Звонарь, мастеровой, художник…
Года два назад в кабинете епископа Уржумского и Омутнинского Даниила я обратил внимание на скромно стоящую на шкафу картину: холодные, бело-голубые тона снега, засыпавшего дома и землю, чуть разбавлены бледной желтизной светила, которое просвечивает сквозь морозную дымку и отражается в застывшей реке. Прибрежные кусты и деревья заслоняют собой город, а в обрамлении ветвей высоко на горе виднеется Свято-Троицкий собор Уржума, колокольня которого растворяется в белёсом небосводе…
По манере исполнения, подбору красок, цветовой гамме и композиции картина очень походила на работу «Зимняя уржумская сказка» белорусского художника А.Н. Захаренко, поэтому, несколько удивившись, спросил владыку, кто же автор этого холста.
— Художник наш, местный, Игорь Кутузов, — ответил епископ Даниил и сразу задал встречный вопрос, — а что, понравилось?
— Безусловно!
Если сравнивать работу Игоря Кутузова «Искрится солнце на ветвях» с полотном более маститого художника, то, конечно, можно найти отличия. Но это не копия, а самостоятельное произведение; в ней чувствуется рука начинающего мастера, которая со временем и накопленным опытом постепенно окрепнет. Картина вызвала у меня какое-то радостное чувство, на душе повеселело. От работы веяло торжеством и радостью, которые художник заметил в природе и сумел перенести на холст.
Так заочно состоялось моё знакомство с начинающим художником Игорем Кутузовым и его большой семьёй.
Парень из нашего города
Биография его проста. Родился Игорь в Уржуме. Через три года семья переехала в Русское Тимкино, где он окончил школу-девятилетку. Потом учёба на зоотехника в Уржумском зооветтехникуме.
После занятий ходил в Центр дополнительного образования детей, занимался в кружке резьбы по дереву. Увлечение решил сделать профессией и поступил в Кунгурский художественный колледж на отделение художественной обработки дерева. Здесь же познакомился с будущей женой Лидией, свадьбу они сыграли через два года, когда Игорь вернулся из армии. Жили в Уржуме, затем в Екатеринбурге, в 2009 году вернулись обратно.
Именно здесь судьба свела Игоря Кутузова с отцом Андреем Лебедевым, тогдашним настоятелем Троицкого собора в Уржуме, который пригласил начинающего мастера на работу в храм. На новом месте молодая семья начинала практически с нуля, приходилось снимать комнату.
— Сходил в Великорецкий крестный ход и попросил Николая Чудотворца помочь с жильём, — рассказывает Игорь. — И всё весьма удачно получилось: хоть и влезли в долги, но у нас был собственный домик. Второй ребёнок уже в нём родился.
Дом супруги Кутузовы приглядели под горой на берегу Уржумки, на тихой улочке. Началась эпопея по его ремонту и расширению.
Всё в основном делали сами, да и стройматериалы подбирали подешевле. Поставили прируб, построили кочегарку, начали отделку внутри.
Как говорится, где двое, там и третьему не тесно: у дочек Алёнки, Ксении и Софии совсем недавно появился братик Матвей.
Дела творческие
Мы сидим в самой большой комнате дома.
Это и прихожая, и детская, и гостиная, и мастерская одновременно. Как бы сказали про городское жильё — квартира-студия. Она и в самом деле на некоторое время, обычно ночью, когда дети уже спят, превращается в изостудию. В углу приютился мольберт с незаконченным холстом, натянутым на подрамник, на пианино в кувшинчике — кисти, в другом углу — рамы для картин.
Обстановка простая, скромная, сказывается скудный семейный бюджет. На стене среди семейных фотографий Кутузовых — небольшие пейзажи, подарок А.Н. Захаренко, с которым Игорь познакомился на одном из последних пленэров. На противоположной стороне — работы Игоря и Лидии: это и объёмная резьба по дереву, и незавершённые картины. Вот головка херувима, своей законченностью и красотой она напоминает тонированную гипсовую скульптуру, но нет, это дерево. Изображение выпуклое, богатое свето-теневыми контрастами. Кутузов показывает снимки больших резных икон по полтора-два метра высотой, выполненных на дереве. Видно мастерство, талант молодого резчика. Живописные иконы творить пока не пробовал, не решается взяться за такое ответственное дело.
— Жена у меня — главный консультант, первый ценитель и критик. Помогает, подсказывает и, когда надо, поддерживает, — говорит Игорь.
Живописью супруги начали заниматься три года назад, когда появилось место для творчества. Вспомнили предметы, которые преподавали им педагоги в колледже, почитали литературу, освежили знания по рисунку, живописи, композиции, да и встречи с участниками Васнецовских пленэров дали творческий толчок, заставили поверить в свои силы.
Предпочтение Кутузовы отдают пейзажам, на многих — изображение храма, и не всегда это уржумский Троицкий собор. Некоторые картины ушли в Екатеринбург к родне, другие распроданы (надо же пополнять семейный бюджет), подарены знакомым, и новых творческих задумок у начинающих художников немало! Возможно, в скором времени супруги Кутузовы будут постоянными участниками художественных выставок, которые периодически проходят в Уржумском музейно-выставочном центре. Пока же не спешат выставлять на всеобщее обозрение свои работы. «Не хочу лишней рекламы», — скромно говорит Игорь.
Зато с другим творчеством Кутузова знакомы многие горожане и жители окрестных сёл и деревень. Несколько лет назад он освоил мастерство звонаря и каждый день, поднимаясь на колокольню Троицкого кафедрального собора, созывает верующих в храм на службу. Принимает участие в фестивалях колокольного звона, перенимает опыт у известных мастеров этого искусства, выслушивает их советы и замечания, чтобы потом использовать в своём повседневном служении.
Игорь уже забыл, когда у него был выходной день. Лидия мирится с таким напряжённым графиком работы мужа, понимает, что иначе нельзя: восстановление храмового комплекса Свято-Троицкого собора продолжается, и без его участия не обойтись. Не дают расслабиться дела церковные, вот и нашу встречу пришлось прервать досрочно: уже поздним вечером позвонили из
храма, попросили прийти, и безотказный Игорь поспешил на помощь…
Под сенью храма
Вместе с молодым звонарём поднимаюсь по лестнице на колокольню. Отсюда на все четыре стороны прекраснейший вид и города, и окрестных далей: лугов, реки Уржумки, Отрясовской горы и Поповской пузы. Над всем этим благолепием — пронзительно голубое небо с чуть заметными у горизонта белыми облачками… Резкий ветер треплет волосы и одежду.
Легко ударяю рукой по большому колоколу, он отдаёт глухим звуком.
Помолившись, Кутузов приступает к работе, и вот полились над городом звуки колокольного перезвона. Сотрясается, вибрирует от радости высоты и гудящей меди душа, поёт и ликует. Быть может, именно так она чувствует себя на седьмом небе! Стоя лицом на запад, Игорь видит вдалеке, на самом высоком месте города, колокольню Митрофаниевской церкви, чуть левее под горой серебрится купол бывшей Казанской церкви, а совсем рядом, через дорогу, — перестроенная Воскресенская церковь, за спиной — громада Троицкого собора. Были времена, когда уржумцы наслаждались перезвоном всех этих храмов…
Вот так с верой в Бога под сенью Троицкого храма в повседневных заботах, не забывая о творчестве, живёт большая семья Кутузовых.
ВЛАДИМИР Шеин
Источник: Вятский епархиальный вестник, № 12 (338), 2015 |