Авиамоделирование - и труд, и полет фантазии
На недавнем областном слете юных техников в Кировском центре технического творчества на выставку было представлено 50 детских работ. Авторы 20 лучших были отмечены грамотами. В их числе Сережа Сочнев и Дима Бердников, занимающиеся в объединении авиамоделирования в ЦДОД г. Уржума.
- Это теоретическая разработка 1974 года - модель космического самолета М-19 с атомным двигателем, - показывают ребята свою работу. - Планировалось, что он будет взлетать в космос не как ракета, а как самолет. Обычным прямоточным двиателем он бы разгонялся до скорости 10 махов — 10600 километров в час, потом на высоте 30 километров включался бы атомный двигатель. Сжиженный водород из баков, проходя через реактор, разогревался бы и вылетал через сопло с огромной скоростью. При выходе М-19 в космос открывался бы грузовой отсек, механическая рука могла доставать или забирать с орбиты спутники.
Занимаются Сережа с Димой здесь уже четвертый год, со второго класса. Поначалу ребята здесь собирают из реечек и бумаги самые простые модели планеров. Постепенно работа усложняется, они учатся и вырезать из дерева, и паять, и шкурить, осваивают многие другие навыки механической работы и уже сами делают точные объемные копии техники. В небольшой мастерской на натянутых под потолком нитях висят модели боевых самолетов и космических кораблей. Это те работы, которые были отмечены дипломами за первые места на различных выставках (другие работы ребята обычно забирают домой). Вид многих макетов, как и М-19, вызывают удивление: что это?
- Мы уже переделали модели почти всех неизвестных большинству людей проектов отечественной космонавтики, - поясняет наставник юных авиамоделистов Виктор Евгеньевич Мотовилов. - Идеи находим в интернете. Вот модель «Молнии» - это тоже нереализованный проект, она проектировалась размерами чуть меньше «Бурана». Эта модель в 2015 году на Циолковских чтениях в Кирове заняла первое место среди работ школьников. Мы на Циолковских чтениях за последние годы были шесть раз и пять раз наши модели занимали первое или второе место.
А еще за последние годы ребята сделали вместе две радиоуправляемые модели самолетов. ЦДОД помог приобрести передатчик и два комплекта оборудования для планеров. В модель самолета ставится приемник сигнала, легкий аккумулятор, крошечный двигатель и регулятор его оборотов, надо правильно установить систему управления подвижными элеронами на крыльях и хвостовом оперении...
Но прежде чем попробовать этот плод немалых трудов в деле, надо постажироваться в управлении: передатчик с двумя джойстиками подключается к ноутбуку и благодаря программе-симулятору юные авиамоделисты оттачивают навыки. Если взлеты-посадки на экране компьютера проходят без аварий - можно идти на луга за городскую черту и запускать самолет в небо... Обе модели совершили уже много полетов, кружась вокруг ребят на расстоянии до полукилометра.
...Сам Виктор Евгеньевич в далеком 1967 году, ровно полвека назад, получил свое первое удостоворение о том, что он «ученик 3 класса, юный техник ужумского Дома пионеров, принял участие в областной выставке авиамоделистов, посвященой 50-летию Великого Октября». После школы он поступил в Кировский авиационный техникум, работал на заводе, а вернувшись в Уржум, с 1986 года стал сам работать с детьми в этом же объединении. Сначала работал по совместительству, будучи еще и руководителем музея С.М. Кирова, а сейчас уже четвертый год как это стало его основной работой.
Когда-то подобных кружков, в которых школьники строили модели различной техники, было в области довольно много. Сейчас осталось всего несколько в четырех-пяти районных центрах. Правда, немало детских технических кружков в Кирове, но там все чаще (при поддержке заводов) дети занимаются входящей в моду робототехникой: из наборов стоимостью в десятки тысяч рублей складывают готовые детали, моделируя разных роботов.
Конечно, робототехника - дело интересное. Но ребята, занимающиеся авиамоделированием, тоже работают не без полета фантазии. Не случайно есть среди бывших учеников Виктора Евгеньевича и те, кто сейчас связал свою судьбу с авиацией. Когда-то его самого привел в этот кружок отец, а теперь нередко к нему приводят своих детей уже его бывшие ученики.
О. СУСЛОПАРОВ
На фото С. Коростелева: В.Е. Мотовилов показывает модель «Молнии», Дима Бердников и Сережа Сочнев с моделью М-19.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 8, 25 февраля 2017 г. |