Имя Николая Крюковских, к сожалению, мало кто помнит из жителей города. Начало его работы в Тосненском районе пришлось на 1970-е, когда он работал оформителем в тосненском городском ХОМе (художественно-оформительской мастерской), а жил со своей семьей в поселке Войскорово, где на берегу старинной реки Ижоры построил свою мастерскую.
К середине 1970-х гг. у Николая Анатольевича прошло уже две персональные выставки, одна из которых была открыта во Дворце культуры им. Ленсовета. Темой его творчества была русская провинция, ведь родом Николай был из села Буйское Уржумского района Кировской области (https://buiskoe.ucoz.ru/index/khudozhnik_krjukovskikh_nikolaj/0-70). Путешествие по русскому Северу, по вологодским дорогам, встречи с людьми рождали множество портретов, эскизов, зарисовок, которые потом ложились в основу композиций и живописных полотен. «Художник должен говорить с народом посредством своих картин, если ему есть что сказать», - любил повторять мастер.
В 1974 году во время учебы в педагогическом институте им. Герцена Николай Анатольевич организовал изостудию, на базе которой впоследствии появилась Тосненская художественная школа. Николай Крюковских также являлся организатором реставрации памятников православной культуры в Тосненском районе. Совместно с художником Андреем Боровским он выполнял росписи Тосненской церкви Казанской иконы Божией Матери. Позже он практически с нуля, при поддержке Ю. В. Соколова и Л. Д. Щербакова, начинал восстанавливать храм имени Петра и Павла в Любани, запустил процесс реставрации храма во имя Николая Чудотворца в деревне Ушаки, а впоследствии и Казанской иконы Божией Матери, что около железнодорожной станции.
В 1980 году Николай Анатольевич Крюковских стал инициатором создания творческой группы художников «Русь», которая была зарегистрирована при тосненском Доме культуры. Состав группы был небольшой - Андрей Боровской, Дмитрий Емельянов, Вера Полякова, Юрий Крылов, Виктор Андреев, руководитель Николай Крюковских. В основу работы был положен опыт работы французских передвижников, который базировался на организации мобильных павильонов, собранных из модулей. Это давало возможность устраивать выставки-салоны, не привязываясь к конкретным помещениям. Первый такой салон прошел в Тосно 28 февраля 1988 года. Затем выставки были организованы в Колпино, Пушкине, Ленинграде, Великом Новгороде, Пскове, Твери и Москве. Помимо вернисажей, выступлений музыкантов, поэтов, проводились лекции по русской истории. В то время большинство храмов еще было закрыто, и студенты Духовной академии организовывали дискуссии для посетителей салонов. Тема духовной культуры волновала многих, ведь в это период шло празднование 1000-летия Крещения Руси.
Николай Крюковских был талантливым художником, истинно русским человеком, с богатой душой, патриотом по-настоящему любящим Родину. За свою творческую жизнь он создавал не только выдающиеся произведения искусства, но и некую культурную среду, от которой подпитывались окружающие его люди, общество в целом.
На выставке "Тосненские лица" представлены портреты местных жителей, друзей и знакомых Николая Анатольевича. Работы были написаны художником в разные периоды его творчества. Выставка будет работать до середины сентября.