Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Затянувшаяся перемена
Затянувшаяся перемена

Школы, даже с поддержкой федеральной власти, не могут самостоятельно обеспечить образовательный процесс на требуемом уровне. Особенно школы в районах области, где материальная база не обновлялась десятилетиями. Им нужна помощь всего общества

Уржумский район по количеству студентов и школьников на душу населения может дать фору многим: зооветеринарный техникум, медучилище, профессиональный лицей, дом-интернат, филиалы университетов и институтов, гимназия, 27 общеобразовательных школ... Отсюда вышло удивительно много поэтов, писателей и художников. Славой литературного гнездовья Кировской области Уржум обязан не только живописным, поэтическим местам, но наверняка и плеяде таких же талантливых, как поэты, местных учителей-словесников. Профессиональный уровень уржумского педагогического сообщества остается традиционно высоким. Еще до начала национального проекта "Образование" некоторые учебные заведения уже были инновационными и экспериментальными площадками. Поэтому можно сказать, что нацпроект лег на подготовленную почву. Тем более неожиданной стала новость, что за два месяца до начала нового учебного года уржумским ребятам не светит и не греет учеба в восемнадцати школах. Их не успевают подготовить к 1 сентября.
БЛЕСК И НИЩЕТА УРЖУМСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Даже в школе № 3, где некогда учился знаменитый земляк Сергей Костриков, с потолков кусками отваливается штукатурка. Не ровен час зашибет какого-нибудь будущего трибуна антиглобалистской революции. Состояние общеобразовательных учреждений и их подготовка к новому учебному году и отопительному сезону оказались настолько удручающими, что районная дума специально посвятила этому вопросу свое заседание и пригласила на него главу департамента образования А.М. Чурина.
В ведении районного управления образования 45 образовательных учреждений (с филиалами начальных школ их набирается 60). В них работают 475 педагогов и учатся 3782 школьника, 840 малышей посещают детские сады. Уржумские педагоги известны своим инициативным характером. Что любопытно, прицел сделан на талантливых, способных учеников. Какая-никакая система работы с "трудными" подростками существует повсеместно. Ими занимаются школа, милиция, инспекция по делам несовершеннолетних. А вот талантливые ребята порой остаются как бы сами по себе, дескать, на то они и толковые, пробьются. Однако этого заблуждения удалось избежать. Теперь для раскрытия способностей есть у ребят масса возможностей. Что-то не так в школе, не нравятся кружки и факультативы - занимайся, пожалуй, в лучшем в области центре дополнительного образования детей.
Совсем не случайно Уржум избран столицей Юго-Восточного образовательного округа. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов географическое положение района, но и, несомненно, важную роль сыграла нацеленность учительства и руководства РУО на новации. В округ включены шесть районов области и город Вятские Поляны. При этом количество работников не увеличилось: администрация округа сформирована за счёт сокращения штатов в РУО. Подобные округа создаются для организации качественного образовательного и воспитательного процесса. Они будут решать стратегические вопросы: определять перспективные учебные заведения, динамику их развития. 
Но это ближайшие планы. А пока разителен разрыв между тем, как и в каких условиях работают педагоги. В докладах начальника районного управления образования А.Н. Полякова и председателя комиссии по социальным вопросам, директора Русско-Турекского дома-интерната А.А. Артемьева приведены конкретные факты убогого материального положения школ и дошкольных учреждений, к которому привело многолетнее недофинансирование системы образования. Многие школьные здания ветхие. В плачевном состоянии находятся Ешпаевская и Пустопольская основные школы. Невозможно в сжатые сроки выполнить все предписания надзорных органов по Тюм-Тюмской основной школе. Проблему можно было бы решить за счет открытого в селе Шурма интерната на 35 мест, но жители Тюм-Тюма и Ешпаева не дают согласия на закрытие своих школ, справедливо полагая, что после этого запущение их деревень неизбежно. Сход граждан в селе Поповка дал согласие на закрытие начальной школы. На очереди закрытие Чугуевской школы, не работает Антонковский детсад. А.Н. Поляков и депутаты подсчитали, что для полного исполнения всех предписаний району необходимо 47 миллионов рублей. Взять их негде.
- Проблемы нарастали не один год, - говорит о сложившейся ситуации глава областного департамента образования А.М. Чурин. - За последние пятнадцать лет из бюджетов всех уровней средств на развитие материально-технической базы системы образования, прежде всего школьного, выделялось крайне мало. При этом радикально изменилось законодательство, повысились требования к безопасности объектов образования, противопожарные и санитарные условия эксплуатации. Когда строилась львиная доля ныне действующих школ, об этом и не думали. В результате создаётся угроза потери лицензий на право ведения образовательной деятельности, в том числе истекают сроки лицензий семнадцати уржумских школ. Работы по подготовке к новому учебному году и отопительному сезону идут крайне медленно. Уржум попал в число двенадцати районов, где из бюджетов не выделено ни рубля на капитальный ремонт учреждений образования. К началу июля муниципальной комиссией было принято лишь три школы: Русско-Тимкинская, Савиновская и Шурминская. А, к примеру, в соседнем Кильмезском районе все 25 школ. Если ситуация резко не изменится, то предположительно к началу учебного года будет принято по акту всего девять школ.
ЭКОНОМИТЬ НА ШКОЛЕ - РАЗОРИТЕЛЬНО
Какими бы успешными ни были первые шаги по реализации национального проекта, средств явно не хватит и на достойную зарплату учителям, и на внедрение Интернета, и на приведение инфраструктуры в соответствие с современными требованиями. 
- Нужна всеобщая забота о школе - не только со стороны педагогов, но и руководителей предприятий, родителей, общественности, - уверен депутат, руководитель известного хозяйства "Строитель" В.Ф. Бердников, кстати, отличник народного просвещения РСФСР. 
- Хорошая школа сама по себе, на пустом месте не возникает, - поддерживая эту позицию, заявляет А.М. Чурин. - Должны быть общественные структуры типа попечительских советов, тогда многие сегодняшние, неразрешимые на первый взгляд вопросы будут сняты. Эти советы хорошо себя зарекомендовали на уровне школ. Мы создаём их в образовательных округах - с участием администраций муниципальных образований, общественности. Такие советы должны быть и в районном звене.
Само понятие жесткого администрирования никак не применимо к школе. Еще до революции, кстати, вместо управления была функция попечительства. Ее задача была не командовать, а помогать: открывать новые школы, поддерживать талантливых учителей.
Образование, культура в широком ее значении чаще всего были падчерицами государственного бюджета. "По моему бедному суждению, на просвещение мы должны ежегодно затрачивать по крайней мере столько же, как и на войско, если хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав..." Это Достоевский, а как будто сегодня сказано.
Вот поучительный пример из недавней истории. По доле бюджета, расходуемого на образование, мы все еще на одном из последних мест в мире. Но накануне запуска первого спутника превосходили США по этому показателю. После первого полета в космос Гагарина американцы прибавили зарплату не ученым и конструкторам, а учителям и придумали программу поиска одаренных детей - "Мерит". Тогда они мрачно шутили: "Либо мы обгоним русских в математике, либо будем учить русский язык". Сами видите, приходится учить английский нам.
Экономить на школе, на образовании, воспитании молодежи разорительно. Потому что в этих сферах вложенный рубль окупает себя как нигде. А экономия оборачивается катастрофическими последствиями и экономической разрухой. Поэтому-то с таким воодушевлением и надеждой был воспринят в обществе национальный приоритетный проект "Образование". Он включает в себя четыре основные составляющие: поддержка лучших учителей, премии им, увеличение доплат за классное руководство, информатизация образования. Среди его векторов наиболее важный - поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, исповедующих обновление как главный принцип своей деятельности. 
Люди, конечно, хотят, чтобы намеченный президентом страны В.В. Путиным прорыв в решении основных проблем населения, и в частности в образовании, свершился, не завязнув в бюрократической паутине. И здесь важная роль принадлежит органам исполнительной власти и местного самоуправления, обязанным осуществлять и контролировать ход реализации национальных проектов. 
Уржумских депутатов особенно волновало, не приведет ли подушевое финансирование к закрытию сельских школ. Некоторые видят в таком подходе завуалированное решение прикрыть малокомплектные школы на селе.
- Могу обоснованно утверждать, что образование области ни в коей мере не поставлено под удар в связи с нормативным финансированием, - развеял их тревоги А.М. Чурин. - В процессе формирования бюджета на 2006 год субвенция, идущая из областного бюджета на реализацию государственного стандарта общего образования, была рассчитана с учётом нормативов. В 2005 году она составляла 1 миллиард 700 миллионов рублей, в 2006 году её объём возрос до 2 миллиардов 430 миллионов рублей. Местное самоуправление взяло на себя обеспечение деятельности образовательных учреждений, однако заработная плата, учебные расходы финансируются государством через субвенции. Уржумскому району Законом "Об областном бюджете" утверждена сумма 63 миллиона 378 тысяч рублей. В 2005 году было направлено на подготовку школ из бюджета более 3 миллионов рублей, нынче - 1,2 миллиона. В прошлом году правительство области выделило из бюджета 98,2 миллиона рублей на модернизацию материальной базы муниципальных учреждений образования Кировской области и 78 миллионов - на капитальный ремонт, нынче выделяется ещё 50 миллионов. В течение двух лет все школы Кировской области в рамках национального проекта должны быть подключены к сети Интернет. В областном бюджете на приобретение школьных автобусов предусмотрено 19,8 миллиона рублей.
В целях расширения национального проекта по поручению губернатора Н.И. Шаклеина из областного бюджета дополнительно выделен 1 миллион рублей для поддержки общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Таким образом, 10 школ Кировской области получат по 100 тысяч рублей, и 50 учителей области будут поощрены премиями по 20 тысяч рублей. 
К сожалению, закрытие малокомплектных школ стало тенденцией и происходит под влиянием демографических процессов. За десять последних лет количество обучающихся в школах области сократилось на 105 тысяч человек, или на 42,5 процента, что привело к закрытию 191 школы. Что касается заявлений "не будет школы - не будет деревни", то нужно четко понимать: первична экономика. Есть на селе производство, работает хозяйство - будут и дети, и будет кого учить. Районное управление образования, чтобы выполнить предписания государственного пожарного надзора, санитарной службы, запросило на ремонт школ минимум 1 млн. 102 тыс. рублей. В итоге в бюджете изыскали 665 тысяч рублей. Но лишь срочная замена котла и ремонт теплотрассы в Богдановской основной школе, в типовом здании которой находятся еще сельские учреждения культуры, требует 964 тысячи рублей. Но и здесь было найдено приемлемое решение: котельную передадут МУП "Теплосервис", которое и сделает соответствующий ремонт.
- Подготовка к заседанию районной думы стала своеобразным мониторингом состояния образования в районе, - говорит глава района Е.В. Грудцын. - Депутаты, среди которых есть педагоги и директора школ, тщательно изучили состояние материально-технической базы общеобразовательных учреждений. Впервые за последние годы важнейшая социальная сфера стала предметом анализа депутатов. Заинтересованное обсуждение вышло за рамки конкретной темы подготовки школ к началу учебного года и перекинулось на реализацию национального проекта по образованию. Разговор получился нелицеприятным для многих его участников. Уверен, что заседание думы, проведенное в таком требовательном режиме, вскоре даст свои результаты. Затянувшаяся перемена в жизни уржумских школ прервана. Там, где была раскачка, началась реальная работа. Подготовка школ и дошкольных учреждений к 1 сентябрю станет серьезным испытанием эффективности работы новой районной власти.
Сергей ВЛАСОВ
"Вятский край" 2006 год
Категория: Образование | Добавил: Георгич (25.11.2016)
Просмотров: 346 | Теги: школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта