«Мы находим особый подход к каждому ученику»
Так охарактеризовал сущность труда членов своего коллектива Владимир Александрович Гасников, с сентября 2016 года работающий директором Цепочкинской коррекционной школы-интерната.
Здесь 25 педагогов и 80 учащихся в 9 классах-комплектах. Педагоги имеют высшую и первую категории или готовятся их защитить. Большинство из них имеют дополнительную специальность педагогов-дефектологов.
Не все дети учатся именно в Цепочкине. Здесь в интернате на 50 мест проживают 38 учеников, в том числе из Нолинского, Лебяжского, Вятскополянского районов. На дому проходят обучение 14 детей в иных населённых пунктах района. Это дети-инвалиды, а также те, кому домашнее обучение было рекомендовано врачом-психиатром.
- У нас такие дети, которые не смогли бы освоить программу обычной школы, - разъясняет Владимир Александрович. - Мы работаем по адаптированным программам. Физику, химию, иностранный язык не преподаём. А вот информатику я веду, у нас есть компьютерный класс. В наше время каждый должен уметь работать с компьютером, чтобы оформить тот или иной документ, справку, выйти на информационный ресурс, в соцсети, в конце концов. И наши выпускники это умеют.
Норматив по закону — не более 12 учеников в классе, не более 3,5 ученика на педагога. Так что Цепочкинская школа-интернат полностью не заполнена, она может принять ещё 20-25 учеников.
- Наша особенность - индивидуальная работа, - продолжает директор. - Мы находим особый подход к каждому ученику. Есть дети с нарушениями речи. Для них существует своя методика альтернативной коммуникации, работа с карточками и прочие виды обучения, логопедические занятия, занятия на логопедических тренажерах. И все усваивают нашу программу. Книги читают, учат стихи наизусть. Как бы чувствовал такой ребёнок себя в обычном классе, при так называемом инклюзивном обучении? Он бы не успевал, недопонимал, чувствовал себя некомфортно как на уроке, так и в классном коллективе. Неуспешность на фоне других детей - путь к развитию комплекса неполноценности, тревожности, агрессии. У нас же каждый ученик раскрывается, развивает свои способности. Они у каждого есть, и школы для детей с ОВЗ как раз создают условия для того, чтобы наши дети росли полноценными членами общества, не чувствовали бы себя изгоями ни в школьном, ни затем в трудовом коллективе. Так что обращаюсь к родителям: не бойтесь отдавать детей к нам. У нас к тому же полное государственное обеспечение на весь период обучения. Это и питание, и одежда, и канцтовары даже. Мы и к будущим рабочим профессиям готовим, уже даём навыки, с которыми выпускники успешно обучаются в техникумах.
Особое внимание государства даёт возможность поддерживать материальную базу школы на должном уровне. В 2017 году был капитальный ремонт спортивного зала. В последние годы полностью заменили на пластик окна в здании школы. Преображается интернат. В 2020 году Фонд имени Е.М. Примакова передал школе душевые для него, а также оборудование и инструменты для столярной мастерской. В 2021 году произвели капремонт крыши на интернате.
Имеется школьный автобус. Он обслуживает тех учеников, которые живут в Уржуме, привозит их в школу и отвозит домой.
За последние годы приведена в полное соответствие со СанПиНами школьная столовая. Проживающие в интернате питаются здесь бесплатно 6 раз в день, включая фруктовую паузу и второй ужин. В 2020 году отремонтировали пищеблок, в 2021 году смонтировали новую плиту. Очень вкусно кормят детей старший повар Наталья Сергеевна Заболотских и повар Нина Сергеевна Мачехина!
И спортзал не пустует. Преподаватель физкультуры Анатолий Геннадьевич Кононов не только ведёт уроки по программе. Он увлёк детей лыжным спортом, лёгкой атлетикой. В школе создан спортивный клуб «Старт». Так, к Дню защитника Отечества в школе провели соревнования по школьному биатлону. На областных соревнованиях среди школ для детей с ограниченными возможностями здоровья с. Цепочкино стабильно завоёвывает третьи общекомандные места. В прошлом году помешали карантинные мероприятия.
Для социализации подростков важны самые разные сферы деятельности. Работают кружки макраме, бисероплетения, шашек, танцев. Есть пришкольный участок. Это огород и сад. Им руководит старший воспитатель и учитель сельхозтруда Ирина Борисовна Пермякова. Конечно, не ради картошки и морковки приходят сюда ребята (они всё равно получают продукты централизованно, а не со школьного участка). Они просто учатучатся ухаживать за огородом. Школа-интернат неоднократно становилась призером районного смотра-конкурса пришкольных учебно-опытных участков.
Ученики этой школы — это и юные артисты вокального ансамбля «Вятушка». Им руководит преподаватель музыки Наталья Владиславовна Иванова. В ансамбле около десятка участников. Каждый раз они привозят призы с областных конкурсов, а в 2021 году были удостоены даже Гран-при.
Важное место в работе школы-интерната занимает профессиональная ориентация. Мальчики получают зачатки профессии в столярной мастерской. Преподаватель профильного труда (так называется этот предмет), учитель высшей категории Виктор Павлович Иванов имеет нагрузку 36 часов в неделю. Девочки овладевают навыками швейного дела. Их учат Гульнара Султановна Винокурова и Анна Николаевна Вшивцева. Для «Вятушки» шьют костюмы сами учащиеся.
Выпускники школы-интерната поступают в Уржумский агротехникум, в Нолинский политехникум, учатся даже в Ижевске. Столяры, штукатуры-маляры, швеи востребованы в промышленных центрах. Так, многие работают на стройках в Кирове, и зарплата там хорошая. Не всем быть программистами или врачами, нужны и квалифицированные рабочие, а выпускники Цепочкинской школы успешно занимают эту нишу на рынке труда.
Таких школ, по сравнению с обычными общеобразовательными школами, немного. Но они очень важны для общества. И не стоит родителям, чьи дети не справляются с программой общеобразовательной школы, бояться привести их сюда. Тем более не стоит относиться к таким школам, их учащимся и педагогам с иронией: здесь профессионалы готовят к взрослой жизни детей, которые станут не изгоями, а полноценными членами нашего общества. Труден труд таких педагогов, и тем большая им честь!
А. ИКОННИКОВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 13, 26 марта 2022 г. |