В уржумской гимназии не шепчут,
А вслед за Николаем Заболоцким громко говорят: "Душа обязана трудиться"
В главном корпусе шли занятия, а в том, что поменьше, где сейчас начальные классы, жили преподаватели. Сегодняшнему национальному проекту по образованию да такой бы купеческий размах!
Стороннему человеку два достопамятных здания, чью родовитость только оттеняют новые, по соседству - Сбербанка и налоговой инспекции, невдомек, что это учебное заведение. Уж очень мы привыкли к невзрачным типовым школам, больше смахивающим на казармы.
- Раньше я работал учителем в Константиновской средней школе Малмыжского района, тоже с вековой родословной, построенной уездным земством, в Шурминской Уржумского района, современной типовой постройки, - рассказывает директор гимназии Дмитрий Николаевич Феофилатов. - Но, когда первый раз зашел в гимназию, опешил. Впрочем, уверяю, случается это с каждым. Прежде всего поражают высоченные потолки, простор. Это вам даже не московские сталинские высотки с их стандартными потолками до 3,05 метра, в классах высота - 5 метров, а в актовом зале - десять. Акустика, конечно, невероятная, не пошепчешься. Что любопытно, дети не подавлены этой непривычной для нас величавостью, а наоборот - воспаряют, что ли, сами становятся выше и раскрепощеннее в своих поступках и помыслах. Очевидно, что в начале прошлого века это здание строили с особым почтением, не просто как реальное училище, а как храм знаний.
- В таком случае получается, что учителя - жрецы при нем?
- Что же, пожалуй, так оно и есть. Сейчас, когда мы с вами беседуем, шесть часов вечера, учителя только разошлись по домам после нашего очередного совещания. А ведь еще два-три часа у них уйдет на подготовку к завтрашним урокам, проверку тетрадей. Согласитесь, скорее это можно назвать служением своему делу и призванию, чем обыкновенной работой. Хорошо, что государство повернулось в нашу сторону, но все равно надо быть людьми особого склада, чтобы посвятить себя всецело детям, зачастую забывая о личной жизни.
Порой мне бывает жаль учительских детей. Как ни парадоксально, но они оказываются предоставленными самим себе, едва ли не "педагогически запущенными", на собственном детстве испытано.
- Тем не менее многие из них выбирают учительскую стезю.
- Наверное, такова магия нашей профессии. Казалось, и я сам себе, без всяких назиданий и нравоучений. Мать в работе и домашних хлопотах, отец вечно занят школой, подготовкой к занятиям, и вроде бы никогда не склонял к учительству, но его пример, обязательность и долг перед профессией повлияли на мой выбор. Заканчивая школу, я уже знал, что пойду в пединститут. Правда, стал не историком, как он, а филологом.
Таких примеров немало. У нас в гимназии пять учительских династий. Семь бывших выпускников вернулись преподавателями в свою аlma mater. Из 38 педагогов - трое заслуженные учителя России: физик, бывший директор гимназии Геннадий Сергеевич Лачков, учитель химии Татьяна Ивановна Пировских, историк Тамара Михайловна Мальцева. Восемь педагогов награждены знаками отличия и грамотами Министерства образования и науки РФ. Пятнадцать педагогов имеют высшую квалификационную категорию. В прошлом году в рамках национального проекта по образованию была признана победителем конкурса лучших учителей РФ и награждена премией в 100 тысяч рублей учитель географии и экономики Жанна Михайловна Малыгина. На премию она купила ноутбук и использует его в работе. В летние каникулы отправилась в Сергиев Посад, где занималась на курсах по преподаванию основ православной культуры. Такой поступок для нее так естественен и органичен, что громкие слова о подвижничестве, высоком служении долгу не приходят на ум. Сейчас она, кроме учебных программ, ведет факультативный курс "Основы нравственности". Жанна Михайловна проторила тропу, и ее успех придал всем уверенности и решительности для участия в конкурсе по национальному проекту.
- Дмитрий Николаевич, а что дает гимназии участие в конкурсе?
- Неизвестно, войдем мы в число лучших школ по национальному проекту или нет, получим ли миллионный грант, но уже сама подготовка к конкурсу, высокая его цель мобилизовали всех - и учителей, и ребят. И в этом, на мой взгляд, высокое предначертание этого начинания.
Мы ведем подготовку к столетию гимназии, не без успеха выступили на областном конкурсе "Лучшая школа Кировской области-2006". Всего заявили о себе тридцать две сельские и городские школы. По итогам заочного тура мы уступали Кировскому физико-математическому лицею и гимназии из Слободского. Однако в очном споре вышли на второе место после лицея.
Такая победа стоит многого, потому что в отличие от Кирова в гимназию нашего небольшого городка нет конкурсного отбора учеников, принимаем всех. Кроме того, примерно десятая часть старшеклассников - ребята из сел и деревень. Они живут на квартирах или же ежедневно добираются на автобусах и машинах на занятия. В бюджете района на этот год запланирована реконструкция интерната. Вскоре положение сельских мальчишек и девчонок, решивших учиться у нас, улучшится.
За последние четыре года в гимназии выпущено 25 медалистов. В прошлом году установлен рекорд - в вузы поступило 88 процентов выпускников, а остальные - в средние специальные учебные учреждения. Результаты ЕГЭ по гимназии значительно выше среднеобластных. Все пятнадцать наших выпускников, поступавших в Вятский государственный университет, стали студентами бюджетных групп. Ректор ВГУ направил в адрес педагогического коллектива гимназии благодарность за подготовку учащихся. Наши гимназисты не раз становились призерами и дипломантами областной и всероссийской научно-практической конференции "Шаг в будущее". Они были зональными призерами и участниками всероссийских олимпиад по химии, победителями областных олимпиад по географии.
В 1991 году школа получила статус гимназии, и с тех пор мы плодотворно сотрудничаем с учеными Вятского гуманитарного университета и особенно - с институтом повышения квалификации учителей. С этого года гимназия стала его базовой площадкой. Так что национальная программа по образованию, одним из критериев которой является развитие инновационной деятельности, легла на подготовленную почву.
- На что направлены, какие цели преследуют инновационные программы?
- Если не забираться в педагогические дебри, то кратко их цель можно определить как стремление развить творческие способности учащихся, дать им гармоничное развитие. Реализуя программу "Одаренные дети", вместе с тем мы изыскиваем пути успешного обучения всех детей, включая тех, кто испытывает некоторые трудности в обучении. На что раньше ориентировалась школа? На результаты в учебе, высокую успеваемость. Разумеется, они и сейчас важны для нас, но ценность личности ребенка уже не измеряется одними оценками. Ребята занимаются углубленным изучением русского языка и обществознания, знакомятся с мировой художественной культурой, риторикой и другими факультативными предметами. Индивидуальные планы преподавания направлены на то, чтобы они выбирали свой уровень обучения, базовый, профильный или углубленный по определенным предметам. Немаловажен вопрос о том, как справиться детям, да и самим учителям, со все возрастающим валом информации. В 10 - 11 классах они учатся по потокам, регулирующим нагрузку. В прошлом году появился новый компьютерный класс, школа еще в 2003 году подключилась к Интернету. Уже сейчас география у нас изучается по электронным учебникам. Все больше педагогов настаивает на организации обучения с применением информационно-коммуникативных технологий.
- Однако что проку, если из школьных стен выходят выпускники с отличными знаниями, но никуда не годным здоровьем. Согласитесь, такое встречается сплошь и рядом.
- Вот поэтому укреплению здоровья детей уделяется все большее внимание. Мы первые в районе перешли четыре года назад на триесты. Через пять-шесть недель учащиеся делают перерыв в учебе на каникулы. В учебный план включен дополнительный урок - спортивные игры. В спартакиаде школ района гимназия всегда оказывается в призерах. Недавно в рамках приоритетного национального проекта "Образование" поступило новое оборудование в спортзал. В последние годы гимназия ни разу не закрывалась из-за эпидемии гриппа, и подобным результатом можно гордиться не меньше, чем победами на конкурсах.
Однако назвать комфортными условия учебы и работы педагогов у нас нельзя. Несмотря на то, что осенью прошлого года подключили модульную газовую котельную, в основном здании не стало теплее. Дело в том, что из-за нехватки финансовых средств не производилась ревизия систем отопления, многие трубы и радиаторы требуют замены. За сто лет не менялись рамы в окнах, они сгнили. А окна, конечно же, просторные, необычной формы. Мы вместе со специалистами, попечительским советом гимназии подсчитали, что на капитальный ремонт потребуется почти три миллиона рублей. Надеюсь, нам помогут.
- С введением ЕГЭ, распространением информационных технологий есть опасения, что все больший упор делается на заучивание, на обучение в узком смысле, а не на умственное и духовное развитие школьников. Не принесет ли это с собой бездуховность, которая и без того захлестнула наше общество?
- Компьютеры, Интернет, новые информационные технологии и методы обучения - всего лишь инструмент для развития познавательной деятельности. Но пока существует учитель, пока есть его диалог с учеником, живое общение - он не только обучает, но и воспитывает ребят. Я больше всего боюсь, что вдруг для хотя бы одного нашего ученика гимназия станет скучным казенным образовательным учреждением.
У нас столько кружков, секций, факультативов, конкурсов и прочих культурно-воспитательных мероприятий, которые предлагают не только педагоги, но и сами ребята, что кажется - их уже через край. С 1924 года, не прерываясь ни в какие времена, выпускается своя газета "Новый школьник". Сейчас ребята делают ее в электронном виде, сто экземпляров печатаем в районной типографии. Городской ТЮЗ, танцевальный ансамбль "Проталинка" - это тоже в основном наши ученики.
Наверное, в гимназии, которую окончил знаменитый поэт Николай Заболоцкий, иначе и быть не может. Его известные строки:
Душа обязана трудиться
И день, и ночь,
и день, и ночь!
- стали лейтмотивом нашей жизни.
Каждый день в ней случается что-то новое. Не так давно у гимназии появился свой сайт, который, надеюсь, будет объединять всех наших выпускников в самых отдаленных уголках страны. Любой желающий может зайти на него и узнать гимназические новости.
- Пусть их побольше будет, и только хороших.
Дмитрий ТРОФИМОВ.
"Вятский край" 2007 год |