Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [44]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

УЧАЩИЕСЯ КАЗАНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ИЗ УРЖУМСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ
УЧАЩИЕСЯ КАЗАНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
ИЗ УРЖУМСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

Казанская художественная школа конца XIX — начала XX века играла в то время большую роль не только как культурный центр региона, но и была «кузницей кадров».
Центрами, где сосредотачивались профессиональные художественные кадры, были различные учебные заведения, куда приглашались преподавать «рисовальную науку на пользу юношества» профессиональные педагоги. Преподавание изобразительного искусства в Первой казанской гимназии и Духовной семинарии восходит к середине XVIII века. На протяжении всего XIX столетия особая роль принадлежала рисовальной, архитектурной, искусствоведческой школам Казанского университета.
Разумеется, в историю отечественного искусства школа вошла в первую очередь благодаря творчеству её наиболее талантливых учеников и педагогов. За весь дореволюционный период её окончило 348 учеников основного отделения и 1526 вольнослушателей.


КАЗАНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА. ОТКРЫТКА НАЧАЛА XX ВЕКА
Коллекция Г.В. Фролова, Казань

Агафонова Зинаида Дмитриевна (7.10.1870, г. Уржум Вятской губ. — 1942, Ленинград). Преподавала рисование в уржумской женской гимназии. Обучалась в Казанской художественной школе (1896—1901), в 1896 году подавала прошение в дирекцию школы о зачислении своего брата Д.Д. Агафонова. Продолжила обучение в Высшем художественном училище Академии художеств Санкт-Петербург в мастерских А.И. Куинджи и И.Е. Репина (1902—1904). Участница выставок с 1890 года. Преподавала в школах Казани, Пензы, Н.-Новгорода, Липецка, Петрограда. Произведения художницы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
НА РТ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 109. Л. 125, 130.

Агафонов Дмитрий Дмитриевич (род. 1883). Окончил гравёрное отделение (1901), в 1900 году подавал прошение в дирекцию школы об освобождении от платы за обучение. Окончил Высшее художественное училище Академии художеств Санкт-Петербург по мастерской В.В. Матэ (1901—1909), состоял слушателем Педагогических курсов при Академии художеств Санкт-Петербург.
РГИА. Ф. 789. Оп. 12. Ед. хр. 25-з. Ч. 2. Л. 443; Ед. хр.
И-58; НА РТ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 40. Л. 5; Д. 91. Л. 16.

Агафонова Ольга Дмитриевна (1882, г. Уржум Вятской губ. — после 1965, Ленинград). Обучалась в Казанской художественной школе (1896—1901). Жила и преподавала в Ленинграде.
 

ГРУППА УЧАЩИХСЯ КАЗАНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ. 1901
На обороте: «Яковина, Агафонов, Белковский, Бурлюк, Меньшиков,
Луконин, Евстафьев, Куркульский, Цитович, Рыбкин, Епанешников,
Перекропов, Лагунов, Беньков, Саватиев, Качалов, Фешин, Иванов,
Илиев, Винокуров, Елатонцев, Милославская, Мурзаев, Оношко, Сегалин,
Вадимов, Смирнова, Спиридонов, Снежницкая, Михайлов,
Ивановская, Паленина, Приклонская, Ананьева, Назаров, Рязанцева,
Корсунцев, Смолин, Постников, Быков, Желняков, Протопопов,
Траубенберг, Семенов, Сафьин, Безсонов, Добрынин, Окушко, О. Агафонова,
Войнич, Свешникова, Санина, Арбузова, Милашевская, Лепилов, Самогин,
Тимофеев, Сукенник, Онуфриев, Чурашов, Ритенберг».
Научный архив ГМИИ РТ, Казань

Винокурова Анна Васильевна (24.11.1887, с. Русская Белямор Вятской губ. — 1959, г. Уржум). Окончила скульптурное отделение по 2-му разряду (1914) и Московское училище живописи, ваяния и зодчества по мастерской С.М. Волнухина (1914—1916). Преподавала в средней школе в г. Уржум в 1917—1923 годах, Вятском художественно-промышленном техникуме (1923—1928) и Уржумском педагогическом техникуме (1928—1931). Член Ассоциация художников революционной России (1928—1932). Участница выставок с 1932 года. Портрет А.В. Винокуровой исполнил М.М. Кошкин. Произведения хранятся в Вятском краеведческом музее, Доме-музее С.М. Кирова в Уржуме.
РГИА. Ф. 789. Оп. 13, 1913 г. Ед. хр. 67. Л. 209.

Залежская Валентина (?)
Окончила гравёрное отделение в 1899 году. Преподавала рисование в прогимназии в г. Уржум Вятской губ.
РГИА. Ф. 789. Оп. 12. Ед. хр. 25-з. Ч. 2. Л. 443.

Платунов Михаил Георгиевич
(1887, с. Черемис-Турек (Мари-Турек) Уржумского у. Вятской губ. — 1972, Ленинград). Окончил живописное отделение по 1-му разряду (1906) и Высшее художественное училище Академии художеств Санкт-Петербург по мастерской П.П. Чистякова (1906—1914), звания художника удостоен за картину «Троицын день». Работал под руководством П.П. Чистякова в его мастерской в Царском Селе. В качестве художника участвовал в работе экспедиций Геологического общества по северному Уралу (1925—1926), Абхазии (1927—1929), Туркестану (1929), по Печёре (1930), Камчатке (1931). Создал серию этнографических портретов народов Севера. Автор серии гуашей «Ленинград в блокаде». Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954). Произведения М.Г. Платунова хранятся в Государственной Третьяковской галерее Москва, Государственном Русском музее Санкт-Петербург, в частных собраниях в России и за рубежом.
РГИА. Ф. 789. Оп. 12, 1903 г. Ед. хр. 13-з. Ч. 1. Л. 485;
Оп. 13, 1906 г. Ед. хр. 131 — М.Е. Платунов.

Платунова Александра Георгиевна
(29.03.1896, с. Мари-Турек Уржумского у. Вятской губ. — 12.07.1966, пос. Ново-Гиреево, Московской обл.). Из семьи иконописца, сестра художника Михаила Георгиевича Платунова, жена художника К.К. Чеботарёва. Обучалась на живописном отделении Казанской художественной школы (1908—1915, 1919—1922). В 1914 году совместно с К.К. Чеботарёвым совершила творческие поездки в Крым и на Кавказ. В 1910 — начале 1920-х годов посещала рисовальные вечера в студии Н.М. Сапожниковой. Член союза «Подсолнечник», графического коллектива «Всадник». Совместно с К.К. Чеботарёвым руководила испытательно-подготовительной мастерской Казанской художественной школы (1921—1926). С 1926 года жила и работала в пос. Ново-Гиреево Московской обл. Участвовала в закрытом всесоюзном конкурсе на массовую картинку — лубок, награждена премией за эски «Книгоноша в марийской деревне» (1929). В 1930-х годах сотрудничала в журналах «Красная Нива», «Красная панорама», в Госиздате, издательстве Ассоциации художников революционной России, создала графические серии по мотивам поэзии Блока, Пушкина, Горького, Некрасова, Каменского. Работала в НИИполиграфмаш в отделе новых шрифтов, создала семь серий наборного орнамента на основе национальных народных орнаментов для полиграфии союзных республик СССР (1950—1958). Член Союза художников (1942). Участница выставок с 1914 года. Портрет А.Г. Платуновой исполнил К.К. Чеботарёв. Произведения художницы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан Казань, Омском художественном музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Москва, Мемориальном музее Некрасова в с. Карабиха Ярославской обл., Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский дом) и частных собраниях.
Работы А.М. Родченко и А.Г. Платуновой покупал присяжный поверенный Н.Н. Андреев.
 

УЧАЩИЕСЯ ЖИВОПИСНОГО ОТДЕЛЕНИЯ. ДО 1916 ГОДА
Крайняя слева — А.Г. Платунова.
Архив МИИТ, Казань

Работы в области монументального религиозного искусства — редкость в практике профессиональных казанских живописцев. Примеры единичны — росписи И.А. Денисова церкви Первой гимназии, Н. Фирсова — Спасской часовни казанского кремля, храма в селе Мари-Турек К.К. Чеботарёва и А.Г. Платуновой.
 

ГРУППА УЧАЩИХСЯ КАЗАНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
Сидит Г.А. Козлов, справа стоит А.Г. Платунова.
Научный архив ГМИИ РТ, Казань

Летом 1916 года на родине Александры Платуновой в селе Мари-Турек заново расписывали церковь. Чеботарёв исполнил копию с А. Бруни «Моление о чаше», от «себя» написав пейзажный фон. Фигуры же вызвали возражение и были переписаны иконописцами-профессионалами. Свою неудачу Чеботарёв объяснял следующим: «Нет внутренней потребности, не вспыхнуло лирическое горение, а к работе приступать надо. Он (Чеботарёв) в таких случаях начинает умничать и придумывать. А работы в таких случаях получаются более слабыми, чем другие, созданные почти одновременно, но появившиеся в результате непреодолимой внутренней потребности».
Александра Георгиевна Платунова запомнилась вдумчивым и серьёзным педагогом. Она знакомила студентов сначала с техникой живописи масляными красками, затем переходила к созданию портрета в одном цвете (чаще им был преобладающий цвет натуры). Когда приходили навыки работы масляными красками, разрешала приступать к полихромному изображению натуры». «Они, Чеботарёв и Платунова, были для нас, некоторых студентов, не только руководителями, но и товарищами, к которым запросто можно было прийти посидеть, поговорить обо всём, что тревожит, о чём мечтал, показать наброски, — вспоминала Галина Ивановна Сотонина. — Эта привязанность у нас, некоторых бывших их учеников осталась до конца жизни».


А.Г. ПЛАТУНОВА, К.К. ЧЕБОТАРЁВ.
НОВО-ГИРЕЕВО. 1964
Научный архив ГМИИ РТ, Казань

Источник: Е.П. КЛЮЧЕВСКАЯ, КАЗАНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА. 1895–1917, АО «Славия», 191186 Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д. 25, оф. 58 Отпечатано в типографии «Правда», Санкт-Петербург, ул. Киришская, д. 2.
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (21.02.2022)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта