Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Школа — это навсегда»
«Школа — это навсегда»

Человек приходит в про­фессию двумя путями. Первый путь — он вы­бирает профессию. Вы­бирает обдуманно, за­частую уже попробо­вав другие и получив какой-то опыт. Второй путь — профессия выби­рает человека. То есть, он уже с детства зна­ет, чему посвятит свою жизнь. Какой из них луч­ше? Наверное, хороши оба, лишь бы человек не разочаровался в своем деле, был в нем настоя­щим профессионалом.
Учитель русского языка и литературы Шурминской шко­лы Людмила Ивановна Бутори­на пришла в профессию имен­но вторым путем.

 
«Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет».
Боэций Дакийский,
французский философ XIII в.

- Среди моих родственников педагогов не было, - вспоминает свое детство Людмила Иванов­на. - Жили мы в Лузском рай­оне. Родители работали на же­лезной дороге, папа был масте­ром, а мама весовщиком. Я, на­верное, с класса пятого уже зна­ла, что буду учителем, мечтала об этом. В школе я больше всех других предметов любила мате­матику и русский язык. И снача­ла даже собиралась стать учите­лем математики, но потом вы­брала русский язык и литера­туру. У нас была очень хоро­шая учительница русского язы­ка и литературы Тамара Всево­лодовна. Она иногда разреша­ла нам самим проводить уроки. Мне это так нравилось, особен­но я любила разбирать сложные предложения, я их как орешки щелкала...
Окончив школу, Людмила Ивановна едет в Киров посту­пать на филфак педагогическо­го института. И поехала не одна, а с лучшей подругой Тамарой, с которой сидела за одной пар­той. Успешно сданы экзамены, начинается студенческая жизнь. Лекции, зачеты, экзамены, лю­бовь, свадьба, рождение ребен­ка. И, наконец, последний этап студенческой жизни — защита диплома.
В 1978 году Людмила Ива­новна вместе с мужем Влади­миром, выпускником факуль­тета физвоспитания и уро­женцем нашего района, и ма­леньким сыном едут по рас­пределению в Лузский район в школу-восьмилетку. Порабо­тали год и решили переехать в Уржумский район. Здесь, в Шурминской школе, как раз тре­бовались учителя русского язы­ка и физкультуры.

«Учитель работает над самой ответствен­ной задачей — он
формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ».
М.И. Калинин

- Когда Людмила Ива­новна пришла работать в нашу школу, - вспомина­ет директор Шурминской школы Л.М. Трушкова, - я училась в восьмом классе. Всегда элегантная, требо­вательная, но очень спра­ведливая, она сумела сра­зу же заслужить уваже­ние учеников. Хороший спе­циалист, дает детям креп­кие знания. Ее ученики даже по прошествии многих лет помнят ее предмет, очень хорошо отзываются о ней и благодарят. Много лет про­работала заместителем директора по учебной ча­сти, для этой работы она обладает всеми необходи­мыми качествами. Сейчас Людмила Ивановна на пен­сии, но продолжает рабо­тать, и надеюсь, прорабо­тает еще много лет.

Коллектив школы с радо­стью принял в свои ряды нович­ков. Доброжелательность кол­лег, готовность всегда помочь, подсказать, помогли молодым специалистам быстро освоить­ся и углубиться в работу. Уче­ники, кстати, тоже отнеслись к новым учителям вполне друже­любно. Но, тем не менее, идя на свой первый урок в новой шко­ле Людмила Ивановна сильно волновалась.
- Мне дали очень большой класс, - вспоминает она, - 42 человека. Звонок, я захожу в класс... 42 ученика сидят и все на меня смотрят, я на них смо­трю. Страшно вообще-то было. Как, думаю, я с таким большим классом справлюсь? Ну, ниче­го, сразу как-то ребята приняли, молодых же принимают лучше.
И дни пошли за днями. Уроки, тетрадки, снова уро­ки... Педагогическую деятель­ность успешно совмещала с об­щественной работой — была секретарем комсомоль­ской учительской органи­зации, потом председате­лем профсоюзной органи­зации. Проводили меропри­ятия интересные, устраи­вали соревнования между классами по сбору маку­латуры, рябину, березовые почки собирали. В общем, жизнь, как говорится, била ключом.
Через пять лет Людми­ле Ивановне присвоили зва­ние «Старший учитель». Работы-заботы добави­лось - много давала откры­тых уроков для директоров, для завучей, для учителей русского языка и литерату­ры. Затем еще одна награда — знак «Отличник народно­го просвещения».
В 1995 году Людмиле Ива­новне предложили должность заместителя директора по учеб­ной части. Она согласилась и со всей ответственностью взя­лась за дело.
- В районе нет, наверное, та­ких завучей, - шутит она, - что в этой должности четверть века «отпахали».
- Когда Вы поняли, что Шур­ма стала для Вас родной?
- Да сразу же. Раньше жите­ли были очень доброжелатель­ные. В то время коллектив шко­лы был довольно возрастной, учителям по 50, 60 лет было. А незадолго до нашего приезда на­плыв такой произошёл, все мо­лодежь. И всем, видимо, это по­нравилось, и жителям, и детям. Нас приняли, своими считали, относились с уважением. Вот, например, в магазин придешь, а раньше же многие товары были в дефиците, все расступаются, без очереди пропускают.

«Тот учитель хорош,
чьи слова не расходятся с делом».
Катон Старший

- С дисциплиной проблем тоже не было?
- Не было. Как-то сразу мне удалось дисциплину на уроках у себя наладить, сама удивля­юсь. Наверное, интуитивно. Я думаю, чтоб дисциплина была, и чтобы ребята тебя уважали, надо просто всегда держать свое слово, быть требовательным. Если дал задание, нужно по­требовать, чтобы его выполни­ли. Если что-то чуть-чуть упу­стишь, уступишь, дашь слаби­ну, дети уже потом могут не ис­полнять требования. Быть тре­бовательным, но не строгим на­столько, чтобы дети обижались. Не обижать и не оскорблять.

«Вся гордость учителя
в учениках, в росте
посеянных им семян».
Д.И. Менделеев
Сложно сказать, сколько учеников изучали русский язык и литературу на уроках Люд­милы Ивановны за все 42 года ее работы в педагогике. Жизнь сложилась у них по-разному. Кто-то, и таких очень много, ре­шили продолжить образование, связанное с литературой и рус­ским языком либо другими гу­манитарными науками.
- Последний выпуск был в 2018 году, - говорит Людмила Ивановна, - одна из моих учениц Алсу Ершова поступила в ВГУ на филологический факультет. А в 2014 году закончила этот фа­культет моя ученица Анастасия Стяжкина, которая сейчас рабо­тает учителем русского языка и литературы в лицее №28 инфор­мационных технологий г. Киро­ва. В этом же году окончила фа­культет журналистики в универ­ситете г. Санкт-Петербурга Ана­стасия Носкова, также моя уче­ница. Надежда Пислегина (Гу­ляева), выпускница 1989 года, окончила ВятГУ и работает ди­ректором школы и учителем русского языка и литературы в г. Югорский Ямало-Ненецкого ав­тономного округа. Анна Лубяги­на (Стяжкина), окончив школу в 1992 году, получила три выс­ших образования. Ну как не гор­диться такими ученицами! Ча­сто вспоминаю старательную и умную девушку, выпускницу- медалистку Людмилу Полякову. Окончила в 1997 году историко- филологический факультет Вят­ГУ, аспирантуру, сейчас канди­дат педагогических наук. В на­стоящее время работает в Ме­дицинской академии г. Кирова заведующей кафедрой социо­логии. С трепетом слушаю по телефону ласковый и тихий го­лос очень скромной и старатель­ной ученицы, большой труже­ницы и тоже медалистки Елены Кривошеиной. Окончив в 2002 году школу, в 2007 году – ВятГУ и в 2010 году аспирантуру, ста­ла кандидатом педагогических наук и работает в ВятГУ доцен­том кафедры истории и полити­ческих наук.
Хотелось бы похвастаться и сестрами Ерлашовыми, дочерь­ми нашего бывшего директора Юлии Германовны Ерлашовой. Все девушки – золотые меда­листки школы, мои замечатель­ные выпускницы. Их сочинения я до сих пор читаю ученикам как лучшие. Лариса, старшая из се­стер, около двадцати лет работа­ет преподавателем в ВятГУ, до­цент, кандидат педагогических наук. Ирина уже 15 лет работает в центре оценки качества обра­зования при Министерстве об­разования Кировской области. А Наталья имеет два высших образования, работает в одной из Кировских фирм. Пусть про­стят меня мои дорогие ученики, если я не про всех сказала до­брые слова, ведь среди них мно­го врачей, учителей, инженеров, строителей, юристов, админи­стративных работников. А хо­телось бы говорить и говорить про моих любимых, умных, до­стойных выпускников, которые служат Родине своим трудом.
Во время беседы с Людми­лой Ивановной не раз ловил себя на мысли, что все эти годы свободного времени у нее про­сто не было.
- А не было его, свободного времени никогда, - смеется она. - У меня уже сорок лет нет его...
- А не возникало желания уйти из школы, сменить работу?
- Нет, из школы никогда не хотелось уйти. Я ничего боль­ше не умею, только учить, те­тради проверять. Школа – это навсегда.
Текст и фото С. Коростелёва
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 40, 3 октября 2020 г.
Категория: Образование | Добавил: Георгич (03.10.2020)
Просмотров: 181 | Теги: школа, образование, Шурма, судьба человека, кировская, Уржумский, учитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта