Винокурова Анна Васильевна
(1887-1959)
скульптор, член Союза художников СССР,
художник трехмерного пространства
О скульпторе Анне Васильевне Винокуровой
Счастья нашего синяя птица…
Не всегда она жалует нас…
У Коненкова быть ученицей,
Вспоминать Маяковского бас,
Быть свидетельницей потрясений,
О которых не знали века,
И вернуться порою осенней
В ту знакомую тишь городка,
Чтоб осмыслить стремленья и чувства,
Чтобы веру в себя обрести
И великую правду искусства
С правдой жизни народной свести,
И народное видеть участье
В муках творчества вечных своих –
Вот такое ей выпало счастье,
Той крестьянке из бедной семьи!
Кировская искра. – 1977. – 3 дек. (№ 145). – С. 2.
Винокурова Анна Васильевна родилась 6 декабря 1887 года в д. Русская Биляморь Уржумского уезда Вятской губернии. Положила начало развитию профессиональной скульптуры в Кировской области.
Можно поспорить, кто первый из вятских женщин занялся скульптурой – Клобукова или Винокурова? В книге очерков «Мастера» кировский краевед-исследователь Василий Пленков и журналист «Кировской правды» Константин Верхотин начинают свой рассказ об уржумском скульпторе А. В. Винокуровой с представления озорной девчонки-гимназистки. Она пугала свою набожную соученицу миниатюрным изображением чертёнка, сидящего в парте. У Анны Винокуровой, обладавшей исключительным чувством юмора, такая фигурка, мастерски вылепленная в более поздние годы, была на рабочем столе.
Когда упоминаются Уржум и Винокурова, сразу представляется скульптор, наиболее известный как создатель образа Кирова, хотя участвовать на выставках она начала ещё до революции и задолго до того, как город стал носить имя Кирова. С Сергеем Костриковым они были земляками, и Анна, как никто другой, осознавала характер деятельности юноши в годы жизни в провинции. Анна Васильевна первой в Кирове выполнила несколько удачных портретов Сергея Мироновича. Её единственная отлитая в бетоне работа изобразила молодого революционера за печатанием листовок.
Отливка выполнялась к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года по утверждённому эскизу в Москве, в мастерской скульптора, с которым училась Винокурова. Вероятнее всего, это был Николай Иванович Шильников (1891–1960), крестьянский сын из Котельничского уезда, преподававший скульптуру в Вятке в начале 1920-х годов вместе с Клобуковой. Клобукова тогда по заданию новой власти сделала портрет Герцена для публичной библиотеки, а он вместе с опытным художником М. А. Демидовым – памятник Степану Халтурину. Памятник, отлитый в бетоне и стоящий до сих пор около Спасского собора в Вятке, наверняка послужил Шильникову пропуском в Москву.
Перевод в материал даже сейчас – дело очень трудоёмкое, требующее физической силы, сноровки. В Уржуме, в Вятке это делать было непросто. Позднее, в советское время, в производственных мастерских Кировской организации Союза художников появились форматоры, помощники скульптора, но сейчас, в начале ХХI века такой профессии не существует в Кирове, как и производственных мастерских. Наши скульпторы делают всё сами, а за скульптурное произведение получают по цене живописного, то есть абсолютно несправедливо.
Об Анне Винокуровой писал Константин Верхотин, человек правдивый и критически настроенный, позволявший себе не скрывать мысли за гладкими фразами и способный анализировать. Удивительно, как он заметил о своей землячке: «Сколько бы она ещё сделала, если бы всю жизнь без года перерыва занималась скульптурой и только скульптурой. Ведь “простои” – не только бесплодные годы, они всегда выбивали мастера из “формы”, потом требовалось время, чтобы эту форму обрести». Такими словами можно сказать и о Клобуковой, женщине, потратившей «простои» на обустройство в социуме, только у Клобуковой было четверо детей, а Винокурова сама была приёмышем состоятельных земляков Чумаковых.
Константин Васильевич был родственником Костриковых. Его мы находим на фотографиях в альбоме Анны Винокуровой, подаренном известным краеведом Уржума Натальей Николаевной Арбузовой в 1970-е годы и сохранившимся в архиве Музея-усадьбы художника Н. Н. Хохрякова. Эти фотографии начинают альбом, как бы заявляя, что Верхотин – единственный достоверный биограф скульптора. Но, если присмотреться к снимкам, в том числе московским, альбом показывает, как изменчива жизнь оптимистичной девчонки. Кудрявый чертёнок, певчая птичка (пела в уржумской опере) превратилась в одинокую неудачницу, вынужденную быть мужественной. На одной из фотографий усталая женщина с печальным взглядом, голова Анны Васильевны перебинтована марлевой повязкой, а под снимком подпись: «Киров». У себя в Уржуме на улице Ёлкина, 60 она была счастливой в любой период жизни, когда приходилось спасаться среди друзей и родных.
Анна появилась на свет в многодетной семье бурлака, сплавщика леса, 27 ноября 1887 года в селе Русской Билямори близ Лопьяла. Выучилась в уржумской гимназии и Казанской художественной школе благодаря своему рано замеченному дару и покровительствующему семейству судебного следователя Чумакова из Уржума.
А. В. Винокурова. Портрет Н. И. Фешина
В годы учёбы в Казани она более всего испытывала влияние талантливого художника и педагога Николая Ивановича Фешина, о котором впоследствии любила рассказывать. Анна вылепила его портрет в экспрессивной манере, напоминавшей живопись мастера репинской школы: гладко и точно переданы черты лица, тонкие изящные пальцы, держащие трубку, всё остальное динамично и обобщённо, как пламя. Снимок со скульптурного портрета в альбоме говорит об исключительности натуры живописца, а вместе с ним и юной ваятельницы.
В 1914 году Винокурова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, училась у Сергея Михайловича Волнухина (1859–1921), «бати» передвижнического толка, ограничивавшего своё позднее творчество бюстами. По фотографиям видно, что она скучала, хотелось иного. Летом девушка приезжала домой: на фотографии 1916 года Анна на переднем плане присела на брёвнышко среди учащихся городского училища, где учителем служил Голубков – известная фамилия в Вятском художественном кружке. После двух лет учёбы в беспокойное революционное время Анна должна была выполнить самостоятельную работу для получения звания художника-скульптура. Документы 1917 года студентке ВХУТЕМАСа подписывал бубновалетовец Илья Машков.
В 20-е годы, после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, вела для будущих учителей в Уржумском педтехникуме уроки рисования и лепки. Её любовь к скульптуре сказывалась и тут. Сверх программы она учила ребят делать игрушки из папье-маше по её эскизам. Потом перебралась в Вятку.
На выставке 1925 года, проходившей в Вятском губернском музее искусства и старины, Винокурова участвовала даже вместе с Клобуковой, основательницей скульптурного отделения в Вятском художественно-промышленном техникуме. В техникуме обе преподавали: одна до 1923 года, другая – с 1 сентября 1923 по 15 августа 1928 года. Жила Анна Васильевна Винокурова в общежитии техникума, в альбоме есть снимки, сделанные на природе с художником Алексеем Николаевичем Князевым, тоже преподававшим в этом профессиональном учебном заведении. Однако техникум закрылся в связи с тем, что Вятка как административный центр перестала существовать и перешла в состав Нижегородского края, Анна осталась без работы.
Судя по фотографиям и документам, у этой женщины явно авантюрный склад характера: два года рождения (1887 и 1892), два профсоюзных билета и две трудовые книжки, что в советское время осуждалось, например, соперниками или партийными руководящими товарищами.
Она работала в музее Революции, в 1933 году Винокурову приняли в Вятский краеведческий музей на должность художника-скульптора. Она делала диорамы с манекенами, в том числе Владимира Ульянова, лепила гипсовые барельефы с изображением члена правительства Вячеслава Молотова на маёвке в юности, ваяла портреты Сергея Кирова. Кстати, Сергей Лобовиков её работы снимал до отъезда в Ленинград.
Согласно трудовой книжке в марте 1941 года в последний раз Анна Васильевна премирована за прекрасное оформление экспозиции краеведческого музея приказом Кировского облоно. Все скульптурные работы профессионально подготовленного мастера находятся сейчас в Кировском областном краеведческом музее, и ни одной нет в собрании Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.
А. В. Винокурова за работой над портретом вождя
Есть в её альбоме фотография тех лет, которую хочется назвать «Вятский бомонд». Это групповой портрет вятской (кировской) интеллигенции конца 1930-х годов. В лице Анны Васильевны радости нет, хотя она среди коллег-художников, но в центре фотографии за её спиной запечатлён торжествующий, широко улыбающийся низкорослый человек, в котором мне видится Михаил Михайлович Кошкин. В 1939 году сын крестьянина из кукарской деревни возглавит Кировскую организацию Союза художников и даже художественный музей.
Анна Винокурова победила, когда её скульптура участвовала в украшении павильона Кировской области в столице, потом её пригласили на Всесоюзное совещание скульпторов в Москву в 1940 году, где она скромно присутствует на дальнем плане. В программе совещания значится доклад о станковой скульптуре А. Т. Матвеева, и мэтр сидит в первом ряду в зале Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
В саду музея С. М. Кирова г. Уржума сохранилась баня Самарцевых, где С. Костриков и А. Самарцев печатали на гектографе листовки. В этом саду установлен скульптурный памятник "Юный Киров за печатанием листовок" - лучшая работа талантливого уржумского скульптора А. В. Винокуровой, демонстрировавшаяся в 1939 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Юный Киров за печатанием листовок. А. В. Винокурова.
При замене постамента доску с надписью о том, что Сергей Костриков печатал на гектографе революционные листовки, убрали. Кстати, краеведы до сих пор ни в одном музее или архиве этих листовок не нашли.
Скульптор А. В. Винокурова жила в доме № 78 по ул. Ёлкина г. Уржума, здесь она работала над скульптурными портретами С. М. Кирова.
А. В. Винокуровой. г. Уржум ул. Ёлкина, 78.
В Великую Отечественную войну Анна Васильевна освоила профессию медсестры, и, как Клобукова, служила в эвакогоспитале. Вероятно, умение работать с гипсом способствовало этому.
В войну и после войны её место жительства – Уржум, домик, похожий на скворечник, и много земли – сажай, ухаживай за цветами, выращивай себе овощи, ягоды и забудь о скульптуре. Несколько лет так и было.
Только семейство Чумаковых, с которым сохранились почти родственные отношения, пригласило её в Горький, где после войны строился автозавод им. В. М. Молотова, и в раскинувшийся вокруг него парк потребовалась парковая скульптура.
С новыми надеждами в 1946 году Анна Васильевна предаётся профессии, вступает в члены Горьковской организации Союза художников.
1949 году в здании художественного музея им. Горького проходила областная художественная выставка. Среди скульптур была одна интересная работа известного автора из Уржума Анны Васильевны Винокуровой. Скульптурная группа представляла собой парный портрет И. Сталина и С. Кирова. Иосиф Виссарионович торжественно вручал Кирову свою книгу "О Ленине и ленинизме" где рукой генсека было выведено:
« С.М. Кирову
Другу моему и брату любимому от автора.
23.05.24.
Сталин ».
70-летний юбилей скульптор отметила в 1958 году в Кирове. Её сердечно поздравила газета «Кировская правда» по инициативе К. Верхотина. В отличие от шумных и многолюдных послевоенных празднеств застолье Винокуровой выглядит очень скромно: у самовара три старых приятельницы, в том числе Вера Александровна Шулятикова. Намеренно воспроизвожу полное имя, вдруг кто-то через полвека вспомнит свою знакомую или даже родственницу с таким именем.
Это будет воспоминание и о скульпторе Анне Васильевне Винокуровой. В следующем, 1959 году, её не стало, она похоронена на старом Макарьевском кладбище. Впрочем, она успела передать эстафету: отныне создание образа С. М. Кирова станет прерогативой М. М. Кошкина, успевшего даже вылепить портрет скульптора-ветерана Винокуровой.
Источники:
1.http://www.herzenlib.ru/
2. http://a-kuryatkov.livejournal.com/
3.http://hghltd.yandex.net/
4. Верхотин К., Пленков В. Мастера. – Киров: 1980. – С.72 – 86. |