«Начинать создавать школу было трудно»
Галина Николаевна Никулина — одна из тех педагогов, кто «стоял у истоков» коррекционной школы в селе Цепочкино.

Живет в Цепочкине и работает в местной школе она уже более 40 лет. Хотя по распределению попала в другую, совсем маленькую школу.
- Я начинала работать в школе в Заречном, она была тогда филиалом Цепочкинской средней школы, - вспоминает она. - Маленькая школка была: я учила одновременно в первом, втором и третьем классах вместе 8 учеников, была сразу и учителем, и заведующей, и техслужащей... Тогда такие малокомплектные начальные школы сохраняли в деревнях.
- Интересно там было работать?
- Интересно было в том плане, что мне было 19 лет, самая молодость, и я была не одна такая — нас там было много молодых специалистов-девчонок: в клубе, на медпункте, на почте. И кругом, скажем так, куча женихов. Вот за одного я и вышла замуж, а потом муж стал работать на телевышке, мы переехали сюда.
В Цепочкинской средней школе Галина Николаевна трудилась учителем начальных классов, истории. В конце 1990-х годов в школе решили открыть пробный коррекционный класс.
- Тогда директором школы был Анатолий Геннадьевич Кононов, он, кстати, только в этом учебном году вышел на заслуженных отдых, - рассказала Галина Николаевна. - В первый коррекционный класс набирались тогда еще ребята без заключения комиссии, просто те, кому было сложно учиться в обычной школе. Начинать было трудно - не было оборудования, не хватало учебников и не хватало знаний, как с этими детьми работать. Помню, ездила в Нолинск в коррекционную школу консультироваться по всем возникающим проблемам. Потом параллельно работали и коррекционная, и обычная школа, и уже позже школа стала только для обучающихся с ОВЗ. Сейчас с каждым годом что-то обновляется, спасибо Владимиру Александровичу, он много делает для школы, мы рады, что у нас руководитель молодой и талантливый.
Сейчас в нашу школу приходят дети на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), они чаще всего уже проучились год-два в общеобразовательной школе, и стало ясно, что по каким-то разным причинам они не могут освоить обычную школьную программу.
Галина Николаевна последние 15 лет работает здесь логопедом. Занятия проходят обычно во второй половине дня, после основных уроков. Работы у логопеда немало — есть дети, которые пришли сюда уже с врожденной патологией, у некоторых - тяжелые формы. Идеальной их речь не сделать, но можно подкорректировать, сделать более чистой. Есть дети, которые не проговаривают шипящие и другие звуки.
Сейчас работать школьному логопеду значительно помогает и новое оборудование, которым оснащен его кабинет в этом году: профессиональный стол логопеда с интерактивным программным обеспечением, набором современных методик и инструментов. Вот, например, приходят ученики на занятие и садятся перед микрофонами.
- Микрофоны нужны для работы над дыханием, чтобы ребенок говорил без судорог, на выдохе, - объясняет Галина Николаевна. - Например, мы сюда дуем, чтобы «задуть свечки», делаем другие упражнения.
Научиться основам жизни
Один из учебных предметов в Цепочкинской коррекционной школе — ОСЖ, то есть основы социальной жизни.
Ведет этот предмет Ольга Геннадьевна Гасникова. Она 12 лет отработала учителем географии во второй городской школе, сейчас приезжает на работу в Цепочкино. Предмет этот, объясняет она, очень важен.

- Мы учим их, как адаптироваться к жизни, всем основным умениям, навыкам, - рассказывает она. - Учим, как оказать первую помощь, как спеленать грудного ребёнка, как купить билет на поезд с помощью смартфона, как приготовить обед, разобраться с настройками стиральной машины и многому другому.
В её отремонтированный кабинет тоже поступило нынче немало нового оборудования. Есть большая интерактивная панель, которая заменяет собой компьютер и проектор с экраном, а также обычную школьную доску.
Закуплен новый кухонный гарнитур и разные кухонные приборы: миксер, посуда, тостер и т.д. Важно же, чтобы выпускники имели навыки приготовления разных блюд, да и сервировки стола тоже. Каждую неделю в 5-9 классах — по два спаренных урока, чтобы успеть и теорию, и практику. Например, можно за это время разобрать с классом, как приготовить пиццу, успеть ее приготовить и распробовать.
Еще в числе поступившего оборудования - моющий пылесос «Томас», инструменты для уборки комнаты, кухни, санузла, многое другое. На уроках ОСЖ дети учатся ухаживать за своими волосами, гладить-отпаривать рубашки - в общем, всем вещам, которые надо уметь в повседневной жизни. И умению управляться с бытовыми приборами.
Предмет, как говорит учитель, детям нравится. Есть по нему и учебники, но большей частью учителю приходится самой придумывать план учебных занятий. Приходится и самой постоянно учиться. Как? Интернет, объясняет Ольга Геннадьевна, - великая сила...
- Ребенку, которому освоить обычную школьную программу сложно, у нас учиться комфортно, - рассказывает Ольга Геннадьевна. - Есть дети, которые учатся семьями - вот из одной семьи учится сразу пять детей. Случается, поначалу родители бывают против, чтобы их дети учились в коррекционной школе. Но, увидев, что их детям здесь комфортно, они точно так же получают знания, участвуют в мероприятиях, конкурсах, уже без опаски ведут других детей, если есть такая необходимость.
О. СУСЛОПАРОВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 49. 7 декабря 2024 г. |