«Школа — это навсегда»
Человек приходит в профессию двумя путями. Первый путь — он выбирает профессию. Выбирает обдуманно, зачастую уже попробовав другие и получив какой-то опыт. Второй путь — профессия выбирает человека. То есть, он уже с детства знает, чему посвятит свою жизнь. Какой из них лучше? Наверное, хороши оба, лишь бы человек не разочаровался в своем деле, был в нем настоящим профессионалом.
Учитель русского языка и литературы Шурминской школы Людмила Ивановна Буторина пришла в профессию именно вторым путем.
«Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет».
Боэций Дакийский,
французский философ XIII в.
- Среди моих родственников педагогов не было, - вспоминает свое детство Людмила Ивановна. - Жили мы в Лузском районе. Родители работали на железной дороге, папа был мастером, а мама весовщиком. Я, наверное, с класса пятого уже знала, что буду учителем, мечтала об этом. В школе я больше всех других предметов любила математику и русский язык. И сначала даже собиралась стать учителем математики, но потом выбрала русский язык и литературу. У нас была очень хорошая учительница русского языка и литературы Тамара Всеволодовна. Она иногда разрешала нам самим проводить уроки. Мне это так нравилось, особенно я любила разбирать сложные предложения, я их как орешки щелкала...
Окончив школу, Людмила Ивановна едет в Киров поступать на филфак педагогического института. И поехала не одна, а с лучшей подругой Тамарой, с которой сидела за одной партой. Успешно сданы экзамены, начинается студенческая жизнь. Лекции, зачеты, экзамены, любовь, свадьба, рождение ребенка. И, наконец, последний этап студенческой жизни — защита диплома.
В 1978 году Людмила Ивановна вместе с мужем Владимиром, выпускником факультета физвоспитания и уроженцем нашего района, и маленьким сыном едут по распределению в Лузский район в школу-восьмилетку. Поработали год и решили переехать в Уржумский район. Здесь, в Шурминской школе, как раз требовались учителя русского языка и физкультуры.
«Учитель работает над самой ответственной задачей — он
формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ».
М.И. Калинин
- Когда Людмила Ивановна пришла работать в нашу школу, - вспоминает директор Шурминской школы Л.М. Трушкова, - я училась в восьмом классе. Всегда элегантная, требовательная, но очень справедливая, она сумела сразу же заслужить уважение учеников. Хороший специалист, дает детям крепкие знания. Ее ученики даже по прошествии многих лет помнят ее предмет, очень хорошо отзываются о ней и благодарят. Много лет проработала заместителем директора по учебной части, для этой работы она обладает всеми необходимыми качествами. Сейчас Людмила Ивановна на пенсии, но продолжает работать, и надеюсь, проработает еще много лет.
Коллектив школы с радостью принял в свои ряды новичков. Доброжелательность коллег, готовность всегда помочь, подсказать, помогли молодым специалистам быстро освоиться и углубиться в работу. Ученики, кстати, тоже отнеслись к новым учителям вполне дружелюбно. Но, тем не менее, идя на свой первый урок в новой школе Людмила Ивановна сильно волновалась.
- Мне дали очень большой класс, - вспоминает она, - 42 человека. Звонок, я захожу в класс... 42 ученика сидят и все на меня смотрят, я на них смотрю. Страшно вообще-то было. Как, думаю, я с таким большим классом справлюсь? Ну, ничего, сразу как-то ребята приняли, молодых же принимают лучше.
И дни пошли за днями. Уроки, тетрадки, снова уроки... Педагогическую деятельность успешно совмещала с общественной работой — была секретарем комсомольской учительской организации, потом председателем профсоюзной организации. Проводили мероприятия интересные, устраивали соревнования между классами по сбору макулатуры, рябину, березовые почки собирали. В общем, жизнь, как говорится, била ключом.
Через пять лет Людмиле Ивановне присвоили звание «Старший учитель». Работы-заботы добавилось - много давала открытых уроков для директоров, для завучей, для учителей русского языка и литературы. Затем еще одна награда — знак «Отличник народного просвещения».
В 1995 году Людмиле Ивановне предложили должность заместителя директора по учебной части. Она согласилась и со всей ответственностью взялась за дело.
- В районе нет, наверное, таких завучей, - шутит она, - что в этой должности четверть века «отпахали».
- Когда Вы поняли, что Шурма стала для Вас родной?
- Да сразу же. Раньше жители были очень доброжелательные. В то время коллектив школы был довольно возрастной, учителям по 50, 60 лет было. А незадолго до нашего приезда наплыв такой произошёл, все молодежь. И всем, видимо, это понравилось, и жителям, и детям. Нас приняли, своими считали, относились с уважением. Вот, например, в магазин придешь, а раньше же многие товары были в дефиците, все расступаются, без очереди пропускают.
«Тот учитель хорош,
чьи слова не расходятся с делом».
Катон Старший
- С дисциплиной проблем тоже не было?
- Не было. Как-то сразу мне удалось дисциплину на уроках у себя наладить, сама удивляюсь. Наверное, интуитивно. Я думаю, чтоб дисциплина была, и чтобы ребята тебя уважали, надо просто всегда держать свое слово, быть требовательным. Если дал задание, нужно потребовать, чтобы его выполнили. Если что-то чуть-чуть упустишь, уступишь, дашь слабину, дети уже потом могут не исполнять требования. Быть требовательным, но не строгим настолько, чтобы дети обижались. Не обижать и не оскорблять.
«Вся гордость учителя
в учениках, в росте
посеянных им семян».
Д.И. Менделеев
Сложно сказать, сколько учеников изучали русский язык и литературу на уроках Людмилы Ивановны за все 42 года ее работы в педагогике. Жизнь сложилась у них по-разному. Кто-то, и таких очень много, решили продолжить образование, связанное с литературой и русским языком либо другими гуманитарными науками.
- Последний выпуск был в 2018 году, - говорит Людмила Ивановна, - одна из моих учениц Алсу Ершова поступила в ВГУ на филологический факультет. А в 2014 году закончила этот факультет моя ученица Анастасия Стяжкина, которая сейчас работает учителем русского языка и литературы в лицее №28 информационных технологий г. Кирова. В этом же году окончила факультет журналистики в университете г. Санкт-Петербурга Анастасия Носкова, также моя ученица. Надежда Пислегина (Гуляева), выпускница 1989 года, окончила ВятГУ и работает директором школы и учителем русского языка и литературы в г. Югорский Ямало-Ненецкого автономного округа. Анна Лубягина (Стяжкина), окончив школу в 1992 году, получила три высших образования. Ну как не гордиться такими ученицами! Часто вспоминаю старательную и умную девушку, выпускницу- медалистку Людмилу Полякову. Окончила в 1997 году историко- филологический факультет ВятГУ, аспирантуру, сейчас кандидат педагогических наук. В настоящее время работает в Медицинской академии г. Кирова заведующей кафедрой социологии. С трепетом слушаю по телефону ласковый и тихий голос очень скромной и старательной ученицы, большой труженицы и тоже медалистки Елены Кривошеиной. Окончив в 2002 году школу, в 2007 году – ВятГУ и в 2010 году аспирантуру, стала кандидатом педагогических наук и работает в ВятГУ доцентом кафедры истории и политических наук.
Хотелось бы похвастаться и сестрами Ерлашовыми, дочерьми нашего бывшего директора Юлии Германовны Ерлашовой. Все девушки – золотые медалистки школы, мои замечательные выпускницы. Их сочинения я до сих пор читаю ученикам как лучшие. Лариса, старшая из сестер, около двадцати лет работает преподавателем в ВятГУ, доцент, кандидат педагогических наук. Ирина уже 15 лет работает в центре оценки качества образования при Министерстве образования Кировской области. А Наталья имеет два высших образования, работает в одной из Кировских фирм. Пусть простят меня мои дорогие ученики, если я не про всех сказала добрые слова, ведь среди них много врачей, учителей, инженеров, строителей, юристов, административных работников. А хотелось бы говорить и говорить про моих любимых, умных, достойных выпускников, которые служат Родине своим трудом.
Во время беседы с Людмилой Ивановной не раз ловил себя на мысли, что все эти годы свободного времени у нее просто не было.
- А не было его, свободного времени никогда, - смеется она. - У меня уже сорок лет нет его...
- А не возникало желания уйти из школы, сменить работу?
- Нет, из школы никогда не хотелось уйти. Я ничего больше не умею, только учить, тетради проверять. Школа – это навсегда.
Текст и фото С. Коростелёва
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 40, 3 октября 2020 г. |