Её дети читают Шекспира в оригинале...
Её дети — это все учащиеся школы №2, которые приходят на уроки Екатерины Валентиновны Морозовой.
- Я сама с детства увлекалась английским языком, понимала, что он потребуется мне во взрослой жизни, - говорит этот педагог. - В Шурминской школе наша языковая подготовка была неплохой. Но я, как и многие другие мои одноклассники, испугалась сдавать ЕГЭ. Теперь я понимаю, что зря мы боялись, а тогда он только вводился. И мы ушли из девятого класса. Я окончила Советский индустриально-педагогический колледж как учитель английского. Нужно сказать, что хотя это не вуз, планка преподавания там была высокой, английским мы овладели хорошо, почти бегло. Потом уже я заочно окончила Марийский государственный университет. Спасибо моим бабушке и маме, которые всё это время помогали и поддерживали меня. Без их любви и заботы я бы не добилась и малого из того, чего добилась сегодня.
В 2009 году Екатерина Валентиновна пришла учителем английского языка в Большеройскую среднюю школу, с 2011 года она учит детей в школе №2. С 2018 года она одновременно — замдиректора школы по учебно-воспитательной работе.
С какими трудностями сталкиваются учителя и ученики, когда изучают иностранные языки в школах? Конечно, это, прежде всего, дефицит разговорной практики. Речь всё-таки условный рефлекс, его нужно закреплять. В 2011 году в школе не было ни магнитофона, ни ноутбуков на партах. Сейчас имеется современная аппаратура, и вместе с Екатериной Валентиновной её дети выходят в интернет, слушают аудио, просматривают видео.
- Мы изучаем классический английский, его британский вариант, без американизмов, - говорит она. - Не все, конечно, имеют равные способности к языкам, но важна методика преподавания, интерес ребят. Мы слушаем и читаем в оригинале Уильяма Шекспира и Джека Лондона, читаем газеты, читаем наизусть стихи, поём английские песни. Качество знаний у моих учеников 72 процента, это выше областного показателя. В этом году шестиклассник Кирилл Бусыгин стал победителем муниципального этапа Всероссийской школьной олимпиады по английскому, это редко кому удаётся. Но он ещё не мог по возрасту участвовать в региональном этапе. Мальчик очень талантливый, у нас с ним всё ещё впереди, будем продвигаться дальше. Моя старшенькая дочь Александра - пятиклассница, она тоже победитель муниципального этапа. С младшенькой, Викторией, тоже занимаюсь языком, она пойдёт учиться в нашу школу.
Для чего нужен иностранный язык жителям российской глубинки? Прежде всего, для общего развития. Языки тренируют память, и, как доказали медики, полиглоты до глубокой старости сохраняют ясность мышления. Нужен язык для работы. В давние уже годы в школах на стенах в кабинетах иностранного языка висели плакаты с цитатой из К. Маркса (разумеется, на языке оригинала): «Иностранный язык — оружие в жизненной борьбе». И сейчас недостаточно переводной литературы, наука и техника так быстро развиваются, спецлитературы выходит так много, что просто её не успевают переводить. Да и тиражи малы.
Зато в мировой сети всё есть. Возвращаемся, до некоторой степени, к ситуации времён Михайлы Ломоносова: специалист без знания иностранного языка уже не специалист.
- Один язык — это не язык, - размышляет Екатерина Валентиновна. - Нужно знать как минимум второй иностранный. Я сама занимаюсь французским. В школе же преподают как второй немецкий.
Много у неё забот и как у завуча. Конкурсы учащихся и учителей, подготовка к олимпиадам, к экзаменам — всё это её дело. Постоянно приходится повышать квалификацию, проходить различные курсы. Она защитилась пока на первую категорию как «англичанка». В 2018 году она победила в конкурсе «Учитель года», а в 2021 году уже сама подготовила призёра из своей школы. В 2020 году коллектив педагогов школы №2 победил в межрегиональном конкурсе «Методическая мозаика».
Без здорового и интересного досуга человек плодотворно работать не сможет. Так, Екатерина Валентиновна любит русскую классику, особенно Льва Толстого.
Супруг приохотил её к рыбалке. Вот рассветный или закатный час на Вятке. Медленно скользит по реке лодка. Тишь, мелкая рябь на воде, отблески солнца, птицы бесшумно пролетают над рекой. Всё это приносит душевный покой, и тихая радость стоит на душе. На вёслах — она, и якорь она же отдаст. Супруг — с удочкой. Иногда и Екатерина Валентиновна вытащит из реки полуметрового сазана, поспиннингует с воблером (обычно коряга его зацапает)... Бывает, и на моторке по реке пройдут.
- Мы с детьми ездим на море в Анапу, - говорит она. - Там у нас облюбованное место на песчаном пляже. Живём в пляжном посёлке, там такие домики построили у моря. Впервые были на море в 2019 году. Я там и плавать научилась, на Вятке выросла, а плавать на умела. Сейчас и в наших реках купаюсь. А за границу ещё не ездила. Мечтаю побывать в Чехии, как получится, теперь не знаю.
В 2021 году Е.В. Морозова была занесена на районную Доску Почёта. Впереди у педагога — новые ученики, новые успехи, новые впечатления.
А. ИКОННИКОВ
Фото из семейного архива.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 23, 4 июня 2022 г. |