Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Васнецов Николай Михайлович, собиратель и публикатор вятского говора и фольклора.

Васнецов Николай Михайлович
23 ноября (5 декабря) 1845 — 11 апреля (23 апреля) 1893


Васнецов Николай Михайлович,
собиратель и публикатор вятского говора и фольклора.

Сохранилось несколько портретов братьев, выполненных В. М. Васнецовым маслом и карандашом: портрет художника Aп. M. Васнецова (1878, х., м., ГТГ); портрет Aп. M. Васнецова (1879, х., м., ДМВ), портрет Aп. M. Васнецова (1871, бум., гр. кар., ДМВ), портрет Ар. М. Васнецова (1919, х., м., ДМВ), портрет Н. М. Васнецова (1871, бум., гр. кар., ДМВ) и др., ., где Дом-музей В.М. Васнецова (ДМВ) и Государственная Третьяковская галерея (ГТГ).

У истоков народного просвещения в Вятской губернии в 70–80-е гг. XIX в. стоял видный педагог Николай Михайлович Васнецов. В его жизни произошло важное событие, определившее дальнейший путь этого учителя реформатора – поездка в Москву на Политехническую выставку.

В выборе кандидатур на московскую выставку уездные земства Вятской губернии отдали предпочтение учителям, окончившим курс семинарии (в их числе был и Н. М. Васнецов). Но в газете «Вятские губернские ведомости» отмечалась нецелесообразность такого решения: «Место наставника есть место переходное и непродолжительное настолько, что едва ли школа может воспользоваться результатами их командировки».

Дорог сердцу образ сельского учителя из рассказа И. А. Бунина «Учитель», написанного в 1894 г. Бунинское повествование созвучно нашему исследованию, оно дает возможность выявить общие тенденции в формировании облика народного учителя.

Николай Васнецов был близок к крестьянской среде. Родился он 23 ноября (5 декабря) 1845 г. в с. Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова, мать — Аполлинария Ивановна (в девичестве Кибардина).

4 января 1850 г. семья Васнецовых переехала из с. Лопьял в с. Рябово Вятского уезда (ныне Зуевский р-н Кировской обл.), куда Михаил Васильевич был определен священником Предтеченской церкви и по совместительству сельским учителем. Здесь, как впоследствии вспоминали братья, они провели лучшие свои годы. Священник пользовался уважением и вниманием крестьян, он безвозмездно обучал крестьянских детей.


В.М. Васнецов. Портрет отца М.В. Васнецова. Рис. 1870


Из шестерых детей Васнецовых российскую известность приобрели четверо: Виктор и Аполлинарий стали знаменитыми художниками, Николай — составителем словаря вятского говора, Александр — автором самого полного собрания вятских песен. Николай был старшим сыном.

Большое влияние имел М. В. Васнецов и на своих сыновей. С шести лет Михаил Васильевич обучал своего первенца чтению, письму и Священной истории. Духовное влияние на сыновей отца Михаила, человека «философски настроенного», было значительным. Увлеченность художеством, живописные опыты также определили творческую направленность и его сыновей.

Интерес и любовь к педагогике были присущи роду Васнецовых-священнослужителей.

В Рябово 16 мая 1866 в возрасте 39 лет скоропостижно скончалась мать Николая; отец ненадолго ее пережил (умер 22 марта 1870). К этому времени Николай успел окончить Вятское духовное училище (1856—1862), семинарию (1862—1868; последнюю — по I разряду, т. е. с отличием) и работал наставником народного училища в родном Лопьяле. Как старшему в семье ему пришлось взять на себя заботу о младших осиротевших братьях — Аркадии, Петре и Александре (все они по примеру Николая впоследствии стали учителями).

Первое упоминание о педагогической деятельности Николая Васнецова относится к 1867 г., когда, будучи воспитанником Вятской духовной семинарии, он обучал крестьянских детей в воскресной школе.

И когда в июне 1868 г. по предложению вятского земства лучшие воспитанники семинарии направлялись в народную школу по добровольному согласию, среди них был и Николай Васнецов. Он направился в с. Лопьял Уржумского уезда в народное училище.

В 1872 г. началась подготовка к Московской политехнической выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I. На выставку вятские мастера предоставили 96 предметов из дерева, капа, древесной коры, лыка, мочала, изделия из бумаги, шерсти, шёлка, кожи, а также образцы кузнечного и слесарного производства, различные предметы из опоки, гипса и глины.

Отдел заводской и фабричной промышленности был представлен коллекциями железоделательных и чугунолитейных заводов. Также хочется отметить и модели крестьянского двора со всеми службами и навесами, мельницы.

Аромат того славного времени, подъема национального сознания льется со страниц вятских газет. 6 марта 1872 г. в Вятском публичном музее, основанном в 1866 г., открылась мастерская гипсовых изделий вятского мастера Пенкина. В «Губернских ведомостях» сообщалось: «…в настоящее время начата также для выставки гипсовая группа “Петр Великий на Ладожском озере” с фотографией рисунка, который вновь набросал в больших размерах художник г. Васнецов». Весьма любопытный факт: в 1871 г. Виктор Васнецов, брат Николая, выезжал из Санкт-Петербурга в Вятку, где и выполнил рисунки для композиции.

О значении общенародной выставки ярко свидетельствуют занимаемые ею площади: территория Александровского сада, набережная Москвы-реки от Москворецкого до Каменного моста, часть внутри Кремля, где разместились военный и севастопольский отделы. На Варварской площади были отстроены народный театр, народная кухня и чайная, образцовая школа, читальня. Все павильоны были возведены в русском стиле.

Цель своего пребывания в Москве Н. М. Васнецов определил так: «подробное ознакомление со всем, касающимся, по преимуществу, специальности школьного учителя… что составляет путь школьного учителя». Все внимание Николай Михайлович сосредоточил на богатстве московской выставки по строительной школьной части – сельской школе и двухклассному училищу. В отчете он сделал описание только того, что заслуживало его внимания по отношению к школьной практике. Свой отчет педагог разделил на три части: «1. Строительное школьное искусство; 2. Гимнастика; 3. Классные принадлежности».

Н. М. Васнецов дал целостное представление о сельской школе, предпослав к отчету описание классных пособий, а также чертежи школьных зданий и предметов. Из прилагаемого плана видно, что в школе имелась одна классная комната, позволявшая поместить до 50 учащихся. Далее шло описание классной комнаты: ученические столы на четырех учащихся, классная подвижная доска, счеты – дробные и для целых чисел, единицы различных мер, основные геометрические фигуры, картины разных изданий для наглядного преподавания по каждому предмету сельской школы. Вятский педагог отмечал, что сельская школа – «хороший образец».

Привлекает также васнецовское высказывание по архитектуре здания школы: «Внешний вид школы отличается как архитектурою – в русском стиле, так и изяществом самой отделки. Вообще, те все здания представляют удобство и уютность внутреннего расположения». Далее в отчете Васнецов описал здание двухклассного училища в два этажа, предоставив его чертеж, который наглядно знакомил с расположением дома.

Политехническая выставка возникла в результате потребности исторического осмысления мира и в сопоставлении происходящего здесь и сейчас с прошедшим. Участники посещали разные павильоны московской выставки, знакомились с культурными объектами. Прогулки по Кремлю, Александровскому саду, набережной Москвы-реки, посещение занятий именно в той образцовой школе, что на Варварской площади – этот праздник науки, искусств и просвещения вошел в душу сельского учителя, навсегда убедив его в значимости русской культуры. Интерес к русской архитектуре, истории, народной крестьянской культуре Николай Васнецов пронес через всю свою жизнь.

Отчет Н. М. Васнецова представлял собой руководство к действию. Учитель проанализировал полученную информацию, сделал выводы, выявил открывшиеся возможности.

В том же 1872 г. состоялось открытие училища в с. Шурма Уржумского уезда – одного из первых двухклассных в губернии.

В сентябре 1872 г. Николая Васнецова как одного из лучших учителей Уржумского уезда перевели в с. Шурму на должность заведующего заводским двухлетним училищем.

В 1873—1874 годах председатель Уржумского училищного совета, штатный смотритель Иосиф Андреев в своей записке сообщал: «...Двухклассное Шурминское училище помещается в доме гг. Мосоловых; по величине вполне достаточном, но ветхом, даже несколько опасном, холодном и недешево обходящемся земству. Переменить его на другое, по неимению в виду такого большого помещения, не на что; скудное средствами шурминское население не в силах принять на себя такого расхода, что возбуждает неотложный вопрос, подлежащий рассмотрению собрания».

3 сентября 1874 года Уржумское земское собрание разрешило войти с ходатайством об отдаче в пользование земства десяти десятин земли для постройки больницы и школы и об отпуске для этого 3 500 бревен из заводских дач.

Но строительство школы задерживается. Это беспокоит Н. М. Васнецова. Он составляет записку для Уржумского земского собрания о состоянии Шурминского 2-х классного училища за время его существования — с ноября 1872 года по сентябрь 1879 года.

В начале своего учительского пути бунинский герой Н. Турбин был схож с Н. Васнецовым в своих устремлениях. Он весь «был переполнен рвением поскорее начать работать, сразу сделать свою школу образцовой, пописывать статьи по народному образованию, приняться за составление учебников». Первый год в школе прошел для него удивительно быстро, он мечтал, но день за днем тускнели эти мечты.

И. А. Бунин в портрете молодого учителя подчеркнул трудности его положения, одиночество. Трагедия Турбина была предопределена: учитель не выдержал испытаний. Положение сельских учителей было тягостным, испытания могла вынести только сильная волевая личность.

Как преодолевал трудности Н. Васнецов? Дальнейшая его деятельность в качестве заведующего была направлена на преобразование, открытие учебного процесса на научных основах. Сначала Васнецов заручился поддержкой шурминцев об отпуске леса. Местное общество, раскачавшись, предоставило до 1000 бревен леса, пожертвования от частных лиц составили 1622 руб. Одновременно велась переписка с Министерством народного просвещения, которое требовало от земства «письменного обязательства обеспечения училища постоянным помещением». Уржумская управа, войдя в соглашение с шурминским обществом, ассигновала 2000 руб. на строительство училища, министерство перечислило пособие на сумму 1500 руб. Строительство нового здания было завершено, открытие училища в преобразованном виде последовало 25 марта 1881 г.

11 апреля того же года Н. М. Васнецов был утвержден заведующим Шурминского двухклассного училища. При его активном участии было выстроено новое здание училища с надворными службами и колодцем, разбит сад, обустроена пасека. Постройки и дворы заняли площадь в 539 квадратных сажен. Остальное пространство в размере 3 074 квадратных сажен было отведено под сад и огород.

 


На этом снимке запечатлено здание Шурминской школы, снимок этот был сделан в конце шестидесятых годов.


Сегодня здание уже трудно узнать, печать разрушения все отчетливее проявляется и здесь.
 


На 13 очередной сессии Уржумского уездного собрания Шурминское 2-х классное училище было передано в ведение Министерства Народного Просвещения, но земство обязалось оказывать ежегодную помощь в размере 2 070 рублей.

Двухклассное Шурминское училище имело пятилетний срок обучения.

Число учащихся, мальчиков и девочек, доходило в нем до 250. Кроме обязанностей заведующего на Н. М. Васнецова возлагалась еще обязанность преподавателя во втором, старшем отделении, в котором преподавались следующие предметы: закон Божий, русский язык (чтение, письмо, чистописание), арифметика, история («от начала Руси до последних времен»), география, естествознание, землемерие и черчение. Все эти предметы преподавал Н. М. Васнецов. По собственной инициативе он дополнил определенными правилами перечень дисциплин еще двумя – историей и географией Вятского края. Часть занятий по землемерию Николай Михайлович проводил в поле, предлагая учащимся на практике применить полученные в классе знания.

Н. Васнецов придавал большое значение трудовому воспитанию детей: под его руководством ученики занимались огородничеством и пчеловодством. Сам он был страстно увлечен черчением и архитектурным моделированием, с большим искусством делал макеты древних крестьянских изб, школьных зданий, церквей и других построек. Некоторые из них были представлены в 1890 на выставке в Казани и удостоились медали.

В основу отношений между преподавателями Н. М. Васнецов положил принцип товарищества, который он понимал таким образом: «Каждый несет труд по своим силам и знанию»; «…каждый в отдельности – есть лицо самостоятельное в своем труде и отвечает за него». Он добился также того, что у всех преподавателей училища сложились схожие методы работы, в основе которых лежали принципы постепенности и наглядности.

С 1873 по 1883 Н. Васнецов заведовал книжным складом в Шурме, занимаясь оптовой закупкой книг для возглавляемого им училища и розничной продажей литературы жителям села. Полагая, что крестьянину нужна доступная по цене книга, популярно излагающая сведения по хозяйствованию и воспитанию детей, он, не довольствуясь каталогом центрального склада в Вятке, выписывал книги из книжного и музыкального магазина Николая Гавриловича Мартынова, расположенного на Невском проспекте Санкт-Петербурга.

Глубокое возмущение Николая Михайловича вызвало решение земского собрания ликвидировать отделение книжного склада, которым он заведовал в течение 10 лет.

В домашнем архиве шурминского краеведа Е. Н. Носковой есть уникальные документы, в которых представлена история васнецовского училища – аттестат об окончании четырехклассного шурминского училища Н. И. Мотрохина за 1912 г. и свидетельство об испытаниях и присвоении ему звания учителя с правом преподавания в двухклассных сельских училищах.

В 1889 г. Н. Васнецов переехал с семьей в Вятку и с 12 августа до самой смерти работал учителем приготовительного класса Александровского Вятского реального училища. Был дважды женат, оставил после себя вдову и девять человек детей без всяких средств к существованию.

В историю отечественной филологии Н. Васнецов вошел как составитель областного словаря вятского говора. Когда и почему он начал работу над ним, точно не известно.

Словарь, скромно названный «Материалами», начал печататься частями в «Памятных книжках Вятской губернии» ещё при жизни Н. Васнецова (Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора // Календарь Вятской губернии на 1892 год. Вятка, 1891. С. 228—277; Календарь... на 1893 год. Вятка, 1892. С. 124—150; Календарь... на 1894 год. Вятка, 1893. С. 383—407; Календарь... на 1903 год. Вятка, 1902. С. 1—18). Отдельной книгой он был издан в Вятке в 1907 (репринт. переизд.: Киров, 1995; 2010).

Вятские диалектизмы собирались и до Н. Васнецова. Наиболее авторитетным считался сборник областных слов и выражений «Особенности русского говора в Уржумском уезде Вятской губернии» (Казань, 1885), составленный B. К. Магницким.

Словарь Н. Васнецова превзошел предшественников по числу словарных статей (более двухсот тысяч слов) и объему прилагаемой к ним этнокультурной информации, что делает его интересным не только для диалектологов, но и для специалистов по традиционной народной культуре. По данным известного вятского краеведа Л. В. Дьяконова, в словаре приведено 130 отрывков из народных песен, 5 отрывков из «пропевов» (так называли в некоторых уездах Вятской губ. духовные стихи), 13 цитат из сказок, а также пословицы, поговорки, загадки, заклинания, присловья и образцы детского фольклора. В совокупности они дают возможность восстановить фольклорный репертуар центральной и южной части Вятского края последней трети XIX в. (именно на этой территории — в Вятском, Нолинском, Уржумском уездах — записывал диалектизмы Н. Васнецов.).

Не меньшую ценность представляет материал по народным верованиям, календарным и семейным обрядам — дожиночному, свадебному и др. Особенно подробно в собрании Н. Васнецова представлена свадьба, фрагменты которой разбросаны по нескольким словарным статьям. Например, толкование слова «бешеные» он сопроводил описанием следующего ритуала: «В некоторых местностях на юге Вятской губернии есть один свадебный обычай, насколько, с одной стороны, оригинальный, настолько, с другой стороны, безобразный. На другой день брака свахи и сватьи наряжаются черемисками, цыганками и пр.; берут сорочку невесты и полупьяные с песнями, пляскою, дикими прыжками, неистовыми движениями отправляются с нею к родителям невесты, если, конечно, они в той же деревне или смежно. Женщинам сопутствуют некоторые поезжане, тоже пьяные. Это-то вот и есть все бешеные. Дорогой каждый творит свое, кто во что горазд. Случается, что бешеные издеваются и над встречными. Приходят бешеные к родным невесты и пред ними развертывают сорочку. Бешеные возвращаются обратно в дом молодого еще с большими безобразиями, усластившись на готовый хмель у свата» (Календарь Вятской губернии на 1892 год... С. 253—254).

Словарь Н. Васнецова, содержащий лексику бытовую, сельскохозяйственную (полеводство, пчеловодство), а также относящуюся к лесным промыслам, смолокурению, рыболовству, ткачеству и др., по праву можно назвать региональной энциклопедией народного быта.

Интересен также обряд «бородка завивать», когда по окончании жнитва крестьянин завивал из последних колосьев «крест». Даже краткий экскурс по страницам васнецовского словаря открывает возможности для исследования отечественной культуры, в том числе русских традиций и обрядов.

Как учитель-реформатор Н. М. Васнецов способствовал развитию культуры Вятского края. Все это позволяет утверждать: Николай Михайлович Васнецов – яркий представитель нового учительства, его жизнь – пример честного служения делу, идее для потомков.

Источники:
1. Всероссийская научно-практическая конференция Краеведческий музей: история, коллекции, люди (к 150-летию Кировского областного краеведческого музея): сб. статей и материалов / ред.-сост. М. С. Судовиков, П. Н. Шарабаров. В 2 т.: Т. 2. Киров: О-Краткое, 2016. – 288 с.
2. Русский фольклор. Материалы и исследования / ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН; отв. ред. М. В. Рейли – СПб. : Наука, 2012. – Т. 36. – 712 с. – (Русский фольклор)
3. “Уржумская старина”, № 3, май-июнь 1991 года, с. 8-12.

Категория: Образование | Добавил: Георгич (04.11.2017)
Просмотров: 1662 | Теги: Шурма, Васнецов Николай, фольклор, учитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта