимались на базе на Белой Речке. Спорт у нас очень любили. Владимир Ситников был одним из сильнейших лыжников района, Виктор Ясенок, Володя Воробьев увлеченно занимались гиревым спортом. Мы занимали призовые места на районных соревнованиях, участвовали в областных. Я лично ездил на областные соревнования между организаций СХТ, участвовал в лыжных гонках, соревнованиях по гирям.
«Сельхозтехника» выполнила свою задачу»
Своими воспоминаниями о работе в «Сельхозтехнике» поделился и Владимир Александрович Ямщиков.
- В 1978 году, после окончания института, я начал работать в «Сельхозтехнике» простым инженером. Отработав два месяца, ушел в армию. В 1980 году, отслужив, вернулся в СХТ. Всего в организации в то время работали 300 человек.
Сначала я работал инженером, потом был назначен начальником только что созданной станции обслуживания энергонасыщенных тракторов К-700 и Т-150. В этой должности я проработал до 1984 года, и меня перевели на должность начальника станции обслуживания животноводческих ферм. Привозили с ферм доильные установки, обслуживали их - мыли, ремонтировали и снова увозили на фермы. Это первое направление нашей работы.
Второе — монтаж, обслуживание, ремонт холодильных установок. Также были бригады по обслуживанию на фермах навозных транспортеров, водопровода. Работало на станции около 50 человек.
Жили неплохо. Активно шло строительство благоустроенного жилья. Зарплаты были хорошие. У квалифицированных рабочих, у водителей она достигала 200 - 250, до 300 рублей. Зарплата простого инженера была 120-150 рублей.
Организация построила немало жилья в Уржуме
Интересный факт. Когда народу стали продавать легковые автомобили - «Запорожцы», «Жигули», многие наши рабочие стали ездить на работу на автомобилях. А работники соседней организации РЭС — ходили на работу пешком, в лучшем случае ехали на мотоциклах.
Построили свой ДК, при нем работали кружки для детей работников организации. Была своя хоккейная команда.
Когда я только начал работать в СХТ, управляющим был Сергей Федорович Куклин. После него эту должность занял Николай Иванович Квасников, затем - Юрий Николаевич Ковязин. В 1983 году его сменил на этой должности Станислав Иванович Гасников.
На фото: (слева направо)
В. Черезов, зав. торговой базой Ю. Ковязин, механик
А. Крупин, начальник цеха МЖФ А. Лучинин
В 1986 году Владимир Александрович уволился и стал работать в Сельхозуправлении. В 1993 году, когда С.И. Гасников ушел на пенсию, Владимир Александрович вернулся в «Сельхозтехнику». Правда, тогда «Сельхозтехники» как таковой уже не было, еще при Гасникове она была реорганизована в РТП, точнее - АООТ «Уржумское ремонтно-техническое предприятие». И Владимир Александрович был назначен его генеральным директором.
Чем же отличалось РТП от СХТ? Прежде всего тем, что некоторые подразделения СХТ выделились в самостоятельные организации. Это мехотряд, на базе которого была организована «Сельхозхимия», и торговая база, превратившаяся в ОАО «Уржумский Агроснаб».
В составе РТП остались станция обслуживания животноводческих ферм, машинно-тракторный парк, ремонтная мастерская, механический цех, автопарк, станция обслуживания автомобилей и вспомогательное производство — заготовка и обработка древесины. Всего на предприятии работало 150 человек.
В механическом цехе идут работы
Из РТП Владимир Александрович ушел в 1997 году. А в 1999-2000 годах началась процедура банкротства РТП. На этом богатая история предприятия кончилась.
- Жаль, что так получилось?
- Пожалуй, нет. Ведь все к тому и шло. «Сельхозтехника» создавалась для выполнения определенных задач. Нужно было ремонтировать технику колхозов и совхозов. Ремонтировать много и часто. Ведь раньше капитальный ремонт трактора нужно было делать чуть ли не каждый год. И поэтому ремтехпредприятия были в каждом районе. Сейчас все изменилось. Техника стала надежнее, сейчас трактор может «бегать» без капремонта лет десять. Кроме того, техника стала сложнее, оснащается компьютерами. И для ее ремонта нужны высококвалифицированные специалисты и сложное оборудование. Где их найдешь для каждого района. Сейчас ставка делается на более крупные ремонтные предприятия, которые обслуживают один или даже два региона. «Сельхозтехника» выполнила задачу и прекратила свое существование. Что поделать, все течет, все изменяется...
С. КОРОСТЕЛЁВ
Источники:
1. «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 50, 11 декабря 2021 г.
2. «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 51, 18 декабря 2021 г. |