Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 6
Пользователей: 1
Георгич

«ВК» - по Вятскому краю. Уржумиада

 «ВК» - по Вятскому краю. Уржумиада

 
Заболоцкие, Зеленинские, Герценовские, Гриновские, Гребневские, Петряевские, Лихановские, Крупинские, Ситниковские, Циолковские... По части чтений и литературных дней на душу населения Вятка впереди если не планеты всей, то многих регионов Руси нашей необъятной. И это в условиях, когда время всё ещё трудновато для пера и печатная книга уступает свои позиции книге электронной.
Впрочем,  если и уступает, то вряд ли на Вятке, и уж точно не в Уржуме. Убедился в этом на  недавно проходившем в Герценке творческом вечере “Уржумский вектор вятской книги”, поразившем разнообразием изданий, не только посвященных Уржуму, но и написанных живущими в этом городе талантливыми и неравнодушными людьми. Директор Уржумской центральной библиотеки Н.М. Кононова представляла прекрасно изданный сборник материалов “Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Кировской области”, большая часть которого посвящена памятным местам Уржума и его окрестностей. Известный краевед В.А. Ветлужских рассказывал об одиннадцатом  выпуске альманаха  “Уржумская   старина”, который он издает с начала 1990-х годов. Журналист В.Ю. Шеин делился радостью - у него вышли сразу две книги: “Уржумская земля, как ты прекрасна!” и “Он любил свой Уржум”. Первая - о деятелях культуры и искусства, считающих этот край своей малой родиной и воспевающих его в своих произведениях, вторая - о поэте-сатирике, художнике и режиссере Уржумского колхозного театра Е.П. Замятине. А на подходе третья, она продолжит серию “Замечательные люди земли уржумской”.
Поэтесса Л.И. Багаева читала свои стихи-посвящения из сборника, написанного ею по мотивам картин художника В.М. Васнецова, уроженца уржумского села Лопьял. Новые свои стихи из недавно вышедшей поэтической книжки читал и В.И. Помещиков, работавший редактором уржумской районной газеты “Кировская искра”. А лауреат шести  литературных премий и автор шести поэтических книг С.А. Сырнева  поведала забавную историю о том, как, скрывая от редактора свою тягу к поэтическому творчеству, вместе с Владимиром Ветлужских “работала” на придуманный образ собкора Кряжевских, этакого уржумского Козьмы Пруткова, который озорно и поэтично откликался на нашествие  колорадского жука на поля Уржумщины и другие события из жизни района восьмидесятых годов прошлого века. Нынешнему главе Уржумского района  В.В. Силину было что рассказать о современном положении дел, но раз уж выбран был книжный вектор для презентации, он о достижениях и планах издательского совета при администрации района и говорил, обещая и впредь оказывать поддержку талантливым и неравнодушным уржумцам. Тем более  что  уже подсказывали: “В  селе Рождественском есть доярка, она в свободное от работы время хорошие стихи пишет. Вот бы её в Уржум да книжку помочь издать...” 
Так в разговоре о краеведении и литературе складывался образ старинного города, который возник в середине  ХVI века как крепость на южных рубежах земли Вятской, украшался православными храмами и купеческими особняками в ХVIII - ХIХ веках, прирастал культурными традициями и мастеровыми людьми. И уже не как иллюстрации к книге “Он любил свой  Уржум”, а как ожившие сценки из жизни провинциального городка  воспринимались созданные Е.П. Замятиным портреты-гравюры А.А. Сурушкина, Ф.Л. Ларионова, В.П. Полякова и других артистов легендарного Уржумскуого колхозного театра, его пейзажи и жанровые живописные работы “Уржум. Вид с Отрясовской горы”, “Липа во дворе дома Сурушкиных”, “Моросит”, “Улочка Уржума”, датированных 1946 - 1950  годами. И хотелось верить, что запечатленный на его картине “Ноев ковчег” (1951)  старый деревянный домик на окраине Уржума уцелел и ты еще можешь успеть встать  хотя бы на самую нижнюю ступеньку лестницы и подниматься по ней, подниматься в спасительную высь. И вернуться хотелось туда, где бывал уже не однажды, чтобы еще раз убедиться, как многое там сохранилось, и не понаслышке знать, что и изменилось там  многое. 
Нет, не для нас безответные чувства,
Но в суете жизнерадостных дней
Вроде легко посвященья даются,
А возвращенья даются трудней.
Одолевая судьбу понемногу,
В кои-то веки поверишь себе:
Как нелегко собираться в дорогу,
Но как легко возвращаться к тебе.
Будто душа и не ведала лени,
Будто всегда мне маячил вдали
Остров Уржум в белом море сирени,
Свет маяка древней Вятской земли. 
Будто иного не ведая дела,
От полноты вдруг нахлынувших чувств
Иволга в роще березовой пела,
Не отпускал можжевеловый куст. 
Хороший экспромт за полгода пишется. А этот вырывался по строчке, едва от Кирова отъехали, складывался в строфы, пока Суну проезжали. Повода считать, что сложится он в стихотворение, вроде бы не было. Но уржумский вектор и здесь обозначился, подсказывая, что есть же и другие жанры...

Рожь без плуга не поднимется

За мной, читатель, за мной, я поведу тебя в Уржум! Где цветут белые сирени и тянется перо к бумаге задолго до того, как предстанет пред тобой дивным видом с Отрясовской горы город, в котором написал  “Уржумиаду” реалист Коля Заболотский. Герои этой его первой и шутливой поэмы, как и сам автор, учились в Уржумском реальном училище, в здании которого располагается теперь гимназия города Уржума. И нынешнему поколению уржумских гимназистов не надо объяснять, что в строчках:  
Прохожий этот, так и знай - 
Философ Сбоев Николай.
Он отрицает всю культуру,
Американские замки,
В аптеках разную микстуру,
Пробирки, склянки, порошки -
речь идет о Николае Сбоеве, однокласснике и тезке начинавшего в 1910 году стихотворца. Нынешнее поколение уржумских гимназистов само кому хочешь расскажет о том многотрудном пути, который прошел учившийся в этих стенах Коля Заболотский, чтобы, чуть изменив фамилию, стать великим русским поэтом Николаем Заболоцким, стихами которого в этих стенах, кажется, всё пропитано. Тридцать лет и один год проходят на уржумской земле Дни Заболоцкого, и начинаются они неизменно в Уржумской гимназии. У гимназистов дел невпроворот, к Единому госэкзамену нужно готовиться, а они учат “Некрасивую девочку”, “Можжевеловый куст”, “Позднюю любовь” и другие стихи Николая Алексеевича, под руководством учительницы Е.Ф. Никулиной выстраивают литературно-музыкальные программы “Здесь всё напоминает нам о нем” и “Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!”, участвуют в литературных чтениях “О, я недаром в этом мире жил!”, с улыбкой объясняя: “ЕГЭ приходит и уходит, а Заболоцкий вечен!” Ведь нужно и самим понять, что есть красота
И почему её обожествляют люди? 
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? 
И нести по жизни как завет:
Душа обязана трудиться,
Чтоб воду в ступе  не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.  
Потому что это только в “Искушении”, не самом известном стихотворении Николая Заболоцкого, разыгранном по ролям гимназистами, под скрипку без струн поётся:
Поле вспашется само, 
Рожь поднимется без плуга.
А в жизни ничего само собой не делается. Величественный Троицкий собор, одно из первых каменных сооружений  в городе Уржуме, не вдруг появился на улице Воскресенской. По плану 1785 года храм строили вначале чуть левее современного и гораздо ближе к реке. Образовавшаяся трещина в стене стала причиной того, что в 1811 году его  разобрали и почти сразу же приступили к строительству второго Троицкого собора, освященного в 1822 году. О том, каким был храмовый ансамбль  постройки 1811 - 1822 годов, напоминают сохранившиеся до наших дней  колокольня  современного собора и  теплая церковь. А тот Троицкий собор, который мы видим на фотографиях и воспринимаем как визитную карточку старинного купеческого города, обретал свой вид в 1895 - 1900 годах, строился в основном на деньги верующих, деятельное участие в его постройке принимал лесопромышленник С.И. Стародубцев. На его деньги строились в Уржуме еще и городская богадельня для женщин, Уржумское реальное училище. Последнему повезло больше - в его стенах всегда учили доброму, светлому, вечному, после реального училища здесь была одна из лучших в Уржуме средних школ, теперь вот гимназия.  А  Троицкий собор, который в начале прошлого века считался кафедральным и в котором служил епископ Вятский и Глазовский  Виктор (Островидов), в пору гонений на православие  пребывал в запустении. Да и в более спокойное время, в конце восьмидесятых - начале девяностых годов, бывая в Уржуме, я с грустью видел груды битого кирпича, исполосованные фрески  внутри еще крепкого снаружи Троицкого собора. И от этого, бросающегося в глаза, противоречия внутреннего и внешнего было еще больнее...
Но вот новая встреча с давним знакомым. Идем  к собору по выложенным плиткой тротуарам, мимо оборудованной качелями, каруселями и другими аттракционами детской площадки, по покрытой свежим асфальтом парковой аллее.  Глава  Уржумского района В.В. Силин на правах экскурсовода рассказывает, когда в глубине парка появились ротонда и расположенная неподалеку от нее эстрада, и, опережая наши вопросы, сообщает, что все мероприятия здесь начинаются только тогда, когда служба в соборе заканчивается.  Подновленный снаружи Троицкий собор радует и внутренним убранством: резной, будто деревянным кружевом оформленный иконостас, большая икона Спаса Нерукотворного (ее перенесли сюда из храма села Рождественского), образа Святителя Николая, Спиридона Тримифунтского, Живоначальной Троицы, несколько икон Казанской Божией Матери, местночтимых святых. А какой вид открывается с хоров, где ты будто под самый купол вознесен и сердце твое бьется в унисон с благовестом колокола, созывающего прихожан на службу. “Нынче день будничный, многие еще на работе, а в Пасху, говорят,  полторы тысячи человек молилось в Троицком соборе, вновь обретшем статус кафедрального. Глава Уржумской епархии, епископ Уржумский и Омутнинский Даниил любит здесь служить...

Смотрю в тебя, как в зеркало...

Знакомство с Уржумом - да- да, знакомство, хотя и бывал здесь прежде не раз, на 90-летие со дня рождения Н.А. Заболоцкого приезжая, и на 100-летие, кажется, тоже, но вот будто заново всё узнаю - продолжалось. Правда, улица Воскресенская, едва отошли от храма, превратилась в Советскую. Но в остальном гармония внутреннего и внешнего сохранялась. Вот дом № 56, небольшой, аккуратно побеленный двухэтажный дом, на котором, как охранная грамота, табличка: “Дом жилой, первой половины ХIХ века,  подлежит государственной охране как объект культурного наследия РФ.  Лица, причинившие вред объекту, несут административную и иную ответственность”. 
Таких объектов на улице Советской более двадцати, а в целом по Уржуму - за пятьдесят. И настоящей, неформальной “охранной грамотой” для них является единодушно доброе отношение к культуре родного города людей, его населяющих. Причем от мала до велика. Ну разве смогут равнодушно относиться к уржумской старине и современности воспитанники нового детского сада, размещенного в отреставрированном купеческом доме? А поющие на клиросе Троицкого собора учащиеся воскресной школы? А уж воспитанные на поэзии Заболоцкого гимназисты - тем более. Иначе как они будут смотреть в огромное зеркало, установленное на площадке между первым и вторым этажами? 
Это зеркало подарили родной гимназии выпускники 2012 года. И подарок получился со смыслом. С каким? А вы вспомните строки Заболоцкого: “Как мир меняется! И как я сам меняюсь”. Вспомнили? А теперь посмотрите в зеркало. Посмотрели? И как вам ваше отражение? Ничего не хотите исправить, изменить? Вот и я хотел, всматриваясь в своё отражение, которое всё укрупнялось по мере восхождения вверх по лестнице, надеюсь не вниз ведущей. А вот когда спускался по ней после встречи с гимназистами в актовом зале, где представляла нашу писательскую делегацию заместитель директора областной научной библиотеки имени А.И. Герцена С.Н. Будашкина, где пел песни на свои стихи и стихотворение Анатолия Быстрова  Олег Шатков, читали свои произведения  Александра Мочалова, Наталья Кузницына и аз, грешный, - забыл оглянуться. Как же, в музей гимназии спешил-торопился. Но всё равно опоздал. И услышал  строгий голос: “Садитесь, Николай Васильевич! Давно вы у нас не были...” 
Портрет Заболоцкого на стене, под ним даты его пребывания на земле: 1903 - 1958. Ещё ниже черная доска, на которой белый мел пока не оставил своего следа. А у других стен, между витринами с фотографиями и документами, отражающими различные события из жизни  поэта, - гипсовые копии бюстов античных героев,  благодаря которым  он и его товарищи по реальному училищу знакомились с произведениями мирового искусства. За партой в последнем ряду есть свободное место - занимаю его, как послушный ученик. Слушаю рассказ о том, как переписывались Заболоцкий и Циолковский, постигаю сложную картину метаморфоз всего живого в мироздании, обжигаясь исповедальными строчками Николая Алексеевича:
Вот он, кедр, у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.
Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня.
Иглы, почерневшие с вершины,
Осыпают звездами меня.
Пой мне песню, дерево печали,
Я, как ты, стремился в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на ветру.
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца. 
А в душе всё тот же лютый голод,
И любовь, и песня до конца. 
Учи, Уржум, учи, наука твоя дорогого стоит...
Николай ПЕРЕСТОРОНИН, "Вятский край"

№082 от 24.06.2014
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (29.05.2016)
Просмотров: 812 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта