Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [214]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [99]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ШУРМИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ. НЕСОСТОЯВШАЯСЯ РЕФОРМА

ШУРМИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ.

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ РЕФОРМА

Город и деревня. В нашем сознании с этими словами ассоциируются два понятия, связанные с различными уровнями благополучия жизни человека. И действительно, городской житель уже в детстве имеет возможность более разносторонне развиваться, а став взрослым, может выбрать работу по своему желанию и так же, по своему желанию выбирает варианты организации своего досуга. Сельский житель в основном живет по показаниям: круг его забот единообразен – необходимо свой дом подготовить к зиме, запастись кормами для той живности, что есть в каждом крестьянском хозяйстве, управиться с садом-огородом, воспользоваться тем, что выросло в лесах, наконец, нельзя забывать о речке, которая может не только снабдить свежей рыбой к столу но и позволить заготовить некоторое ее количество на долгую зиму. Да, что там говорить, даже веник к бане необходимо заготовить, зимой его не купишь. А ведь это только одна сторона жизни селянина, наполненная ежедневными многочасовым трудом, который осуществляется в основном утром и вечером. А между утром и вечером время посвящено работе на полях и фермах родного колхоза. Конечно, такой напряженный трудовой ритм не круглогодичен, он начинается ранней весной и заканчивается поздней осенью. Но и зимой от хозяйства не оторвешься, скотину-то кормить надо.
Жизнь в нашей российской деревне своеобразна еще и тем, что ее быт контрастен: с одной стороны – элементы убожества крестьянской жизни 19 века, а с другой – некоторые достижения мировой цивилизации дошли и до сельского жителя. Заглянешь в иной сельский дом и видишь, в переднем углу японский телевизор, а сразу направо после входа в избу холодильник SAMSUNG. В то же время, элементарного порой нет, случилось заболеть, диагноз поставить некому, а про лечение и говорить не стоит – порой единственное техническое вооружение сельского врача – это фонендоскоп, т.е., трубка слушательная.
Так или иначе, но пока все еще крестьянину надо много знать и уметь для того, чтобы выжить. А знания и умения сами собой не приходят, их приобретать надо. Но где? До революции дети с малых лет были вовлечены в заботы родителей и по мере своего взросления перенимали приемы и знания. И надо сказать было что перенимать. Из поколения в поколение передавался многовековой опыт, и каждое поколение в эту копилку дало свой взнос.
Советская власть загнала в колхозы и совхозы и почти что под корень извела многовековые традиции. Слов нет, в хозяйствах, которые имеют многие тысячи земельных угодий, экономика может быть гораздо рентабельней, нежели в крестьянских или так называемых фермерских, но это возможно при условии соблюдения высокой культуры сельскохозяйственного производства. Высокая же культура производства предлагает и высокую производительность труда. Из всего выше сказанного вытекает достаточно очевидный вывод: на определенном этапе развития сельского хозяйства на селе появиться безработица. Собственно, в скрытом виде она существовала всегда. Такой поворот событий, безусловно приведет к социальной напряженности в деревне, поскольку часть, людей, которая привыкла жить в колхозах за счет перераспределения, встанет перед проблемой реального выживания. Выходом из этого положения для многих могло бы стать ведения собственного крестьянского хозяйства, которое не столько давало бы доход казне государства, сколько освободило бы его от необходимости содержать безработных на селе.
В последнее время все меньше и меньше стали говорить о многоукладности сельскохозяйственной экономики. А зря. Пожалуй, ближе к пониманию этой проблемы стояли во временна горбачевской перестройки. Незапуганные провалами стратеги того времени более свободно давали рекомендации, суть которых сводилась к тому, что земле нужен хозяин, и этого хозяина необходимо готовить. Кстати, хозяин нужен, как на одном гектаре земли, так и на ста, тем более на десятках тысяч. Конечно, такое дело начинать лучше всего с подрастающего поколения. Как? Обычным порядком, в сельской школе. Но школа эта должна иметь отличные от городских школ программы обучения, соответственно отлично укомплектована необходимым оборудованием и преподавательскими кадрами.
Все это было реализовано на нашей уржумской земле.
В 1989 году уходит на пенсию директор Шурминской средней школы Сипачева Маргарита Александровна. Свое директорское кресло она предлагает парторгу совхоза Шурминский Баранову Сергею Аркадьевичу, у которого к тому времени совершенно разладились отношения с директором хозяйства Валерием Николаевичем Крупиным. Впрочем, конфликт между ними был заряжен давно. Сергея Аркадьевича явно не устраивала роль мальчика на побегушках, он считал, что секретарь партийной организации должен заниматься своими делами, партийными, а вот производством должны заниматься специалисты, коих в совхозе было достаточно. Впрочем, С.А.Баранов имел свое мнение на производственную политику, и по этому мнению, директор из десяти возможных вариантов решения производственной проблемы, как правило, принимал наихудший. Не давал Сергею Аркадьевичу покоя и первый секретарь райкома партии, который требовал присутствовать чуть ли не при каждом растёле. Первым секретарем в ту пору был Бердников Владимир Федорович. Владимир Федорович не только требовал, но и пытался убедить секретаря первички, а заодно и директора совхоза в том, что все время, в том числе и личное должно быть посвящено производству. Сергей Аркадьевич тяжело переносил эти «беседы при ясной луне», которые начинались обычно в конце рабочего дня и заканчивались за полночь. Чуть позже С.А.Баранов вошел в группу коммунистов, которая стала инициатором отставки Бердникова В.Ф. с поста первого секретаря райкома партии. И хотя он не подписывал письмо по этому поводу в обком партии, его критические выступления в адрес первого на пленуме райкома свою роль сыграли. После В.Ф.Бердникова главным коммунистом в районе стал Шампоров В.С., он–то и благословил Сергея Аркадьевича на новую должность, на должность директора Шурминской средней школы.
Надо сказать, что еще в бытность Сипачевой Маргариты Александровны было сделано немало для того, чтобы дети после окончания школы могли легче вступить в самостоятельную жизнь. В рамках существующих программ действовала школьная производственная бригада, слава о которой гремела далеко за пределами района. Так что Баранов пришел не на пустое место со своими мыслями, которые предполагали изменить систему обучения деревенской детворы. Сергей Аркадьевич вознамерился таким образом изменить учебный процесс в сельской школе, чтобы в итоге выпускать полностью готовых к крестьянской жизни молодых людей. Задача была настолько грандиозна, что скорее относилась к разряду личных фантазий, но время, время искало таких людей, как Сергей Аркадьевич Баранов.
В министерстве просвещения РСФСР тоже понимали, что сельская школа готовит людей больше к жизни в городе, чем на селе. Мне думается, они понимали и то, что город давно уже столкнулся с проблемой избытка рабочей силы, и только идеологические интересы КПСС не позволяют рассекретить этот очевидный факт и придать экономике естественное состояние. Так вот, это уважаемое министерство предприняло попытку создания в России нескольких сельских школ, которые бы наряду со средним образованием давали и комплекс знаний и практических навыков, необходимых для жизни на селе. С этой целью НИИ «Институт школ» рассылает письмо-предложение, в котором предлагает директорам свои услуги по реформированию сельской школы. Получил такое письмо и Баранов С.А., и сразу же наладил с ученым народом деловые контакты. На первоначальном этапе требовалось переработать, а порой и вновь создать учебные программы. НИИ готов был выполнить необходимый объем работ, но требовалось финансирование. Проще говоря, все уперлось в деньги, которые на тот момент наш районый бюджет выделить не мог. Сергей Аркадьевич решил навестить хорошего своего знакомого, директора совхоза «Красногорский» Агафонова Е.А. Скажем прямо: Баранову везло. Егор Андреевич, который в последствии стал главой департамента сельского хозяйства Кировской области, а чуть позже – депутатом Государственной Думы, с полуслова понял, что парень пытается организовать очень важное для российской деревни дело, и перечисляет 40 тысяч рублей НИИ за разработку необходимой документации. Справедливости ради скажем, что позже районный бюджет восстановил эту сумму «Красногорскому», но «дорого яичко ко Христову дню»!
Впрочем, не все было гладко на пути директора – реформатора. Самое серьезное противодействие пришлось испытать от директора совхоза Шурминский Крупина В.Н. В чем–то Владимира Николаевича можно понять. Шурминская школа, которая стала называться колледжем становилась самостоятельным хозяйствующим субъектом на земле, а ведь раньше производственная бригада работала на совхоз, обрабатывала 140 гектаров земли. Мало этого, так этот новоявленный колледж решил прибрать в свою собственность технику и прицепной инвентарь, которым пользовалась школьная производственная бригада, стал претендовать и на ту технику, которая по существу принадлежала совхозу. Вдобавок ко всему, Баранов требовал увеличить площади школьных земельных угодий за счет все того же совхоза «Шурминский». Разгорелся бой местного значения. На стороне Сергея Аркадьевича была сельская администрация, возглавлял которую Грязютин А.М., и председатель райисполкома Даровских В.И. Бой был не очень равный, поскольку все знают: кого поддерживает Владимир Иванович, у того козырной туз на руках, ну а если не поддерживает? Баранову С.А. пришлось испытать на себе и то и другое: было время и этот туз был у него, но пришло иное время, и заветная карта перешла в другие руки. Впрочем, об этом чуть позже, а пока директор школы-колледжа решил свои проблемы: технику и инвентарь передали на баланс учебного заведения, земельные угодья со ста сорока гектаров увеличили до пятисот. Надо иметь в виду то, что это была полностью пашня, да плюс к этому еще шестьдесят гектаров лугов. Возможно, кому-то покажется, что не так уж и много, но это по нашим меркам, по меркам южных районов. А на севере области такие площади имеют иные отделения совхоза.
Земли сами по себе лишь зарастают травой, а вот чтобы получать сельхозпродукцию ее необходимо обрабатывать. Для этого нужна не только техника, но и вся инфраструктура присущая сельскохозяйственному производству, и директор решает главный вопрос в этом направлении – финансирование. Горячим поклонником его идеи стал глава администрации области Василий Алексеевич Десятников. В этой ситуации и остальные областные службы считали за честь помочь Шурминской школе - колледжу. Сергей Аркадьевич с благодарностью вспоминает главного экономиста областного управления сельского хозяйства Кировской области Вячеслава Александровича Семикова, начальника того же управления Анатолия Михайловича Протопопова, заведующего облоно Чурина Анатолия Михайловича, Деревекова, Штина и многих, многих других. Но самой удивительной личностью в этом большом списке была личность бывшего главы администрации города Кирова, ныне покойного А.М. Михеев. Анжелий Михайлович всю жизнь проработал в городе, но и его заинтересовали реформы сельской школы. По всем статьям было очевидно: Баранов взял на себя труд сделать то, что давно назрело в деле реформы села в целом.
Достаточное финансирование позволило не только сформировать дополнительный преподавательский и технический штат, закупить необходимую технику, но и приступить к строительству необходимых сельскохозяйственных помещений. Выращенный урожай где-то нужно было хранить, и вот уже строиться зерносклад. Технику тоже не годиться держать под открытым небом, значит, нужна теплая стоянка - и вот этот вопрос директор решает. Нужен топливозаправочный пункт – и эта проблема решается. И все же главное – это учебный процесс. Важно, что бы земля грамотно обрабатывалась и давала хороший результат. Только хороший производственный результат, и непременно систематический, мог в течении нескольких лет воспитать в детях устойчивый алгоритм, на уровне подсознания направленный на качественный и результативный труд. Сергей Аркадьевич успешно решает главную задачу своих реформ: школа-колледж получает со своих полей замечательный урожай – от тридцати до сорока центнеров с гектара. Интересно то, что в совхозах на тех же полях урожайность колеблется в районе цифры 12 центнеров с гектара.
Целеустремленный труд директора не мог остаться незамеченным. Подобных учебных заведений по всей России было всего около десяти, но наиболее удачно дела складывались именно в Шурме. В 1992 году российское телевидение снимает сорокаминутный фильм о Шурминской школе-колледже. А показывать было что, и главное заключалось в том, что шурминские дети не только интенсивно готовились к взрослой жизни на селе, но и успешно осваивали штатную общеобразовательную программу. Подтверждением этому может служить тот факт, что за эти годы количество выпускников поступающих ежегодно в высшие учебные заведения осталось на дореформенном уровне. Важно отметить следующую деталь: Сергей Аркадьевич не стал всех учеников ломать через колено – каждый имел право выбрать форму обучения, а их было две, потому-то реформированная школа стала называться школой-колледжем. То есть, можно было учиться и по стандартной школьной программе. Будущее должно было показать, кто легче начнет и пойдет по жизни. Думаю, что у такой двойственности был и другой аргумент: на селе тоже рождаются не мало будущих ученых, поэтов и политиков, и пытаться подменить этим детям будущее, по меньшей мере, было бы глупо.
Телефильм придал известности Баранову С.А.. Его опытом реформирования заинтересовались в других областях, но и наши институты не остались в стороне, посыпались предложения о преобразовании школы-колледжа в среднее специальное учебное заведение. Однако Сергей Аркадьевич упрямо отстаивал свою идею и конечную цель реформирования, которая не претерпела никакой эволюции и заключается в том, что школе нет необходимости подменять существующие техникумы и училища, тем более институты. По его мнению, сельская школа не должна готовить специалистов сельского хозяйства, но она обязана готовить молодых людей к реальной жизни на селе и для решения этой задачи дать им полный комплекс знаний и навыков, которые необходимы в повседневной крестьянской жизни.
В.Зорин (Продолжение следует)
"Уржумские Ведомости" №04 - май-июнь 2000 года
Категория: Образование | Добавил: Георгич (17.01.2016)
Просмотров: 841 | Теги: Шурма, школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта