Кому молились на мельницах - "шумихах"?
Около века назад наш знаменитый земляк, знаток восточнославянской этнографии Дмитрий Константинович Зеленин (1878-1954), отмечая своеобразие обрядов и обычаев Вятского края, указывал на встречавшееся там почитание водяных мельниц, называемых в народе «шумихами».
При таких мельницах находились иконы и устраивались народно-церковные праздники, приуроченные к одному из значимых весенне-летних сроков – например, ко дню Николая Чудотворца или к девятой пятнице после Пасхи. Сходился народ, священники могли освящать воду. Затем люди купались, оставляли там предметы одежды, деньги, хлеб, промывали глаза, чтобы они не болели, набирали и уносили домой воду.
По данным Зеленина, самыми известными тогда были четыре «шумихи»: в Орловском, Нолинском, Слободском и Уржумском уездах. Поклонение при «шумихах» Зеленин относил к древнейшим праздникам Вятского края, восходящим «к очень глубокой, к общерусской, иной раз дохристианской старине». По его предположению, «это – сохранение языческого почитания воды, следы которого обильны и в других губерниях России, но термин шумиха встречается, насколько нам известно, только на Вятке». Впрочем, Зеленин не настаивал на том, что это именно славянские обряды: похоже, что он так и не сумел определиться, к какой именно этнической традиции можно было бы отнести эти «языческие пережитки» – марийской или удмуртской (то есть, по тогдашней терминологии, «финской»), либо же традиции славянской.
Четыре отмеченные Зелениным «шумихи» – возможно, лишь те, что были самыми известными в его время. Перечень икон и часовен при водяных мельницах Вятского края, судя по всему, можно было бы и продолжить.
Наиболее известной «шумихой» в Уржумском уезде Вятской губернии считалась водяная мельница под названием “Шумская мельница”.
Она находилась недалеко от села Рождественского. Мельницы обычно часто именовали, по названию близлежащей деревни, однако под данное название не подходит ни один близлежащий населенный пункт. Отличительная особенность работы мельницы — постоянный шум — легла в основу названия “шумиха”.
По преданию, на мельнице, построенной монахами Цепочкинского монастыря, явилась икона святителя Николая Чудотворца. В честь этого возле мельницы на возвышенном месте на берегу реки Буй поставили часовню. По преданию, как только икону приносили в часовню, она возвращалась на мельницу, поэтому было две иконы – в часовне и на мельнице. Согласно другой легенде, икона плыла по реке Буй, ее достали нищие, после чего и была построена часовня.
Некоторые краеведы определяют эту «шумиху» как марийское языческое капище. Однако имеющиеся данные указывают на народно-православный характер происходившего в прошлом и существующего ныне поклонения. Кроме того, в прежние времена марийцы в тех местах в сколько-нибудь значительном количестве не жили.
Празднество 7, 8, 9 мая в честь иконы Святителя и чудотворца Николая. К сим числам собираются богомольцы из Уржумского, Яранского и Малмыжского уездов на поклонение пред чтимой иконой Святителя Николая Чудотворца, приносимого на это время из Вознесенской церкви села Рождественского.
На 1891 год село Рождественское относилось к Теребиловской волости Уржумского уезда.
Вознесенской церкви приписаны 2 часовни: Александро-Невская и Тихвинская.
Александро-Невская при Шумской мельнице, построена в 1884 г. по указу Консистории от 13 октября 1882 г. № 7983. Часовня каменная, квадратная с усеченными углами, в диаметре 5 сажень с деревянною главою, покрыта железом, внутри оштукатурена и снаружи выбелена. Внутри иконостас резной работы, вызолоченный с 10 иконами.
Тихвинская часовня была построена в 1770 г. в деревне Сарда, там проходили празднования в честь иконы Тихвинской Божией Матери. Часовня деревянная, длина 7 аршин, ширина 6, снаружи обита тесом, выкрашена на масле и обнесена оградой. Внутри иконостас столярной работы, окрашен масляною краскою. Празднество 26 июня в честь иконы Тихвинской Божией матери.
Поклонение иконе святителя Николая Чудотворца происходило на роднике, в котором, по преданию, была некогда чудесно обретена икона Николая.
От русских почитание водяных мельниц с иконами могло переходить и к нерусскому населению – прежде всего, к марийцам. Ведь при «шумихах» бывали почитаемые иконы. А народ на Руси издавна их называл «богами». Более того, известно, что когда люди отправлялись к «шумихам», то говорили, что идут к «шумному богу».
Обычно паломники – марийцы кладут под деревья и прямо в воду яйца, ватрушки, блины, шерсть, варежки, носки, кофточки, платки, шапки, одеяла. Предметы одежды приносят по заранее данному обету: если болит голова, то обещают платок или шапку и бросают их в мельничный омут, если ноги – шерстяные носки. Вымаливают у «Николы-юмо» (бога Николы) здоровья, благополучия, «чтобы не погибал скот», «чтобы не было урагана», а «мать-воду» просят унести болезни. В роднике умываются, бросают в воду монеты. На кресте и на деревьях оставляют головные платки. Ставят свечи. Устраивают трапезу, чтоб весь год быть сытыми.
Во время празднования «шумихи» бывали ярмарки. Торговцы, главным образом из мари, окружали часовню своими товарами…
На месте, где прежде стояла мельница, никогда не ставили жилой дом, так как, по поверьям, здесь не станет вестись скот. Да и остатки от мельницы никогда не использовали в качестве материала для построек.
В 1930-е годы часовня была разрушена. Однако в начале 1990-х здесь был установлен поклонный крест с ликом угодника Божьего и построена на роднике деревянная часовня.
Источник благоустроен. Вкусная ключевая, хрустально чистая вода по желобу стекает в колоду.
Святой источник недавно благоустроен.
Существует паломничество на Шумиху и в наши дни, служатся службы. Ежегодно 22 мая совершается крестный ход.
22 мая 2014 г. епископ Уржумский и Омутнинский Даниил совершил молебен Николаю Чудотворцу
и освятил источник в честь Святителя Николая в с. Рождественское Уржумского района...
Впрочем, изучение вятских «шумих» только начинается.
Источники:
1. http://www.vstrana.ru/
2. http://www.herzenlib.ru/
3. http://litcey.ru/
4. http://svyato.info/
5. http://fotokto.ru/ |