Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Шурминский колледж. Несостоявшаяся реформа (окончание)

ШУРМИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ. НЕСОСТОЯВШАЯСЯ РЕФОРМА

КОГДА ДЕЛА ИДУТ ХОРОШО, ЧТО-ТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ В САМОМ БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ.
ЗАКОН ЧИЗХОЛМА.
(ОКОНЧАНИЕ)
Хорошие производственные результаты позво­лили школе-колледжу иметь дополнительное финансирова­ние. На эти деньги в 1991 году приобретается бортовой «КА­МАЗ», а 1993 году автобус ПАЗ. Наконец, директор приступает к решению еще одной проблемы - жилищной. Школа-колледж начинает строить дома-коттеджи за счет собственных средств и средств будущих вла­дельцев. Эти расходы распределялись так - до отделочных работ расходы несла школа-колледж, а дальше будущий владелец. Всего таких домов было построено 13.
Было бы наивным полагать, что такое развитие событий устраивало всех, как в самом коллективе, так и среди тех, кто имел какое-то отношение к школе-колледжу. Безусловно, не всем преподавателям пришлись по душе реформы, связанные с ломкой привычного ритма жизни - это с одной стороны, а с другой - распределение строящегося жилья: в штате числилось более ста человек. Наконец, распределение доходов. Да и совхозу школьные успехи на сельскохозяйственной ниве были как бы немым укором. Похоже, Сергей Аркадьевич не просчитал намерения и возможности своих оппонентов. Он и мысли не допускал, что те, кто скрупулезно отмечают каждый промах директора, смогут вбить клин в его отношения с главой районной администрации. Дискредитация С.А. Баранова осуществлялась на самом благодатном для таких случаев поле - это поле называется личная жизнь. Никто не видел директора в школе в нетрезвом виде. Более того, за его директорские годы учебное заведение посетило не один десяток различных делегаций, но никогда на столе не было вина и водки. Баранов считал святотатством учинять попоище в здании, где учатся дети: чай, все что к нему положено - пожалуйста. Тут гостеприимству Сергея Аркадьевича не было конца. Но за пределами школы директор давал возможность своим нервам избавиться от накапливающегося стресса. И пошла то ли информация, то ли дезинформация в строго заданном направлении, в направлении главы администрации района. А тут еще вознамерился Сергей Аркадьевич построить для себя квартиру в виде отдельно стоящего дома, т.е коттедж, справедливо полагая, что порядочность соблюдена. И действительно - это было так. Не в первую очередь стал строить для себя квартиру директор и не на особых, каких-то льготных условиях. И все же - эта стройка добавила фантазии оппонентам, козырный туз окончательно выпал из рук Баранова. Отношения с В.И. Даровских начали портиться.
Сергей Аркадьевич никак не мог понять, что случилось. Шел 1996 год. Школа-колледж в экономическом плане стала самодостаточным учебным заведением, дети были обеспечены бесплатным питанием, получали хорошую зарплату за свой труд. Большой коллектив педагогических и технических работников был обеспечен интересной работой и не за даром. Колледж приступил к строительству коровника - очередной логический шаг в достижение поставленной цели. А цель была практически достигнута, необходимо было, как говорил М.С. Горба­чев, удержать и закрепить ситуацию.
В то лето на базе Шурминской школы было решено провести совещание районных руководителей народного образования области. В совещании принял участие глава областной администрации В.А. Десятников. Чтобы достойно представить свой район, С.А. Баранов тратит на ремонт большие деньги - 25 миллионов рублей, и не без пользы для дела - подготовка школы к очередному учебному году оценивается на «отлично». Совещание прошло более чем успешно: Василий Алексеевич не жалел лестных слов в адрес директора-реформатора. Надо прямо сказать - это была заслуженная оценка. Школа-колледж имела 15 тракторов, три комбайна «Дон», 4 автомобиля, один из которых «КАМАЗ», топливозаправочный пункт на 30 тонн, зерносклад на 2000 тонн...
Думаешь о Сергее Аркадьевиче, и на память приходит одна из любимых книг детства - «Педагогическая поэма» Макаренко. Между этими людьми и событиями, старт которым они дали, есть не мало общего. Прежде всего, это естественность целей и задач, естественность средств и методов их достижения, наконец - это прагматизм, понятный каждому незашореному человеку.
Но не зря же говорят, что никто не пинает лишь мертвую собаку! Человек-новатор, в нашем случае С. Баранов, становится центром внимания. И в этом нет ничего неожиданного. Но само внимание почему-то зачастую носит извращенные формы. «Народные судьи», беспардонно врываясь в личную жизнь, ищут исключительно компромат, а добившись результата, словно язычники, приходят в экстаз от предстоящего жертвоприношения.
В ноябре 1996 года С.А. Баранов, в конце концов, подчиняется приказу о своем освобождении от занимаемой должности. Похоже, какое-то время Сергей Аркадьевич надеялся на то, что областное начальство вступиться за него. Может быть, так бы оно и было, да только В.А. Десятников проиграл губернаторские выборы В.Н. Сергеенкову. Не досуг стало кировским чиновникам разбираться в судьбе директора сельской школы, для них самих наступило смутное время: новый руководитель области формировал свою команду.
Семь лет жизни посвятил С.А Баранов Шурминской школе и вот у него на руках приказ, в котором говорится о том, что он не смог подготовить вверенное учебное заведение к зиме. Очень интересный документ! Прошло всего лишь несколько месяцев с памятного областного совещания, на котором его хвалили за отличную подготовку к очередному учебному году и вот - на тебе, «освободить от занимаемой должности». Приказ вышел за подписью человека, временно исполняющего обязанности начальника районного управления народного образования. А где же в это время был начальник? Лидия Михайловна Перевозчикова, которая занимала в ту пору эту должность, была в отпуске!
А между тем, под удар ставилась не только судьба Сергея Аркадьевича, не только результат семилетнего труда педагогического коллектива школы-колледжа, под удар ставился результат труда администрации Уржумского рай­она. Более того, сегодня мы вправе задаться вопросом об элементарном соответствии некоторых чиновников того вре­мени своему служебному положению. Уму непостижимо, сначала они семь лет «вбухивают» государственные деньги в эксперимент по реформированию Шурминской школы, а потом по смехотворному поводу отстраняют от работы человека, под которого шло столь обильное финансирование. Да, к 1996 году школа-коллеж имела собственные источники финансирования, связанные с реализацией выращенной сельхозпродукции, но до этого надо было дожить! За счет кого или чего? Ответ несложный - за счет бюджета, за счет того бюджета, который месяцами не справлялся с выплатой заработной платы и многих социальных пособий.
Безусловно, нет и не может быть мысли о том, что директор Шурминской школы-колледжа не имел недостатков в своей профессиональной деятельности, ни коим образом не злоупотреблял своим служебным положением, был ангелом во плоти - каждый не без греха, и в этом суть человеческого бытия. Здесь нет вопроса. Вопрос в другом, почему в течение семи лет деятельность С.А. Баранова не была под пристальным вниманием районного управления народного образования - не мичуринские же опыты человек производил, а добывал опыт в деле воспитания подрастающего поколения. Этот опыт обошелся в сотни миллионов рублей, и их назначение расписывал один человек - С.А. Баранов. Конечно, здорово, когда начальство не мешает, но здорово лишь до поры до времени. По большому счету, начальство всегда должно быть на голову выше своих подчиненных и с этой высоты заблаговременно предупреждать тупиковые ситуации, а они - эти ситуации - были видны невооруженным глазом. Сергей Аркадьевич директорствовал, не особенно-то оглядываясь на коллектив. И это касалось практически всего, будь то распределение дохода, квартир, определения экономической стратегии и тактики, наконец, не очень-то обсуждалась и сама концепция реформирования школы. Справедливости ради, надо сказать, директор С.А. Баранов по многим критериям соответствовал занимаемой должности. Но при всем при этом коллектив тоже был вправе участвовать на равных с директором в управлении школой-колледжем, и не только управлять, но и осуществлять функции доброжелательного контролера. К сожалению для самого Сергея Аркадьевича и для того дела, которое стало флагом педагогической мысли не только в районе, этого демократического элемента в жизни Шурминской школы-колледжа заметно не было. И это тоже сыграло свою отрицательную роль, как в судьбе директора, так и в дальнейшей судьбе шурминского эксперимента: на защиту своего директора коллектив не сподобился, а барановские реформы не продолжил.
С. А. Баранов потерял не только должность директора школы-колледжа, беда, как говорится, приходит не одна. Прокуратура возбуждает против него уголовное дело. В вину вменяют хищение имущества, мошенничество, незаконное обогащение. Три года своей жизни потратил С.А. Баранов для того, чтобы защитить личную свободу.
Сегодня мы все еще живем в стране неустоявшихся стандартов. В полной мере это утверждение относится и к правоохранительным органам - порой они действуют так, как будто райкомы и обкомы КПСС все еще живут и здравствуют, а порой главным критерием для них все же становится закон.
Суд под председательством судьи И.А. Пермяковой счел своим долгом скрупулезно разобраться в каждом эпизоде обвинения. В результате часть обвинения подтверждения в судебном заседании не нашла, от чего-то отказался сам государственный обвинитель, а приговор суда - год условно. К этому времени подоспело решение Государственной Думы об амнистии, которая и была применена к С.А. Баранову.
Таким вот образом была подведена черта под результатами труда директора-реформатора Сергея Аркадьевича Баранова.
А что же школа-колледж? Школы-колледжа больше нет, есть просто школа.
Порой, вся эта история кажется неправдоподобной и неестественной. Вот приходит в школу новый директор, вчерашний партийный функционер, и предлагает радикальную реформу, в основе которой лежит совершенно другая концепция воспитательного процесса. Идея революционных преобразований оказалась «в струе» - в то время в моде были любые реформы. Она настолько соответствовала духу времени, что не нашла сколько-нибудь серьезной оппонирующей силы, наоборот - получила неограниченную поддержку у одних и открыла возможности для достижения личных целей для других. По времени воплощение идеи падает на самые тяжелые годы экономических реформ в России: в то время, впрочем, как и сегодня, не каждая семья имела возможность досыта кормить своих детей. Но многие сотни миллионов рублей для шурминской школы находятся. Эксперимент разворачивается, получает лестную оценку специалистов и новые финансовые вливания. В какой-то момент параллельно пошел еще один «эксперимент». Этот эксперимент был негласным и отрабатывал новые рамки взаимоотношении школы и РОНО. Новшеством стало то, что чиновники от образования освободили себя от выполнением некоторых своих обязанностей, коими, прежде всего, являются систематические проверки. Эти проверки были необходимы, как воздух, шел эксперимент если уж не федерального, то областного-то уровня - точно. Вся деятельность школы-колледжа, в том числе и финансово-хозяйственная требовала постоянного анализа. Но всего этого не было. Бесконтрольность не могла не закончиться плачевно.
И последнее, о чем хочется сказать. Невозможно избавиться от ощущения присутствия на каком-то грандиозном шоу, которое получило славу. Славы так много, что ее хватает даже для не очень-то ее заслуживших. Всем кажется, что приятное действо бесконечно, но со стороны видна главная опасность - все держится на одном человеке. И вот этот человек, не выдержав нагрузки, сначала падает на одно колено, затем на второе и, наконец, становится очевидным, что больше он не способен добывать эту славу. И что же дальше? Да ничего, никого такой поворот событий не привел к растерянности: еще не успели погаснуть огни одного шоу, как тут же зажигаются огни другого.
Для полноты картины поделюсь еще одним ощущением.. Мне кажется, Сергей Аркадьевич в своих стремлениях реформировать школу был искренен, и вряд ли слава, которая свалилась на него, была главным смыслом его жизни.
В. Зорин
"Уржумские Ведомости" №01 - январь 2001 года
Категория: Образование | Добавил: Георгич (22.01.2016)
Просмотров: 449 | Теги: Шурма, колледж | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта