Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [116]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [43]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [69]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [40]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [194]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [86]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [224]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [212]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [10]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [87]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

К 165-летию Лопьяльской школы

Из истории образования в Лопьяле в XIX – начале XX веков

(К 165-летию Лопьяльской школы)

 
В «Вятской газете» в №49 за 1900 год в большой официальной статье о народном образовании Вятской губернии датой открытия народного училища в Лопьяле назван 1843 год. Его же называет и уржумский краевед В. А. Ветлужских в «Календаре краеведа» на 1998 год. Нынче Лопьяльской школе исполняется 165 лет.
В №31 «Вятской газеты» за 1900 год была помещена большая корреспонденция из Лопьяла об истории Лопьяльской школы, подписанная «Крестьянин П.». Этому лопьяльскому крестьянину, возможно, из скромности не назвавшемуся полным именем, мы должны быть благодарны за то, что он сохранил для нас историю Лопьяльской школы девятнадцатого века, сохранил имена и даты. Эту корреспонденцию можно процитировать почти всю.
«Школа у нас в селе впервые открыта была священником отцом Иоанном Буевским, который и был первым нашим учителем. Школа помещалась во флигеле основателя ее о. Буевского».
Главное в этой цитате то, что здесь назван основатель школы и ее первый учитель (первый наш учитель) - о. Иоанн Буевский. Он же сыграл заметную роль в строительстве Лопьяльской церкви (смотрите альманах «Уржумская старина», выпуск третий, статья О. Виноградова «Лопьял – родина В. М. Васнецова»).
Отец Иоанн Буевский (Иван Петрович Буевский) родился в семье лопьяльского священника Петра Порфирьевича Буевского в 1802 году. В сведениях о служителях Лопьяльской церкви за 1803 год среди членов семьи Петра Буевского назван сын Иоанн, ему от рождения один год. С июля 1831 года Иоанн Буевский начинает службу священником Лопьяльской церкви. У него в приходе 255 дворов, 1116 мужчин и 1337 женщин. В этом же году у него сгорел дом, и он строит новый. В 1830 году родилась дочь Лариса. В марте 1833 года отец Буевский проводит приходской сход, на котором решено строить колокольню. Строительство этой колокольни – до сих пор главного украшения Лопьяла – за-вершено в 1836 году. В 1838-1840 годах перестроена теплая церковь. И наконец очень важное дело для Лопьяла, которое сделал Буевский за год до смерти – школа. Он умер 4 февраля 1844 года.
Все эти известные сведения о Буевском здесь сказаны потому, что, по большому счету, он для Лопьяла то же, что Ломоносов для Москвы, основавший Московский университет (МГУ). Но к нашему времени, к сожалению, не сохранилось ни памяти о Буевском, ни его могилы. Раньше около церкви было небольшое кладбище, где хоронили лопьяльских священников, которые крестили детей, учили их в школе, венчали молодых, отпевали умерших - предков теперешних жителей Лопьяла. В 30-е годы потомками тех людей это кладбище было варварски разрушено.
Именно на место Буевского в 1844 году прибыл священник Михаил Васильевич Васнецов, отец будущего выдающегося художника. Он сразу был определен наставником Лопьяльского сельского приходского училища – так называлась тогда Лопьяльская школа. Васнецов преподавал в училище арифметику, грамматику и закон Божий.
В 1850 году на место М. В. Васнецова приехал священник Гавриил Алексеевич Виноградов.
«В течение 12 лет, - пишет дальше корреспондент из Лопьяла, - учителем школы был о. Гавриил Виноградов, а после него священник о. Николай Семакин. О. Семакиным при участии прихожанина богача З. Боровикова построено было первое специальное двухэтажное здание для школы на средства Лопьяльского общества, в котором и обучались дети лопьяльцев...»
«С открытием земских учреждений это здание было передано Уржумскому земству. Новое здание Лопьяльской школы просуществовало только до 1887 года. В один летний вечер, когда шла жатва, оно сгорело дотла со всеми документами, книгами и ученическими пособиями. К учебному году пришлось нанять квартиру, в которой школа помещалась до 1890 года, а с 1891 года была переведена в дом вдовы священника Г. Виноградова Л. И. Виноградовой».
Л. И. Виноградова – это Лариса, дочь Буевского. А переводу школы способствовала ее дочь Раиса Гавриловна Чемоданова, которая работала в то время учительницей в Лопьяльской школе. О ней будет сказано ниже.
«Здесь школа просуществовала до 1893 года, а с этого времени перешла в новое здание, вторично выстроенное лопьяльским обществом, и помещалось в нем вплоть до 1898 года. В 1898 году земством было постановлено преобразовать в Лопьяле школу из одноклассной в двухклассное училище. Было выстроено новое большое здание, под которое лопьяльцы отвели необходимый участок земли, посланы учителя, и новая школа под наименованием министерского двухклассного училища радушно раскрыла свои двери для подрастающих крестьянских детей».
Здесь, если забежать вперед, в этом здании, которое служит уже более ста лет, школа была до 14 декабря 1975 года. Затем в этом здании был школьный интернат, а теперь в нем находится Лопьяльский краеведческий музей имени нашего знаменитого земляка Виктора Михайловича Васнецова. Здесь, наверно, уместно будет подчеркнуть, что В. М. Васнецов родился в семье не только лопьяльского священника, но и учителя Лопьяльской школы.
Дальше крестьянин П. пишет:
«Как шло преподавание в школе в различные времена теперь, конечно, трудно проследить. Но мы должны быть благодарны как первым начинателям школьного дела в нашем селе, так и последующим лицам, которые способствовали распространению грамотности в селе и приходе».
«Мы должны быть благодарны!» - говорит лопьяльский крестьянин позапрошлого века. Пусть это его чувство будет и нашим.
«...школа постепенно приобрела громадное значение для крестьян, и с каждым годом число учащихся все возрастало. Грамотных становилось все более и более и теперь редко кто неграмотен».
Дальше говорится о значении школы для лопьяльцев:
«Во-первых, грамотность дала возможность многим крестьянам зарабатывать себе кусок хлеба, особенно в те стародавние времена, когда, как говорится, за неграмотного не только двух, но целых пять неграмотных давали. Во-вторых, умственная жизнь крестьян значительно повысилась, духовные интересы расширились. В-третьих, и самое главное, - это то, что крестьяне так свыклись с существованием с давнего времени шко-лы в селе, что в настоящее время считают ее необходимою и обязательно посылают своих ребятишек учиться. Это сознание необходимости обучения детей грамоте, конечно, важнее всего... Посредством грамоты мы познаем закон Божий, заповеди».
Здесь можно, в качестве отступления, привести одну из десяти Божьих заповедей, пятую, ведь именно она учит уважительно относиться к родителям, а через это к своему прошлому:
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле».
Эти слова отдельным стендом помещены в одном из залов Лопьяльского краеведческого музея. Их можно считать девизом не только этого зала, но и всего музея. Ведь, по большому счету, краеведение – это следование 5 Божьей заповеди. Чтобы мы и вообще все люди были вправе ожидать от своих потомков светлой памяти о себе, мы должны хранить и преумножать память о нашем прошлом.
«В заключение, - пишет лопьяльский крестьянин, - остается пожелать только дальнейших успехов как ныне действующему училищу, так и библиотеке-читальне».
Присоединимся к этому пожеланию, сделанному сто с лишним лет назад.
 
Теперь добавим к уже названным еще несколько имен учителей, работавших в Лопьяльской школе до революции. Два имени сохранил для нас Лопьяльский поэт Андрей Платонович Грудцын.
 
«...На восьмом году
От рождения
Был я выпущен
Для учения;
 
И учился я,
Малый-крохотный,
Только три зимы
У священника,
 
У священника
Стратилатова.
Он любил меня,
Ревновал по мне,
 
Ревновал по мне
Пастырь доблестный,
Да воздаст ему
Провидение!
 
И молюся я
За духовного
Пред иконою
Божьей Матери».
 
(Стихотворение «Моя жизнь», 15 июля 1873 г.).

Значит, еще одним лопьяльским учителем был священник Стратилатов, которому А. Грудцын был очень благодарен.
Еще одно имя звучит уже в названии стихотворения А. Грудцына, опубликованного в 1900 году: «Отъезжающему учителю народной школы Н. И. Веневоленскому».
Вот два четверостишия из этого стихотворения, но по ним можно понять отношение к этому учителю: уважение к нему и благодарность.
 
«Да, добрый сеятель, ты сеял
Кошницей полною пять лет
И «меньших сих» любил, лелеял...
Прими ж прощальный их привет.
И знай: немногие так сеют!
Твои заботы и труды
Не пропадут: они созреют,
Дадут обильные плоды».
 
Это стихотворение можно отнести к одним из лучших стихов А. Грудцына и по силе чувства, выраженного в нем, и по легкости и красоте течения мысли. И оно – своего рода памятник лопьяльскому учителю Н. И. Веневоленскому.
Еще два человека, учивших лопьяльских детей девятнадцатого века.
Один из них – Николай Михайлович Васнецов. Через 18 лет после отъезда его семьи из Лопьяла в Рябово, он вернулся сюда учителем. Годы его работы в Лопьяле 1868-1872. Затем он был переведен в Шурму.
Второй – Николай Мышкин. Его имя сохранилось в книге стихов А. П. Грудцына, вышедшей в Петербурге в 1874 году, к которой Николай Мышкин написал предисловие. Возможно, он был инициатором издания этой книжки. Но даже сам факт написания предисловия, опубликованного в столице, говорит о том, что и в настоящее время на таких учителей большой дефицит. После издания этой книжки местное начальство стало притеснять А. Грудцына и Н. Мышкина, поэтому Мышкин вынужден был уехать из Лопьяла.
Н. П. Изергина в статье «Ф. Ф. Павленков и «Вятская незабудка»» пишет о Николае Мышкине:
«Учитель Н. Мышкин, известный своими передовыми взглядами, автор статей по народному образованию, живший сначала в Уржуме, а затем в Вятке, сделал имя Грудцына известным всей России».
И, наконец, еще одно имя. Ни об одном учителе Лопьяльской школы за 160 лет ее истории таких благодарных отзывов слышать или читать не приходилось.
В №44 «Вятской газеты» за 1900 год в заметке без подписи из Лопьяла говорится:
«В №31 «Вятской газеты» (речь идет о корреспонденции, использованной выше) сообщено было о возникновении школы в селе Лопьяле, воздается благодарность «начинателям школьного дела и последующим лицам, которые способствовали грамотности в селе». К сожалению, корреспондент обходит молчанием деятельность замечательной для Лопьяла личности – учительницы Раисы Гавриловны Чемодановой».
Сразу же надо отметить важную деталь.
Р. Г. Чемоданова – дочь священника Гавриила Виноградова, внучка священника Иоанна Буевского, то есть, - это первая учительская династия в Лопьяле.
В газете «Приложения к Вятским губернским ведомостям», №128 за 1899 год есть еще одна заметка о Р. Г. Чемодановой тоже без подписи.
Вот что из этих две заметки рассказывают.
В 1887 году получила определение и приехала в Лопьял, в дом своего умершего отца молодая вдова учительница Р. Г. Чемоданова.
«В то приснопамятное время не находилось в селе квартиры для училища, а ста-рое сгорело. Квартиры не находилось, и училище было предположено земством закрыть. Г-жа Чемоданова не могла допустить этого и бесплатно устроила свой дом под квартиру училища... Вскоре дом ее был переполнен учениками обоего пола, и она уступила под училище еще небольшой флигель, сама же со своей малюткой-дочкой приютилась около печки».(1899г.)
Вот выдержка из другой заметки (1900г.):
«Двенадцать лет неутомимая труженица вела школьные занятия с самоот-вержением: хорошее воспитание, полученное ею самой, знание педагогики, находчивость в разнообразных случаях учебной жизни обеспечили успех обучения детей, подготовки их к честной трудовой жизни. Ею организован был хор из учеников. Для местных жителей, привыкших десятки лет слышать хриплый голос старика-псаломщика, было необычайным событием появление на клиросе детей... Восторгу крестьян не было пределов. При всяком случае они старались выразить благодарность учительнице».
Р. Г. Чемоданова добилась у сельского общества, что оно построило на деньги, получаемые с содержания кабака, деревянное пятистенное здание школы, но вскоре оно стало мало.
«Позднее по хлопотам труженицы – пишет автор заметки, опубликованной в 1899 году, - сельское общество дало полдесятины земли под училище, и земство построило новое двухклассное училище, строительницей коего была также учительница».
Это то самое, уже упомянутое здание, в котором теперь находится Лопьяльский музей. Оно построено в 1899 году.
Читаем корреспонденцию дальше.
Раиса Гавриловна «принимала разные строительные материалы: камень, кирпичи, известь, песок, бревна и все, что только требовалось. Училище строилось около года, и много пришлось труженице на ниве народной потерять при постройке времени, здоровья и сил, но чем ей заплатили за все труды, старания и даже лишения?.. А вот чем: к 1-му сентября г-жу Чемоданову удалили из учительниц, как ненужную вещь, и при молебне на открытии нового училища самой главной труженицы уже не было: ее перевели в благодарность в глушь, за 70 верст в село Тумью-Мучашь».
К сожалению, причины и подробности этого неизвестны. Но, видимо, в глазах народа это было большой несправедливостью. Об этом говорит и сам тон, и то, что в корреспонденции 1900 года сказано об этом же. Вот как эта корреспонденция заканчивается:
Ныне Чемоданова «служит в глухом, далеком от ее родины крае. Но на долгое время останется среди приходского населения благодарное воспоминание об ее учительских трудах и материнской любви ее к детям».
Это «долгое время» давно уже прошло. Нет тех людей, которых учила Чемоданова. Но эти газетные публикации сохранили имя лопьяльской учительницы Раисы Гавриловны Чемодановой, которую ценили и уважали ее современники-односельчане и были благодарны ей, и теперь мы можем с такой же благодарной памятью внести ее имя в летопись истории Лопьяльской школы.
В послевоенные годы директорами Лопьяльской школы были: Сергей Алексеевич Бердников, Алексей Михайлович Тихонин, Валентина Алексеевна Ширяева, Борис Филиппович Игнатов, Леонид Георгиевич Бажин, Валерий Тихонович Мальцев, Илья Александрович Аристов, Александр Николаевич Поляков, Тамара Александровна Кокорина, Галина Федоровна Филиппова и Наталья Викторовна Грудцына.
Тридцать три года назад в школе был большой праздник – новоселье. 15 декабря 1975 года уроки начались в новом здании, большом, светлом, просторном, которое стало украшением Лопьяла.
Директор школы В. Т. Мальцев в 10а классе сделал подарок, который запомнился на всю жизнь. В первый день на первом уроке – истории – он вызывал отвечать домашнее задание лучших учеников и поставил им пятёрки.
В 1991 году вступил в строй новый благоустроенный интернат.
История школы продолжается. В 2007 году 1 августа была организована встреча выпускников всех поколений, которая должна стать традицией.
 
Кожевников В. А.

Источник: ВЯТИЧИ http://vt.vsyuzhete.ru/index.php/pro-vsjo/19-vyatskij-kraj/proselki
Категория: Образование | Добавил: Георгич (02.11.2015)
Просмотров: 1153 | Теги: Лопьял, школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта