Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [47]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [16]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [219]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ В УРЖУМСКОМ УЕЗДЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ
В УРЖУМСКОМ УЕЗДЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

История организаций социалистов-революционеров Вятской губернии, являясь частью общей истории ПСР, неразрывно связана с ее предшественником – народническим течением 1870–1890-х гг.
Самоназвание «социалисты-революционеры» впервые появилось в московском кружке народников осенью 1874 г., позже оно было воспринято социально-революционной партией «Народная воля», в середине 1890-х гг. его носила «Социально-революционная партия Народного права», так что название «Партия социалистов-революционеров» (ПСР) должно было указывать на связь с предыдущим поколением народников-революционеров. При этом среди членов каждой из предтеч ПСР были лица, прошедшие через вятскую ссылку.
Хотя деятельность по крестьянству и была преобладающей у вятских народников 1870-х гг., но ими предпринимались усилия и для пропаганды в рабочей среде: материалы полицейских дознаний отметили такие попытки на Воткинском, Омутнинском и Буйском заводах.
К концу 1870-х гг. пик пропагандистской активности народников спадает, отчасти из-за усилившейся бдительности жандармов, отчасти из-за разочарования многих народников в «косности мужика» и переходу к террористической борьбе. Однако кружки народников сохранялись в Вятке, Яранске, Глазове, Уржуме, по-прежнему объединяя три силы: ссыльных, учащихся, разночинцев. А. В. Якимова после «Процесса 193-х», была отправлена в 1878 г. на родину в Уржум под надзор полиции. В Уржуме Якимова застала кружок, сложившийся вокруг частной публичной библиотеки купца А. А. Чернова. Книгами из этой библиотеки широко пользовались как местные интеллигенты, так и политические ссыльные, а сама библиотека была своеобразным политическим клубом. В 1881 г. библиотека была закрыта полицией за «претенциозный» подбор изданий. Далее библиотека продолжала существовать негласно, книгами из нее снабжались ссыльные, учителя и учительницы народных училищ уезда. Вокруг этих лиц и сложилось политическое дело. В качестве «коноводов» противоправительственного кружка в Уржуме полиция называла А. А. Чернова и двоих поднадзорных студентов – П. В. Акципетрова и Б. В. Малиновского. В 1885 г. Акципетров выступал в качестве судебного защитника крестьян деревни Старой Толмани, оказавших вооруженное сопротивление полиции при отъеме у них спорных лугов кулаком деревни Новоселовки.
Ища вдохновителей толманских беспорядков, уржумский исправник Л. К. Маньковский сообщал, что в Уржумском уезде существует тайное общество, цель которого распространение «противоправительственных идей и социально-революционных изданий» среди молодежи и крестьян. Одним из главных агентов тайного общества был А. Е. Заболотский, фельдшер-оспопрививатель, разъезжавший по врачебным делам по всему Уржумскому уезду и распространяющему книжки «возмутительного содержания» между крестьянами. Обществом была создана касса с целями пропаганды.
Дознание по делу кружка Чернова-Акципетрова, законченное в октябре 1887 г., выявило помимо их, Малиновского и Заболотского еще 12 человек, «весьма сочувственно относящихся к целям социалистов». Из этих лиц 6 были учителя и учительницы, 5 – служащие и лишь один человек был крестьянином.
Акципетров еще в ходе дознания был посажен в Уржумскую тюрьму, а затем приговорен к высылке на поселение в Томскую губернию. В мае 1888 г. Акципетрова присоединили к проходящей через Уржум в Якутию партии ссыльных народовольцев. В партии вместе с ним шли будущие основатели и члены ЦК ПСР М. Р. Гоц и О. С. Минор.
Усилиями земцев и газетных деятелей, лично связанных с народничеством и симпатизировавших противоправительственным идеям, в Вятке во второй половине 1890-х гг. была разрыхлена почва для сеяния более радикальных семян и сеятели вскоре не преминули появиться.

В марте 1908 г. уржумский исправник Ф.В. Дьяконов раскрыл в отношении к начальнику ВГЖУ (Вятское губернское жандармское управление) «синедрион крамольников». Возглавлял их старообрядец Н. А. Чирков, окруженный сыновьями, дочерьми и племянниками. Определенное покровительство городской «социал-революционной партии» оказывали местные старообрядцы, получавшие по своим каналам противоправительственную литературу. Как на отягчающее обстоятельство неблагонадежности семейства Чирковых исправником указывалась их «закоренелость в раскольничестве».
В конце января 1906 г. жандармам агентурным путем досталась копия письма П. Н. Чиркова сестре Анне, учащейся в Казани в Фельдшерской школе. В письме от 1 января П. Н. Чирков сообщал из Уржума: «Пока у нас затишье, но видно в тайниках к чему-то готовятся. Здесь организовалась партия с.-д., а также начинают организовываться с.-р. … если можешь, то пришли с.-р. литературу. Хотя ее на днях привезли, но слишком мало».
В наибольшей степени революционность проявлял Н.Н. Чирков, обучавшийся в Казанском Реальном училище и бывший еще совсем молодым человеком (1891 года рождения). Полиция в 1906–1908 гг. трижды совершала изъятия эсеровской литературы у Н.Н. Чиркова.
Например, в июле 1907 г. в связи со слухами о существовании революционных крестьянских братств в уезде полиция провела повальные обыски у лиц, подозреваемых в «возбуждении крестьянства». По обыску у Н.Н. Чиркова полиция изъяла множество литературы «тенденциозной» и нелегальной направленности, в частности, издания эсеров-максималистов. По делу «братств» вместе с Чирковым были подвергнуты обыску лица, проходившие в полицейском отчете как члены организации эсеров, в т.ч. А. М. и Е. М. Костриковы (сестры С. М. Кострикова-Кирова – А. М.). При этом в рапорте уржумский исправник П. П. Люминарский отметил короткое знакомство Костриковых с Чирковым.

Весьма подробные сведения о работе вятских эсеров по крестьянству на конец 1906 г. приводит «Крестьянский листок», издание Крестьянской комиссии при Вятском комитете ПСР:
2) Уржумский уезд. На уезд 10 эсеров (5 интеллигентов и 5 крестьян). В волостях партийных организаций нет, лишь в одной волости сохраняется ячейка ВКС. 8 нелегальных библиотечек. К выборам в Думу крестьяне относятся прохладно.

Среди части вятских эсеров бытовало мнение, что в губернии, без дворян, без ощутимой прослойки кулачества и городской буржуазии, есть смысл бороться за избрание в Думу поддерживающих партию лиц. И двое из них прошли в Думу.
При крайнем урезании количества вятских депутатов и тщательном просеивании неугодных кандидатов, тем не менее, в III Думу был избран член ПСР с 1903 г. – уржумский крестьянин А. Е. Кропотов. В Думе стенограммы зафиксировали не менее 24 его выступлений, острых, нелицеприятных, всегда направленных на защиту нужд трудового крестьянства. Кропотов был противником столыпинских реформ и ратовал за крестьянскую общину. Не случайно несколько раз ссылки на выступления Кропотова, как подлинного выразителя чаяний мужицкой Руси, использовали в своих статьях В. И. Ленин и Г. Е. Зиновьев464. К следующим выборам 1912 г. местные власти сделали все, чтобы неудобного Кропотова вывести из игры – обвинили в нарушении положения об имущественном цензе. Защищать Кропотова приехали А. Ф. Керенский и руководитель думской группы трудовиков А. А. Булат. Судебный процесс, который проходил в Казани, они выиграли, но время было упущено, находясь под следствием, Кропотов не мог участвовать в избирательной кампании в IV Думу. В 1917 году А. Е. Кропотов был избран членом Учредительного собрания от Вятской губернии по списку ПСР.
Еще один вятский депутат-трудовик III Думы И. Л. Мезляков из Сарапульского уезда также цитировался В. И. Лениным наравне с Кропотовым466. И хотя Мерзляков не был столь заметен, как Кропотов, однако с его помощью по данным жандармов вятские эсеры получали партийную литературу из Петербурга.
Весьма заметна была деятельность вятских депутатов-эсеров во всех трех Думах.

Террор, по мнению эсеровских теоретиков, «заставляет людей политически мыслить, хотя бы и против их воли», он способен в короткий срок изменить взгляды тысяч людей.
16 декабря 1906 г. трое молодых людей «с закрытыми сетками лицами» произвели вооруженную экспроприацию винной лавки в Уржуме. В перестрелке с полицией один из грабителей, не желая сдаваться, застрелился. Он оказался 20-летним казанцем Л. А. Двиняниновым. Как выявила полиция, покойный принадлежал к ПСР, участвовал в 1906 г. в вооруженном нападении на казанскую тюрьму, а его сопричастниками оказались трое уржумских юношей 17-ти лет: Т. М. Телепнев, Н. С. Вахрушев, А. Жмакин. Не без воздействия «внесудебных приемов» арестованные сознались в ограблении винной лавки. Почти через год, проведенный в уржумской тюрьме, в октябре 1907 г. по постановлению командующего Казанского округа Телепнев и Вахрушев, непосредственно участвовавшие в «эксе» были приговорены к смертной казни, а их укрыватель Жмакин – к каторжным работам. В ночь на 16 ноября 1907 г. Вахрушева и Телепнева казнили через повешение в пригородном уржумском лесу. 
Партийный террор и экспроприации вошли в широкую практику лишь в 1907 г.
Однако боевая работа оказалась совершенно бесплодной и за несколько лет выродилась в крайне разлагающую ряды эсеров уголовщину.

В ходе революции вятские радикалы понесли значительные жертвы.
В 1907 г. было возбуждено 226 дознаний по делам о государственных преступлениях. За 1907–1908 гг. военно-окружному суду было предано 79 человек, смертной казни в Вятке, Сарапуле, Уржуме подвергнут 21 революционер, исключительно эсеры и анархисты; 13 из казненных были боевиками ижевской «милиции социалистов-революционеров».

В октябре 1909 г. жандармами были получены сведения о эсеровской группе в Уржуме. Руководителем группы являлся А. Ф. Бешкарев, его помощницей – петербургская курсистка Л. А. Холкина, также в этот кружок входили еще несколько интеллигентов. 21 октября 1909 г. уржумский исправник Ф. В. Дьяконов провел ряд обысков, весьма плодотворных. У Бешкарева были обнаружены 1559 экземпляров книг, брошюр, газет, прокламаций «революционного и весьма тенденциозного» свойства, в т.ч., именное удостоверение представителя вятской организации ПСР, 52 экземпляра гектографированного опросного листа от вятской организации эсеров «О работе в крестьянстве», вопросный бланк «О выделах» от той же организации (48 экземпляров), 137 экземпляров газет, издававшихся ЦК ПСР: «Знамя труда», «За народ», «Земля и воля». Направленность отобранных изданий определенно свидетельствовала о намерении вести пропаганду по крестьянству против столыпинских аграрных законов. Товарищи Бешкарева были вскоре освобождены из-под стражи, сам же он просидел в уржумской тюрьме до 16 сентября 1910 г., а далее выслан по этапу на поселение в Восточную Сибирь.

Главным направлением работы эсеров в вятской деревне в межреволюционный период стала борьба с проведением столыпинских аграрных законов.

Наибольшую активность эсеры в губернском г. Вятке проявили в «дни свобод»: в октябре–декабре 1905 г. Зенит деятельности вятских эсеров в деревне пал на 1906 г., когда в губернии происходили крупные аграрные беспорядки в большой степени спровоцированные агитацией и пропагандой эсеров.

После ряда полицейских «ликвидаций» с ноября 1908 по октябрь 1909 гг. организации эсеров в Вятке, Ижевске, Сарапуле, Уржуме оказались разбиты, а наличие в рядах организаций секретных сотрудников ВГЖУ сводило к нулю почти всякую попытку значимой подпольной деятельности.

Источник: Масютин Александр Сергеевич. Эволюция деятельности организаций партии социалистов-революционеров в вятской губернии. (1896 – начало 1917 гг.) Специальность 07.00.02 – Отечественная история. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Киров-2018.
Категория: Революционеры | Добавил: Георгич (20.11.2020)
Просмотров: 267 | Теги: революционеры, Вятская губерния, Уржум, народники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта