Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МУЗЫКАЛКА
МУЗЫКАЛКА
 
СССР. XX век. 50е. Покорение Волги и Енисея продолжается. Уржумские парни тянут ЛЭП-500 где-то в Сибири. А дома, в вятской глубинке, больницы, школы, детдома, баня, кинотеатр, дом культуры, дом пионеров и другие общественные здания снабжает током местная, на реке Уржумке, электростанция. Горожане пользуются заготовленными с лета керосиновыми лампами. Электричество в дома уржумцев дают часа на два, когда большинство учреждений закрывается. Школьников усаживают за уроки. Вспоминается один из таких вечеров в Уржумской музыкальной школе.
Очаг культуры на Свободы, 40 по вторникам и четвергам с наступлением темноты светился всеми своими окнами. В эти дни, а точнее вечера, в музыкалке были общие для первой, второй смены и вечерней школы взрослых занятия по хору, музыкальной литературе и сольфеджио. В ожидании урока - разыгрывали, то есть, готовились в освободившихся классах по специальности - фортепиано, баяну и аккордеону. Ведь инструментов дома у большинства не было.
Но трудности оставались «за кадром». Каждый старался показать «товар лицом» -сыграть уже освоенную вещь. И открывали импровизированный концерт те, кто и дома играл на дореволюционных роялях и пианино с полустершейся позолотой названий иностранных фирм - Bekker, Petroff и других (в уржумском раймаге ожидался привоз отечественных инструментов фабрик «Красный октябрь», «Вятка», «Кама»). У кого-то даже была фисгармония, почти музейная диковинка, - подобие клавесина или маленького органа.  Изредка встречались трофейные детские аккордеончики
Первую комнату, слева по коридору занял Алик Сурушкин. Он закрылся и фортиссимо играет на дребезжащем стареньком пианино «Турецкий марш» Моцарта. Сгрудившись у дверей, ребята терпеливо ждут: они хотят не только услышать, но и увидеть знаменитые октавы.
В коридоре появляется вечерница Надя Гребнева с баяном подмышкой. Фельдшерица фронтового призыва на гражданке освоила фотоаппарат. Баян - ее новое увлечение. Разговор по-военному краток:
Что за толпа?
Сурушкин разыгрывает.
Турецкий? Моцарта? Который раз?
Третий.
Пора открывать!
И Надя, лавируя, устремляется в конец коридора, откуда доносится игра Сурушкина. Александр  с чувством выполненного долга уже и сам открывает дверь, но ребята теснят его к стулу, просят сыграть еще раз и с восхищением созерцают сурушкинскую пятерню, которая могла бы взять и полторы октавы. (Добавим, что Александр воспитывается в известной своей музыкальностью семье. Дед - Ларионов Федор Логинович - учитель музыки и оперный певец, первая партия в постановках уржумского театра, в создании которого он принимал деятельное участие.)
В классе напротив за роялем царит Надя Сбоева, играя 32-ми этюды Черни. Она живет в доме по соседству. Ее мама Леонилла Александровна Польнер ведущий педагог музыкальной школы - сегодня будет проводить общее фортепьяно и занятия по сольфеджио. Уступив на 5 минут место очередной исполнительнице «Сонатины» Клементи, Надя вновь принимается за этюды. Следующая претендентка на место у рояля уверенно начинает «Полонез» Огинского. Но, сыграв до середины, спотыкается и, получив оценку Нади: «Ну что она может?!» - уступает стул принцессе музыкалки. И тут на сцене появляется новое лицо - вечерник Рома Ивановский. Юноша - поляк оценил ситуацию с неоконченным полонезом как вызов. Он сходу набрасывается на клавиши, бесцеремонно отодвинув Надю. Та благоразумно смолчала, отступая перед натиском «Революционного этюда» Шопена.
Роман появился в Уржуме недавно, на волне хрущевской оттепели. У него нездешний облик, необычное поведение. Спрашивается, зачем поступать в музыкальную школу, если владеешь инструментом? Но Роме нужна публика, и он, разыграв польскую тему, гордо вскинув кудрявую голову, покидает класс с роялем. Ивановский обходит классы с пианино и везде со всеобщего согласия бравурно играет отрывки из Шопена. Не пошел он только в класс баяна, где расчехлила свой инструмент Надя Гребнева и в комнату напротив, где звучит фортепьяно. «Вальс «Фантазия» Глинки, ансамбль разыгрывают в четыре руки», - определил Роман. Там кабинет директора. Роме пора платить за обучение, а он еще не устроился на работу. Ивановский зашагал к залу занять место поближе к преподавателю.
Между тем, уступив в классе баяна место Наде Гребневой, в конце коридора, спиной к окну, лицом к происходящему усаживаются будущий композитор Слава Поляков и будущий директор музыкальной школы Толя Саламатов. Они наяривают каждый свое, совсем не мешая друг другу, как и водится при разыгрывании во всех музыкальных школах.
И через всю это какофонию прихрамывая, - сказывается фронтовое ранение -пробирается, держась поближе к стене, молодой врач Олег Спасский. Благополучно разминувшись со стремительным Романом Ивановским, он останавливается перед последней в коридоре дверью. Здесь, при музыкальной школе, живет его мама, Зинаида Николаевна Спасская преподает фортепиано и руководит школой со дня ее основания. Олег прислушался: «Знакомая музыка! Где я слышал ее?» Так и не вспомнив названия вальса, он дождался паузы и открыл дверь. «Старинные ноты», - невольно отметил Олег, пока ученицы собирали папки. Девочки поспешили в зал, а Олег обратился к маме.
-    Не могу вспомнить, где я слышал этот вальс?    
-    В школе. Я в раймаге покупала пластинки по просьбе Григория Ивановича Решетникова,  - его на «финскую» провожали. Ты отнес вальс «Фантазию», «Риориту» - фокстрот, танго «Утомленное солнце»
-    Знал бы, что не смогу танцевать - не сидел бы у патефона.
Помолчали, думая об одном и том же: «Каких хороших людей забрала война. Вот и Григорий Иванович, любимый учитель, не вернулся в школу, погиб при форсировании Днепра. С ребятами дружил на равных, письма с фронта писал в школу, мечтал о встрече;»- Олег - один из немногих «уцелевших» мальчиков, которые шагнули в бой прямо со школьной скамьи.
Вздохнув, Зинаида Николаевна подала сыну письмо от жены. Она едет в Уржум с маленькой дочкой. Евдокия Трофимовна окончила консерваторию и будет работать в музыкальной школе, где в детстве отлично училась. Значит, музыки будет еще больше, а свободного места в комнате еще меньше. А пока Зинаида Николаевна обходит притихшие классы, щелкая выключателями. Заглянув в приоткрытый зал, видит, как дружно распевают и размахивают карандашами учащиеся первой, второй смены и вечерней школы взрослых. Громче всех поет и дирижирует, высоко поднимая карандаш, Рома Ивановский. Переглянувшись, преподаватели не могут сдержать улыбки.
P.S. «Организатором и первым директором школы была Зинаида Николаевна Спасская. Она проработала в школе с 1934 года по 1956 год. Но будучи на заслуженном отдыхе продолжала работать в школе до 1974 года.
З.Н. Спасская совместно с заслуженной учительницей РСФСР из средней школы № 1 им. В.И. Ленина А.А. Зубаревой вели большую концертную работу.
В тяжелые военные годы школа, пополнившись талантливыми педагогами, эвакуированными из городов, давала много платных концертов, весь сбор которых перечислялся в фонд обороны страны.»
Т. Решетникова (Горбунова), выпускница Уржумской музыкальной школы 1956 г.
г. Киров
Источник: "Кировская искра", 11.07.2015
Категория: Образование | Добавил: Георгич (23.11.2015)
Просмотров: 453 | Теги: школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта