«Детям — максимум любви, максимум добра!»
В канун Дня учителя мы побывали в Лазаревской школе и встретились с молодым педагогом, преподавателем русского языка и литературы Яной Алексеевной Пашкеевой.

Яна Алексеевна пришла работать в школу в прошлом году после окончания ВятГУ. Нам было интересно узнать, что думает молодой специалист о школе, работе педагога, да и вообще о жизни. Для начала прошу рассказать о себе: где родилась, кто родители, в какой школе училась?
- Я родилась здесь, в Лазареве. Здесь живет вся моя семья — мама, папа, бабушка, дедушка, все родственники здесь. И училась я в этой школе. Окончила одиннадцать классов и поступила в Вятский государственный университет на профессию «учитель начальных классов и английского языка».
- Почему выбрали именно профессию педагога?
- Моей маме всегда нравилось проводить время с детьми. Видимо, эта ее любовь к детям передалась и мне. И я уже с детства знала, что буду учителем. На уроках в первом классе я смотрела на свою первую учительницу Елену Дмитриевну Кострикову, как она себя ведет, как держится, как говорит. Я замечала каждую деталь, каждую мелочь. Приходила домой, рассаживала кукол, брала специальную тетрадку, это у меня был классный журнал, и так же, как Елена Дмитриевна, открывала его и вела урок. Учить мне тогда, пожалуй, больше нравилось, чем учиться. Наверное, так многие девочки поступают — играют в школу. Ну, а я пошла дальше.
- Говорят, студенческие годы самые счастливые.
- Да, так и есть. Но понимаешь ты это только тогда, когда они заканчиваются. Но, пожалуй, самые лучшие годы — годы детства. Ребенок, в некотором смысле, более свободен, чем взрослый. На него не давит груз ответственности, нет необходимости решать разные проблемы, в том числе и бытовые. Все это берут на себя родители. А потом ты после школы поступаешь в вуз и понимаешь, что детство закончилось, и ты должен решать свои проблемы сам. Решаешь их, набираешься опыта и постепенно взрослеешь. А когда вступаешь во взрослую жизнь, проблем становится больше, вот тогда и вспоминаешь студенческие годы с трепетом и грустью…
- Вы учились по целевому направлению. Почему? Уже тогда планировали вернуться в родную школу?
- Да, я хотела прийти в этот коллектив, тут все мои учителя, с которыми мне комфортно работать, которые могут чему-то меня научить. Я считаю, что работа в маленькой сельской школе - прекрасная возможность набраться опыта. Здесь много возможностей для совершенствования себя в профессии, и иногда даже находится минутка заниматься тем, что тебе нравится. У учеников в городских школах другие условия жизни, другое воспитание. Дети на селе более спокойные, чем дети в городе. Но в основе своей они одинаковые. И у городских, и у сельских ребят одни и те же потребности - в любви, в заботе, в добром отношении к ним. Конечно, педагогу, у которого в сельской школе в классе было семь человек, а в городской — тридцать, первое время тяжело, молодому специалисту, я имею ввиду. Но человек ко всему привыкает.
Учителя в современном мире, я думаю, самые универсальные люди. Они могут подстроиться под любую ситуацию. Все новое всегда тяжело, но только вначале. Потом ты привыкаешь, перестраиваешься, и ты уже в своей стихии. И по поводу опыта. В сельской школе один опыт, в городской — другой. Но любой опыт замечателен и не бывает лишним.
- Вы говорите со знанием дела не только о сельских, но и о городских детях. Есть опыт общения?
- Небольшой. Я проводила уроки в четвертом классе кировской школы №70 на преддипломной практике. Какие эмоции я испытывала? Волнение. До дрожи в руках. В общем, первый урок прошел на стрессе. Но потом мы с детьми сдружились, после уроков они оставались со мной.
- А как прошел первый урок здесь?
- И здесь то же самое. У меня было классное руководство в 11 классе. И первый урок был в нём же - классный час. Конечно, стресс, конечно, нервы. Но я считаю, что все удалось. Целый год мы с ними прожили душа в душу. Пишут до сих пор, звонят, до сих пор душа болит о них. А первый урок по русскому языку прошел в шестом классе. Сначала - знакомство. Дети, когда видят перед собой нового человека, сидят тихо, как мышки, боятся дышать. Ни на одном уроке они больше не сидели так тихо! Относились ко мне настороженно первое время, присматривались. Потом все прекрасно, расслабились и влились в процесс.
В силу моего возраста я очень энергичная. Очень часто тороплюсь, и дети порой не успевают за моей скоростью. На уроке учитель должен вести себя сдержанно, говорить четко, ясно. Должен следить за всем, что происходит в классе. И для этого нужно максимально сосредоточиться на всем, видеть и чувствовать, понимают ли тебя дети, это, кстати, обычно видно по глазам детей. И вообще, к детям нужно относиться всегда по-доброму. Даже когда приходится поругать ребенка, нужно это делать не обидно. Ты же поступки его ругаешь, а не его самого.
- Не навреди — это старейший принцип медицинской этики. А разве у педагогов не так?
- Этот принцип, мне кажется, не только у медработников. Он подходит ко всем, кто работает с людьми. А к педагогам — в большей степени. Вообще, самая тяжелая травма — это психологическая травма. Избавиться от нее бывает очень сложно. Требуются годы. И если педагог в силу своей неопытности, плохого настроения или еще чего-то нанес ученику психологическую травму, как потом с этим жить...
Вернемся к вопросу про контроль своих действий. Ты обязан себя контролировать и фильтровать свою речь так, чтобы ребенок не унес твои оскорбления, негатив, в своем сердце. Такие травмы, повторюсь, очень тяжело лечить. И это может оказать негативное влияние на всю жизнь человека. Ты приходишь к детям, ты должен подарить им максимум любви, максимум добра.
- Семья и школа. Что главнее?
- В воспитании они одинаково важны. Одна школа не сможет воспитать человека. Если мы прививаем ребенку доброе, светлое, то и в семье должны быть такие же установки.
- Есть родители, которые школу, вот пусть и воспитывают его учителя.
- Ну, это их право, их выбор и их ребёнок. Я не навязываю родителям свое мнение, не требую неукоснительного выполнения моих рекомендаций. Я просто должна донести до них, что нужно делать, чтобы ребёнок гармонично развивался, чтобы он был счастлив. Повторюсь, школа не всесильна! И в воспитании ребёнка родители играют одну из важнейших ролей, если не самую главную.
- Если у ребенка учеба не в приоритете, то можно его чему-то научить? Читал интервью с одним педагогом, он считает, что это невозможно.
- Можно, я пока в это верю. Верю, что можно заинтересовать каждого ребенка. Может быть, через год скажу, что нельзя. Взгляды же меняются... Знаете, мне все равно кажется, что можно найти какие-то рычаги воздействия, убедить его, заинтересовать. Есть дети, которые не хотят учиться не потому, что у них нет способностей, а потому, что, может, какая-то ситуация в семье происходит или в классе. Это своего рода протест. Некоторые не могут потому, что не справляются с программой. Все зависит от ситуации, от ребенка, от жизненных обстоятельств.
- Отличается ли нынешнее поколение от вашего поколения?
- Отличия есть. И я думаю, что они колоссальные. Мы - то поколение, которое еще гуляло на улицах весь день. После школы мы торопились, чтобы сходить куда-то все вместе. На нашем поколении появились телефоны, планшеты, компьютеры. У меня первый телефон был кнопочная Nokia. Две игры в нем - змейка и шарик. Естественно, у меня не было большого интереса «рубиться» в эти игрушки целыми днями. Я хотела бегать, играть, общаться со своими друзьями. Сейчас дети все в телефонах, они на перемене в телефонах, они домой приходят и, я уверена, снова в телефонах. Дети с гаджетами освоились, и уже многое умеют. Это неплохо, но, с другой стороны, я считаю, что нужно ограничивать время нахождения в интернете и выделять время для общения между собой. Знаете, говорят, что сейчас дети совершенно плохие, от рук отбились, впрочем, и про мое поколение так говорили... А мне нравится нынешнее поколение! Они знают свои права, но к сожалению, не все знают свои обязанности. Они открытые, они не стесняются на уроке. Кстати, я удивилась, что они не боятся поднимать руки. У них нет стрессовых ситуаций, ну если только перед контрольной или проверочной. А так они на уроке охотно работают, не боятся ошибиться, ответить неправильно. Я считаю, что для учителя важно это все не загубить.
- Дети хорошо освоили телефоны, компьютеры, а вы, педагоги?
- И мы, конечно. Стараемся не отставать.
- На переменах тоже в телефоне?
- Вот, кстати, я с этим борюсь. Я считаю, это проблема современного общества. Ведь это время, которое провел с телефоном или за компьютером, ты мог потратить на себя, на семью... Но совсем от телефона отказаться невозможно. И я пытаюсь сократить время «общения» с гаджетами, как-то структурировать, применить технику тайм-менежмента. Все это знаешь, понимаешь, но почему-то как на телефон взглянешь, рука сама собой к нему тянется...
- Как только появился у нас ЕГЭ, сразу же возникли споры. Одни говорят, что ЕГЭ — благо. Другие считают, что от него только вред, это «натаскивание», а не обучение. А каково ваше мнение?
- Сложный вопрос. В какой-то мере «натаскивание» действительно имеет место быть. Ведь первая часть экзамена по русскому языку тестовая, вторая - сочинение. В сочинении ученик еще может размышлять, высказывать свое мнение, использовать знания, полученные за все время учебы в школе. А в первой части ученик должен решить тест. И при подготовке дети банально прорешивают задания. Но когда ученик все время тесты решает, разве он правила заучивает? Нет, просто запоминает вопросы и правильные ответы. Иначе говоря, появляется навык решения тестов, а сможет он это всё использовать в жизни или нет, вопрос остаётся открытым. Я считаю, что раньше, когда сдавали устный экзамен, было логичнее, хотя свои проблемы в этой системе тоже были. Знаете, у выпускника и так стресс от того, что очень сложно выбрать профессию, учебное заведение и не ошибиться. А тут еще ЕГЭ и плюс вступительные экзамены в некоторых вузах. Очень сложно, я по себе знаю.
- Насколько я знаю, сейчас можно подавать заявления в несколько учебных заведений. То есть получается, что молодой человек поступает не на ту профессию, о которой он мечтал, а куда возьмут. Думаю, это не совсем правильно.
- Тоже сложный вопрос. С одной стороны, наверное, не соглашусь с Вами. В современном мире любое высшее образование очень ценится. Но, с другой стороны, сейчас при выборе профессии действительно нет фокуса внимания на тех предметах, которые любит ребенок. Выбирают исходя из того, насколько профессия престижная и высокооплачиваемая. И в итоге иногда получается, что человек, который любит иностранные языки и мог бы стать прекрасным переводчиком, станет инженером и так далее. Нужно, чтобы все профессии были престижные и оплачивались пусть и не одинаково, но достойно. Но это пока утопия.
- Кроме преподавания предмета и классного руководства, Вы с начала нового учебного года работаете в должности заместителя директора по воспитанию. Хватает времени и сил?
- Да, нагрузка увеличилась, и получается, что у тебя жизнь - весь твой рабочий день. Утром прихожу, провожу уроки, разные документы заполняю, дома готовлюсь к урокам. Как будто бы у меня только ночь свободная... Это, конечно, не всегда так, но в основном. Очень не хочу перегореть раньше времени, поэтому стараюсь не делать всю работу за раз, а по частям. И пытаюсь налаживать режим, контролировать свое время. Это трудно, но необходимо.
- Жизнь для работы, а не наоборот. Это не пугает?
- Пока нет. Может быть, когда появятся семья, дети, мое мнение изменится. Но пока это приемлемо, это не страшно. Ну а потом... Будем решать проблемы по мере поступления.
- А есть ли любимые занятия?
- Очень нравится читать книги по психологии. Люблю вязать, стресс так снимаю. Свободного времени немного, выходные только. Да и выходные-то не всегда свободны, я же в селе живу, работы по дому хватает. А так я и швец, и жнец, и на дуде игрец. Например, какой-то период времени рисовала. В самодеятельности в ДК участвую, песни пою, периодически на концертах выступаю. На гитаре училась играть.
- То есть скучать Вам некогда. А кстати, считается, что молодежь не остается на селе как раз потому, что нечем заняться в свободное время. А еще, по Вашему мнению, что нужно молодежи, чтобы остаться на селе?
- Что нужно... Во-первых, достойная зарплата. Затем, жилье, хотя бы временное. Места, куда можно выбраться в выходной день. Например, любит человек заниматься спортом, может записаться в любой спортзал и ходить туда в любое время. Какие-то клубы по интересам тоже было бы замечательно, например, сидишь, фильмы обсуждаешь. Это же все равно какие-то источники восполнения энергии. Обидно, что это тоже утопия. Впрочем, и от молодежи многое зависит. Мы сейчас другие стали. Мне родители, бабушки рассказывают, что во времена своей молодости они сами делали себе жизнь веселой. А сейчас, опять же, все в телефонах, сидячий образ жизни у всех, и особо-то и не хочется ничего делать. То есть в какой-то мере, возможно, в этой проблеме виноваты и сами молодые специалисты. Я так думаю.
- Ну и в завершение беседы, как Вы считаете, сколько лет должен отработать человек в школе, чтобы с полным правом сказать: «Я - педагог»?
- Наверное, только отработав в школе всю жизнь. Когда увидит результаты своего труда в тех взрослых людях, которые были его учениками. Поймет, что воспитал их достойными людьми. Увидит, что его ученики добились в жизни многого, и не только в финансовом плане. И когда этот ученик придет к нему и скажет: «Спасибо!».
Беседовал С. КОРОСТЕЛЁВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 40. 5 октября 2024 г. |