Труженик прошедшей эпохи
А. В. Фищев. 1910-е гг.
Художник Александр Владимирович Фищев (1875–1968) родился в д. Богородская недалеко от села Кумены Вятской губернии 28 августа (9 сентября) 1875 года1. Отец Владимир Прокопьевич, николаевский солдат, двадцать пять лет прослуживший царю и Отечеству, был кузнецом и рано умер, оставив близких без средств. Крестьянская семья жила в постоянной нужде, матушка Степанида Зотовна приучила Сашу не только работать, но и любить храм, ценить красоту, а любознательность Александру досталась от природы. Он рано начал рисовать и читать книги. Мальчик обучался в церковно-приходской школе и Куменском мужском начальном училище. Пятнадцатилетним юношей Фищев отправился в путешествие на поиск небывалых впечатлений. Первый его поход 1890 года был в Вятку, Владимир, Суздаль, Троице-Сергиеву лавру и Москву, обратно через Ростов и Ярославль на Казань. Лето надо было отработать в поле на крестьянской полоске, а осенью по образовавшейся привычке находить спутников и опять отправляться по святым местам.
Третье путешествие было самое значимое. Александр пошел уже будучи послушником Филейского монастыря, где познакомился с иконописью на практике. Направился пеший молодой послушник к гробу Господню в Иерусалим через Киев. Здесь ошеломляющее впечатление на него произвели васнецовские росписи Владимирского собора.
Прошел и через святую гору Афон, афонские монастыри, скиты и лавры. Александра принимали монахи-старцы, он присутствовал на архиерейской службе и встретил Святую Пасху 1893 года2.
Так же настойчиво и методично продвигался Александр Фищев по художественной стезе. Начинал он подмастерьем иконописца в Александро-Невском монастыре села Филейского близ Вятки. До 1901 года работал в разных иконописных мастерских города, самостоятельно писал иконы по селам и даже в Кафедральном соборе и духовном училище Вятки. Заработав на иконописи в Кафедральном соборе Вятки, он смог съездить в Москву. В Румянцевском музее ему посоветовали поступать в Казанскую художественную школу. В школу его приняли без экзаменов по альбому рисунков. Тогда же А. В. Фищев стал добиваться права преподавать рисование в средних учебных заведениях, и 5 мая 1903 года Императорская академия художеств выдала сыну крестьянина долгожданный документ. Он был принят преподавателем рисования и живописи в Казанскую духовную семинарию, в Ольгинский детский приют трудолюбия, по рекомендации получил возможность давать частные уроки.
В книге «Воспоминания художника», вышедшей благодаря сыну М. А. Фищеву в 1985 году, есть такие строчки: «Преподавательская работа мне нравилась. С детьми устанавливались хорошие отношения. Меня радовало, что мои ученики работают старательно и прилежно и делают заметные успехи. Особенно настойчивыми, чувствующими искусство и стремящимися к нему оказались дети артиста Немировича-Данченко – мальчик и барышня». Может быть, где-то сохранились фотографии учителя Александра Владимировича и детей знаменитого театрального деятеля, сделанные в садике около их дома в Казани3.
В коллекции Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых представлены полотна всех периодов жизни художника, начиная с небольших, старательно написанных, но явно ученических казанских холстов – «Суслоны» (1903), «Зимний пейзаж с лошадкой» (1906), «Девушка с косой» (1906), «В Казанской школе» (1907).
В 1907 году выпускник Казанской художественной школы поступил в Императорскую академию художеств (1907–1914), на педагогические курсы А. В. Маковского при академии (1908–1909), позднее – в Императорский археологический институт (1910–1915) в Петербурге.
Он учился у профессоров П. П. Чистякова и В. Е. Савинского, участвовал в академических выставках и выставках общины «Товарищество», принимал участие в работе Всероссийского съезда художников (1911), где ему довелось слушать эмоционального оратора И. Е. Репина, восхищался полотнами казанца Н. И. Фешина, слушал пение своего куменского земляка Ф. И. Шаляпина4.
В 1911 году выдающийся педагог Павел Петрович Чистяков подарил вятичу свою фотографию с автографом. У него Фищев учился мастерству рисунка и композиции, фигуративному письму. На одном из портретов он изобразил себя в белом халате за мольбертом в академической мастерской, пишущим старика-натурщика (1907). Есть в собрании музея и добросовестно написанный портрет самого старичка в малиновой рубахе (1911). Имея хорошую профессиональную подготовку, художник работал в разных жанрах, но неровно: то достойно заканчивая вещь, то в спешке, особенно в поздние годы, не отделывая согласно классическому строю.
В коллекции лучшими являются портреты петербургского периода. Среди них самый тщательный, скрупулезный по письму автопортрет 1912 года. Александр Владимирович вел дневники, в одном из них есть запись о том, что долгое писание икон ему мешает в работе над натурным портретом. Условность иконописания он преодолел, но характер образов преодолеть не удалось, и глаза его героинь безрадостны, как у Богородицы, знающей свою судьбу.
В 1912 году Фищев женился в Петербурге на купеческой дочке, певице Марии Дмитриевне Лазоревой (1886–1968), получившей образование в частном пансионе в Петербурге. Мария – пианистка, певица частного хора, рисует, занимается живописью, искусная золотошвейка. Портрет невесты «Под белым зонтиком» он писал на пленэре5.
А. В. Фищев. Под белым зонтиком.
Привычка внимательно прослеживать характер, эмоциональное состояние модели только формировалась. Художнику помогли свет и воздух, он отмечает при всей скромности облика богатые душевные силы девушки, которые позволят ей и в лишениях пережить все трудности жизни. Пока она юна, как и ее сестра Евгения, вышедшая замуж за профессора академии В. В. Беляева. Сестры позируют Фищеву в солнечный день в дачном домике за чаепитием (картина «Чаепитие», 1913). Картина, розовая по общему тону живописи, удалась благодаря светозарному образу молодости.
Портрет Е. Д. Беляевой.
Вот модель в шляпе с пером, в перчатках, с хлыстиком – Евгения в парадном портрете (1916). Официальность облика светской дамы смягчена зеленью свободно, легко написанного окружающего сада. Будто свежесть зелени дает даме дыхание, свободу от судьбы, как и от парадного костюма.
Истинный шедевр художника – «Портрет жены Марии Дмитриевны» (1922).
А. В. Фищев. Портрет жены
Он уже относится к куменскому периоду, когда в жизни все переменилось, когда у Фищевых погибло двое детей. Эти боль и отчаяние переданы не только колоритом, но беспокойным, экспрессивным мазком, ракурсом портрета, когда на первом плане оказываются натруженные руки женщины. Руки Марии, умеющие делать тонкую работу, в 1922-м перетаскивали тяжести, убирали хлеб, выхаживали скот. Только чтобы живы и сыты были дети. А они все-таки погибали... Оставшиеся в живых подтверждали, что иногда смерть казалась й выходом. Той «царицы Марии», как в дипломной работе – исторической композиции «Очная ставка у Бориса Годунова инокини Марфы с Волоховой» (1914), изображающей позирующую Марию Дмитриевну, уже никогда не будет.
В 1917 году, спасая семью от голода, Фищев отправил в Кумены детей с женой и ее сестрой Евгенией, которая стала работать секретарем волисполкома. В 1918 году вернулся на родину сам. С 1919 года, заведуя волостным отделом народного образования в Куменах, Александр Владимирович много сил и времени потратил на ликвидацию безграмотности, сам преподавал историю и географию, вел кружки рисования и краеведения. У него было много общественных поручений: перепись населения, сбор добровольных пожертвований школе, погорельцам, фронту. В 1920 году он участвовал в работе съезда деятелей рабоче-крестьянского театра, занимался строительством Народного дома, руководил художественной студией, проводил выставку своих работ, формировал библиотеку, собирал этнографический материал.
К несчастью, годы, проведенные в родном селе (1917–1922), были самыми морально тяжелыми из-за потери утонувшей дочери Тани и сына Вити, умершего от кори. Как художник и педагог Фищев ненадолго воспрянул духом в Вятке. В губернском городе были художественные выставки, заказы. Александр Владимирович преподавал черчение, методику рисования, пластическую анатомию в Вятском художественно-промышленном техникуме, а также формы и методы изобразительных искусств в педагогическом институте имени В. И. Ленина6. Будучи специалистом-археологом в 1925 году Фищев участвовал в научной экспедиции по собиранию этнографического материала по Вятской губернии.
Удивительны вятские картины художника «Аллея архиерейского сада» (1925), «Вид на Трифонов монастырь» (1924), «Праздник 1 Мая у памятника Степану Халтурину» (1924–1925). Они написаны, когда художник с семьей жил в бывшем архиерейском доме на бывшей Соборной площади, где проходили парады в честь революции. Последний холст публицистичен, он не окончен с точки зрения художника-академиста, но интересен своим историзмом и искренним примитивизмом.
А. В. Фищев. Праздник 1 Мая у памятника Степану Халтурину
В 1925 году Фищевы выехали в Малмыж, потому что у сына Коли врачи обнаружили зачатки туберкулеза.
Неслучайно семья на долгие годы осела в Малмыже: кормит сад, лес, речка Шошма. Да и река Вятка недалеко. Фищевы, как и в Куменах, здесь тоже вели просветительскую работу, занимаясь театром, музыкой, фольклором и этнографией. Портретные работы с изображением представителей разных национальностей, участие в экспедициях очень характерны для художника, прошедшего курс археологии. Александр Владимирович преподавал изобразительные искусства во всех учебных заведениях городка, ставил спектакли в народном театре, участвуя в них как художник, актер, гример.
К сожалению, долго преподавать ему не пришлось, не выдержали голосовые связки. В 1936 году он попытался перебраться в Ленинград к сыновьям Николаю и Михаилу, которые там учились и работали.
Художника пригласили в ЛенИЗО выполнять копии полотен известных советских мастеров. За три года Фищев сделал около 30 копий, только И. И. Бродского «Ленин в Смольном» с десяток. Хороший профессионал-живописец может усвоить любую индивидуальную манеру, способ наложения мазка. Поэтому портрет «Сталин, которого мы любили» (1940-е гг.), названный так дочерью художника Екатериной Фищевой, архитектором по профессии, выглядит классическим советским произведением.
Видимо, Александр Владимирович не мог что-либо делать вполсилы, велика была ответственность за семью. От напряжения у него случился инсульт. Печально закончился ленинградский период, хотя в нем было и приятное: работа над копиями в мастерских Зимнего дворца и в церкви Александро-Невской лавры, в залах Эрмитажа и Русского музея.
Природа в любой период жизни умиротворяла художника.
Живописны пленэрные пейзажи 1912 года «У мельницы», «Коновязь», «Утром на озере», в том числе и городской пейзаж – «Гавань. Петербург» (1911), «Древняя башня в Нолинске» (1928), «Улица в городе Молотове» (1930), «Ленинград. Адмиралтейство» (1939). Сердечным теплом согреты житейские бытовые сцены на маленьких холстах «В избе» (1906), «Печет блины» (1921) – посвящения крестьянке, какой была любимая мама Степанида Зотовна. Очень гармонична по колориту жанровая работа «Во дворе» (1926) с коровой, отдыхающей среди деревенских построек.
В 1940 году А. В. Фищев вступил в товарищество работников изобразительных искусств «Кировский художник» и трудился как оформитель для экспозиций антирелигиозного музея в г. Кирове и музея С. М. Кирова в г. Уржуме. Деятельность А. В. Фищева была многогранна.
В Великую Отечественную войну под Москвой погиб его старший сын Николай. Сколько таких потерь! Сталин осознал, что народу «без Бога ни до порога», в стране стали открываться церкви, художник вспомнил молодость. Верный себе семидесятилетний мастер в 1949–1951 годах расписал стены Богоявленского собора в Малмыже, написал для иконостаса Христа и Богоматерь на листах кровельного железа и Богородицу Казанскую на доске, украсил холодный храм образами святых.
В 1956 году Александр Владимирович привез в Киров в художественный музей на выставку 230 произведений живописи и графики, чтобы достойно прийти к завершению своего творческого пути. Произведения не были готовы к экспонированию: живопись дома старательно вымыли водой, и она уже требовала рук реставраторов, графика долго хранилась без должного внимания, не хватало рам. Выставку готовила профессиональный искусствовед музея К. П. Анисова, однако, вместо вернисажа через год пришлось отправлять вещи обратно в Малмыж.
Итоговая выставка при жизни художника в областном центре не состоялась.
А. В. Фищев самой большой ошибкой считал переезд семьи в Малмыж. В Казани художника многие хорошо знали, и его пребывание здесь было бы более благоприятным, в том числе для всех домашних.
Упорный трудолюбивый крестьянин, Фищев выбился из нищеты, получил всестороннее гуманитарное образование и победил сословные преграды в столице. Но как скромный, деликатный интеллигент, он не смог самостоятельно пробить стену безучастного равнодушия ни в Вятке, ни в Малмыже. В советские годы искусство и люди искусства не ценились, особенно в провинции, если не становились чиновниками и сами не заявляли о себе.
Фищевым заявлять было опасно: могли оклеветать и донести.
Мария Дмитриевна происходила из купеческой семьи, Александр Владимирович закончил Императорскую академию, писал заказные портреты, служил буржуазной культуре и искусству, будучи рабочим человеком эпохи.
Они ушли из жизни почти одновременно: Александр Владимирович 6 апреля 1968 года, прожив почти 93 года, Мария Дмитриевна, будучи моложе на 10 лет, умерла через полгода. На городском кладбище сохраняются их могилы. После смерти родителей остались трое из шестерых детей.
А. В. Фищев участвовал в выставках в Петербурге (с 1910), в Вятке, Куменах, Нолинске, Уржуме, Малмыже. Персональные выставки прошли в Малмыже (1955), Днепропетровске (1975), Кирове (1978, 1992, 2000, 2015), Казани (1983), Саратове (1984), Старой Ладоге. В музеях этих городов хранятся его произведения.
Имя А. В. Фищева носит районная библиотека в с. Кумены, где находятся многие графические, живописные произведения и бытовые предметы, привезенные из Малмыжа7. На куменском кладбище сохраняется могила матери Степаниды Зотовны, которой сын сам поставил памятник в 1904 году и которую рисовал по памяти до конца своей жизни.
В Малмыжском краеведческом музее хранятся произведения и личные вещи художника. Дом семьи на ул. Красной отмечен мемориальной доской (1995). Хозяйкой малмыжского дома оставалась дочь Наталья (1926–2000), из Днепропетровска приезжал Михаил (1918–2002), из Саратова – Екатерина (1923–2017).
Всего две работы Александра Фищева при его жизни поступили в коллекцию областного художественного музея: живописный портрет дочери Наташи под названием «Головка», переданный из музея г. Советска, и натурный рисунок «М. А. Врубель на смертном одре» (1910), подарок автора в 1925 году по случаю отъезда из Вятки.
В начале 1990-х годов дети передали более 30 произведений А. В. Фищева в Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
Примечания
1 Энциклопедия земли Вятской. Т. 6. Знатные люди. Киров, 1996. С. 464.
2 Фищев А. В., Фищева Е. А. Три путешествия юного Александра Фищева. Архив Дома-музея художника Н. Н. Хохрякова. Материалы об А. В. Фищеве. Рукопись. 2008 г.
3 Фищев А. Воспоминания художника. Горький, 1985. С. 99.
4 Малышева Т. В. «Время не тронуло гения» //Федор Шаляпин и Вятская земля. Сборник статей /Вятское Шаляпинское общество/ – Киров, 2014. С. 105, 144–145.
5 Фищев М. А. Воспоминания о Марии Дмитриевне Фищевой // Герценка: Вятские записки. Киров, 2016. Вып. 29. С. 126–137.
6 Сметанина Н. Д. История вятского художественного образования Киров: О-Краткое, 2014. С. 49–50.
7 Художники: альбом. Киров (Вятка): издательство «Экспресс», 2011. С. 48–49. |