«Душа сельского учителя - в детях»
Школа в селе Петровском примечательна: во-первых, она «присоединила» сейчас к себе сразу 3 отделения — Андреевскую, Рождественскую и Адовскую школы, а во-вторых, в ней самой учится сейчас немало ребят из-за пределов нашего района.
Обо всем этом накануне профессионального праздника учителей мы поговорили с директором школы Е.М.Дерюшевой, работающей в этой должности с 2012 года. С объединением четырех школ в одно юридическое лицо, конечно, администрации работать стало тяжелее.
Мало учеников - «переизбыток» учителей
Конечно, главная беда сельских школ — сокращение числа школьников. Всего сейчас в девятилетней школе (то есть в бывших четырех школах) 148 учеников. В Адовской школе — всего 9, а на следующий год останется 6, если школа сохранится. «Подушевого» финансирования сильно не хватает. Значительны и затраты на содержание двухэтажного здания с угольной кочегаркой. Хотя для экономии в здании максимально «уплотнились», закрыли спортзал, чтобы его не отапливать, купили на зиму поменьше угля, побольше дешевых дров. Закрыть Адовскую школу не так просто — нет хорошей дороги для организации ежедневного подвоза, да и интерната в Петровском нет.
В Адовской школе сейчас из девяти нет двух классов. В Рождественской - один ребенок в 7-м классе, один - в 3-м. В таких условиях получается уже не дефицит, а переизбыток кадров. У некоторых работающих учителей нагрузка всего 4 часа (то есть 4 урока в неделю) с соответствующим уменьшением и зарплаты. Вот в Рождественской школе на минувшее лето увольнялись 5 учителей-пенсионеров, а с 1 сентября пришлось взять на работу только трех из них — не стало одного (6-го) класса...
В самой же школе в Петровском сейчас 10 учителей, 2 воспитателя дошкольной группы. Есть 2 совместителя - преподавать физику приезжает по вторникам заведующий отделением в Адово Сергей Григорьевич Ветошкин, а информатику ведет глава сельской администрации Николай Георгиевич Русанов. Оба педагога – специалисты.
В школу — из другого района
Сейчас учеников в Петровской школе 60. Из Вершинят, Орешника, Круглых Полянок, М-Шуэти школьный автобус привозит на учебу 22 из них. Кстати, из-за отсутствия хорошего дорожного покрытия от автотрассы до д. Мари-Шуэть маршрут школьного автобуса до этой деревни не открыт, и шуэтские ребята каждый день в любую погоду идут утром 2 километра к поджидающему их на трассе автобусу, а вечером — от трассы домой.
При таком количестве детей, по расчетам администрации, школе хватало бы на небогатую жизнь «в одиночку» и подушевого финансирования. А сколько учеников будет тут через несколько лет? В дошкольной группе в селе — 21 воспитанник, ежегодно в селе рождается 4-5 ребят. Вот к следующему 1 сентября подрастает 3 будущих первоклассника, еще через год их ожидается 6.
Но кроме «своих» трех будущих первоклассников, через год ожидается и четыре первоклассника из поселка Медведок Нолинского района. В Медведке есть своя большая школа с примерно сотней учеников, но 3 года назад в Петровском впервые появились двое учеников из этого поселка. Сейчас их уже 10 в разных классах, начиная с первого.
Привозят их в школу и отвозят потом домой родители по очереди на своих легковых автомобилях. Сегодня одни из родителей набирают полную машину учеников, завтра по договоренности - другие. Туда и обратно дважды в день выходит 30 км. Но возят всегда стабильно, без пропусков, разве что в самые сильные морозы в прошлом году не смогли завести машины. Причем везут своих детей на учебу сюда люди далеко не состоятельные, расходы на дорогу для них ощутимы. Для сельской школы же каждый дополнительный ученик — это плюс 46 тысяч рублей в год подушевого финансирования.
«Коллектив абсолютно бесконфликтный»
- Чем объяснить выбор школы родителями из Медведка? Само собой, на первом месте всегда качество получаемых ребенком знаний. Судя по ежегодно заполняемым анкетам (их родители учеников могут заполнять и с использованием интернета), в этом плане работу петровских учителей родители учеников оценивают только на «хорошо» и «отлично», - вступает в разговор Шишкина Т.В., заместитель директора по УВР, работающая в этой должности 25-ый год.
- Учителя у нас - профессионалы своего дела, - объясняет Татьяна Викторовна, - у многих высшая и первая квалификационные категории. Абсолютно все очень активно повышают квалификацию на очных курсах Института развития образования и дистанционно. Сейчас есть замечательные бесплатные дистанционные курсы по разным вопросам: по внеурочной деятельности, воспитательной работе, использованию электронных учебников. С Нового года у нас 6 педагогов один за другим ездили на курсы в Киров и дополнительно трое прошли дистанционные курсы.
- И еще особенность — у нас никто не отказывается ни от чего, никогда не скажут «Ой, да зачем это!», - продолжает она. - Проходит в районе какой-то конкурс - скажешь: надо участвовать - никто не откажет. У нас люди творческие, очень легки на подъем, и все помогают друг другу готовиться.
В пример тут можно привести и участие педагогов этой школы в районном конкурсе «Учитель года»: здесь таких бывших конкурсантов, показавших свой опыт и мастерство на районном уровне, трое - почти треть коллектива! Это и сама Татьяна Викторовна, и учитель начальных классов Галина Алексеевна Копанева, и учитель русского языка и литературы Марина Михайловна Казанцева (вот они на фото).
М.М. Казанцева, Т.В. Шишкина, Г.А. Копанева
А еще, поясняет завуч, важна психологическая обстановка в школе.
- Я могу много примеров привести, когда благоприятная среда в школе помогает детям обрести душевный покой и защищенность - говорит Татьяна Викторовна. Вот мальчик пришел к нам в седьмой класс из Медведка сильно заикающийся — и на глазах у нас в течение учебного года восстановился, никаких признаков заикания не стало! Значит, психологическая обстановка была настолько комфортна. Благодарности родителей не было предела! У нас коллектив такой — абсолютно бесконфликтный. Стараемся каждого ребенка понять, а если нужно – по головке погладишь, по душам поговоришь… Очень же многие дети живут в проблемных семьях. Результат нашей работы - у нас нет детей на учете, никто из наших детей не курит, — это твердо можем сказать. Досконально знаешь всех детей — столько часов проводишь с ними.
- Мы друг друга поддерживаем, как единая семья — мы же дети одной школы. И знаем друг друга уже по 50 лет с лишним. Многие из нас уезжали куда-то после института, но все вернулись в свою школу, - дополняет ее слова М.М. Казанцева.
Быть учителем и воспитателем
Т.В. Шишкина после окончания кировского пединститута тоже уезжала в Йошкар-Олу, 3 года работала в огромной школе: в первый же год работы вела уроки в семи 6-х и семи 9-х классах, в каждом - по 40-42 человека. Закалка для начинающего учителя замечательная!
- Там ты не узнаешь, что представляет каждый ребенок. А здесь все на виду, с каждым можно проводить индивидуальную работу, - говорит она об особенностях труда сельского учителя. - Мы в сельской школе являемся первыми помощниками родителей в воспитании детей, очень жалеем всегда своих детишек, ищем возможности помочь. Вся душа сельского учителя в детях.
Сама она, как говорит, еще с начальных классов решила, что будет учителем, и никогда не имела сомнений в выборе. «Только потом определялась, учителем какого предмета быть. Была у нас географ Анна Ивановна Шихарева — очень много знала, интересно рассказывала! И я решила: тоже буду географом», - объясняет она.
А вот современных молодых людей профессия учителя часто пугает.
- Последний выпуск средней школы у нас был в 2011-м году, до этого практически каждый год у нас были выпускницы-медалисты. Все они получили педагогические профессии — и никто из них и в село не поехал, и в городе не пробовал работать учителем. Хотя явные способности к работе учителем у многих были видны. Еще во время учебы в институте приняли решение: не пойдем в школу, дети сейчас такие трудные. Сейчас кто парикмахер, кто продавец... - рассказывает Татьяна Викторовна.
И хотя практически все учителя Петровской школы — пенсионеры по выслуге (стаж более 25 лет), все рады работать еще многие годы. И переезжать из Петровского никто не собирается — прекрасное село, дома газифицированы, у каждого дома сады-цветники, они тоже дарят энергию, которой можно поделиться с учениками.
О. СУСЛОПАРОВ
Фото С. Коростелёва
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 40, 5 октября 2019 г. |