Школа обновилась благодаря участию в конкурсе
Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Цепочкино в этом году значительно обновилась благодаря участию во Всероссийском конкурсе «Доброшкола 2024» в рамках нацпроекта «Образование».
За счет чего школа заняла в конкурсе 2-е место по России?
Сначала - о самой школе. Она государственная, подчиняется напрямую министерству образования региона.
Как рассказал возглавляющий ее восьмой год директор Владимир Александрович Гасников, сейчас в школе 92 учащихся, примерно такое их количество и держится год от года, есть даже небольшая тенденция к росту. По области таких школ 35. Ближайшие — в Малмыже, Советске и Нолинске.
Почти все учащиеся живут в нашем районе, лишь с десяток учеников из других районов - Лебяжского, Нолинского, есть несколько из Малмыжского (там уже нет мест в школе). Есть 14 детей, обучающихся на дому — это дети, которые по медицинским показаниям не могут посещать школу. 40 ребят проживают в интернате, уезжают домой на праздники или каникулы, а остальные ездят на уроки на школьном автобусе, который делает пару рейсов утром и пару - вечером. На школьном же автобусе приезжает сюда на работу и часть сотрудников школы. Весь трудовой коллектив школы составляет 44 человека.
В приоритете трудовое обучение — нужно дать детям трудовые навыки. С 5 по 9 классы у них по 6-7 часов труда в неделю, теоретические и практические занятия. Учатся столярному делу (мальчики), швейному делу (девочки), в этом году в соответствии с условиями конкурса открыли новое направление - штукатурно-малярное дело, по данной программе начал обучаться пока только один класс.


После 9-го класса выпускники получают документ об образовании — Свидетельство об обучении и поступают в техникумы по основным направлениям — швеи, повара, штукатуры -маляры, столяры. Сейчас практически во всех техникумах есть группы, рассчитанные для выпускников коррекционных школ, работающих по адаптированным программам. Редкое исключение — сразу идут работать.
- Большинство ребят успешно устраиваются по рабочим специальностям, - рассказал Владимир Александрович. - Вот одна девочка созванивается с преподавателем - живет в Кирове, устроилась в хорошую фирму, занимающуюся ремонтами, работать нравится. У большинства желание работать есть, можно сказать, что дети любят работать. У нас хорошие дети.
- А что особого в процессе учебы?
- У нас другие программы – адаптированные для детей с интеллектуальными нарушениями, нет части предметов в старших классах — нет физики, химии, иностранного языка. Ребята, кто живет в интернате, заняты практически целый день, у них почти нет свободного времени. После завтрака приходят в школу, после учебы перерыв, а дальше со всеми классами, кто остаётся в интернате, работают воспитатели. Самоподготовка, ужин, потом кружки, спортивные секции. В 9 вечера отбой.
Есть и вокально-инструментальный ансамбль «Вятушка», который регулярно занимает призовые места в творческих конкурсах среди учащихся на областном уровне. Многие годы данный ансамбль возглавляет Наталья Владиславовна Иванова – творческий педагог, мастер своего дела. Инструменты в основном народные. Ребята и концерты устраивают.
- В последние годы в школе выполнено немало ремонта. Что сделано?
- У нас везде уже поставлены пластиковые окна — и в школе, и в интернате. Протекала крыша интерната - несколько лет назад полностью сделан ее капремонт. В 2017 году по федеральной программе отремонтирован спортзал. Сделан ремонт в комнатах интерната — там сейчас везде новая мебель. Ну и текущий ремонт выполняем каждый год. Этим летом благодаря участию во Всероссийском конкурсе сделан ремонт в 10 учебных помещениях.
Федеральный конкурс «Доброшкола» проводится шестой год подряд. Конкурс необычный — сначала конкурсанты получают финансирование, а уже потом подводятся итоги, кто из участников наиболее результативно, с пользой для процесса обучения потратил эти деньги.
Как объяснил Владимир Александрович, ежегодно областное министерство образования выбирает несколько школ, которые будут участвовать в конкурсе. В 2024 году в нем участвовали 128 школ со всей России, в том числе школа с. Цепочкино. Участникам конкурса было выделено по 7,5 миллионов рублей на закупку оборудования, необходимого для реализации программы развития и обновления материально-технической базы.
- Мы готовим документы о том, какая у нас ситуация, что нам нужно для улучшения работы, как будем использовать полученное оборудование, чего достигнем благодаря этому финансированию, - рассказал он. - Разрабатывался дизайн-проект каждого помещения — какое тут будет оборудование, как будет отремонтировано помещение, какими материалами и т.д. Оборудование приобретается на федеральные средства, а за счёт областных средств делается ремонт тех помещений, где это новое оборудование будет установлено. После согласования в Москве поступает команда: «Начинайте работать!». И все лето у нас шел грандиозный ремонт, работал подрядчик из Кирова, ближе к учебному году начали завозить оборудование и мебель.
Каждый педагог выбирал то, что необходимо для качественной работы в современных условиях, чего ему так не хватало многие годы. Основной упор был сделан на обновление кабинетов технологии.
Кабинет швейного дела, например, оснастили новыми швейными машинками, поступили отпариватели, гладильное оборудование, оверлок, распошивальные машинки, раздвижной манекен (на разные размеры одежды), приобрели новые раздвижные швейные столы для работы учениц. Теперь школьники смогут работать на современном швейном оборудовании (кстати, ежегодно среди учащихся таких школ проходят и областные конкурсы швейного мастерства).
Поступило даже оборудование для картонажно-переплетного дела – цветной принтер А3 формата, ламинатор, биговщик, брошюровщики, термопресс и прочее. То есть теперь на занятиях ребята могут сами делать блокноты и журналы. В три кабинета купили новые интерактивные панели — огромные сенсорные мониторы, на которых можно и смотреть, и писать, и выполнять всевозможные задания.
В музыкальный кабинет — акустическая система, синтезатор, комплекты шумовых инструментов для детей.
Полностью оборудованы кабинет логопеда и кабинет психолога. В последнем есть даже... интерактивная песочница, в которой можно вести «максимально реалистичные 3D-игры благодаря проекциям рисунков на песок». В рамках участия в конкурсе «Доброшкола 2024» создана и сенсорная комната с полным комплектом оборудования от тактильных дорожек до массажного кресла.
Значительно преобразилась трудовая мастерская — сейчас здесь все инструменты новые от верстаков и стамесок до современного электроинструмента. Собственно, есть все инструменты, с которыми должен уметь управляться современный мастер по различному ремонту.
До 1 ноября школа отчиталась о том, как израсходованы деньги, а 14 ноября были объявлены результаты федерального конкурса «Доброшкола». За 6 лет участия в нем школ Кировской области КОГОБУ ШИ ОВЗ с. Цепочкино первой заняла в нем призовое, второе место. Победители, как сообщили директору, будут отмечены грамотами и подарками. Ну а главный результат, конечно, в другом.
- Благодаря участию в конкурсе мы обновили материальную базу школы процентов на 70, - подводит итог директор. - Отремонтировали 10 кабинетов, приобрели в них новые инструменты, оборудование, мебель — все это активно используется, вместе с ним пришли и новые современные методики обучения.
О. СУСЛОПАРОВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 49. 7 декабря 2024 г. |