Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [214]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [99]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

То, неизвестно что, не утрачено! А имеет ли оно ценность – неизвестно
То, неизвестно что, не утрачено!
А имеет ли оно ценность – неизвестно

Уржум запоминается проезжающим по нему многими старинными зданиями своеобразной архитектуры. Но есть и то, что серьёзно портит всё впечатление о городе и у проезжающих, и у самих уржумцев - разрушенное здание на Советской, 36 с зеленой сеткой.


Заброшенное здание с рухнувшей крышей давно потеряло свой вид. Треснувшие и разрушающиеся стены, из-за которых выглядывают деревья, затянуты маскировочной сеткой, которая с годами тоже изрядно поистрепалась. Так что в памяти побывавших в Уржуме впечатление от такого вида остается довольно унылое. Особенно контрастно выглядят эти руины рядом с главным украшением нашего города - Свято-Троицким собором.
Газета уже не раз разъясняла, что мешает снести руины на ул. Советской, 36 или перестроить их без заоблачных затрат. Дело не в желании администрации района или кого-то еще. Необходимо, чтобы разрушенное здание исключили из Реестра объектов культурного наследия, где оно числится как памятник истории и культуры под названием «Здание театра. 19-й век». А для этого нужно соответствующее заключение государственной экспертной комиссии, работа которой стоит довольно-таки дорого.

 
Обращений в различные инстанции, чтобы были выделены средства на проведение такой экспертизы, за последние годы было сделано много. И вот наконец-то экспертиза была проведена.

В чем вопрос?
- В соответствии со ст.18 ФЗ-73 «Об объ­ектах культурного наследия…» объект может быть включенным в Реестр, если:
- есть сведения о дате создания объекта,
- есть описание особенностей объекта, явля­ющихся основаниями для включения его в ре­естр и подлежащих сохранению (далее - пред­мет охраны),
- есть сведения о границах территории объ­екта, включая графическое описание границ, пе­речень координат характерных точек этих гра­ниц в системе координат,
- для «памятника» обязательно должны быть представлены снимки не только общего вида, но и самого предмета охраны (от редакции: то есть уникальных архитектурных или иных элемен­тов, подтверждающих столь высокий статус).
- В соответствии со ст. 23 п. 2 , «Исключе­ние объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения».
Экспертная комиссия, чтобы сделать вывод, должна была, в соответствии с ФЗ-73, дать обо­снованное разъяснение по двум вопросам:
1) утрачен ли физически объект?
2) утрачено ли его историко-культурное значение?
Если по хотя бы одному из этих вопросов от­вет «утрачен (о)» - закон, как видим, разрешает исключить объект из Реестра.

Утрачено ли то, неизвестно что?
В феврале 1995 года этот объект Указом Президента РФ был утвержден в Перечне объектов исторического и культурного наследия федерального значения. От нескольких других районов Кировской области на утверждение в этот перечень тогда были предложены чаще всего по одному объекту – в основном старинные храмы. Уржумские же власти вписали в перечень сразу 21 здание по ул. Советской. Конечно, сделано это было из благих побуждений, с надеждой, что сейчас откроется какое-то финансирование для ремонта этих зданий. Реальность оказалась несколько иной.
И вот наконец-то! Благодаря выделенным средствам областное управление охраны памятников истории заключило контракт с ООО «Центр экспертизы» из Оричей. Три эксперта (из Омска и Н. Новгорода) в конце 2022 года несколько дней изучали предоставленные им документы и труды уржумских краеведов. И 19 декабря представили свое заключение.
В их Акте оговаривается, что эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Сообщаются данные об Объекте:
- Границы территории памятника - не утверждались,
- Зоны охраны памятника - не разрабатывались и не утверждались,
- Предмет охраны Объекта - не утверждался.
Непонятно, как здание попало в Реестр и что вообще тут охраняется? У других зданий на ул. Советской, ставших в 1995 году объектами культурного наследия, были хотя бы указаны предметы охраны (например, уникальные подоконники из цельного природного камня, лепной декор 19 века, форма стен и т. д), ради сохранения которых их признали памятниками.
Но для здания на Советской, 36 не было указано ни предмета охраны, ни его границ и местоположения. То есть никаких вообще оснований для наделения объекта таким статусом, кроме того, что он построен в конце 19 века, указано не было. Откуда их уржумским властям было взять то? Дело в том, что…

А был ли в Уржуме «Театр 19 века»?
Честно сказать, не было его. Хотя не сказать, что «от слова «совсем». Была в то время «Народная аудитория», где ставились спектакли. Да только была она совсем по другому адресу, в самом начале ул. Советской. К тому же сгорела 100 лет назад.
 

1930-е годы


1940 год


2000-е годы

Как отражено в материалах экспертизы, «время возникновения события, связанного с постановкой на охрану Объекта – 19 век». В это время на нынешнем месте «Театра 19 века» стояли обычные лавки купцов. Как видим, именно здесь и произошло это Событие… Может, кто-то из приказчиков особо умело разыграл простодушного крестьянина, втюрив ему задорого гнилой товар, и благодаря этому в уезде открылась театральная эпоха?
В 1912-14 гг. фирма «Братья Шамовы» построила в этом месте каменный магазин и склады. Эти кирпичные сооружения «ЧАСТИЧНО НАПОМИНАЮТ ОЧЕРТАНИЯМИ будущее здание старого ДК». Но вот творческая молодежь после революции стала просить у властей здание для культурно-массовых мероприятий, и в 1924 году бывшие купеческие магазин и склады перестраивают. Как отмечается в материалах экспертизы, «здание приняло вид, НАПОМИНАЮЩИЙ современный».
Что касается театра? Театральные помещения и сцена находились в деревянном пристрое, сделанном в 1920-х годах к кирпичному зданию со стороны реки. Правда в последние десятилетия в этом пристрое была обычная танцплощадка… Пристройки были с мезонином и отличались оригинальностью сооружения. Все это, увы, сгорело в 1991-м году и было снесено.
Кирпичное же здание бывшего купеческого магазина в течение 20-го века не раз перестраивали, меняли форму крыши и фасада, тут разместился еще и промтоварный магазин. Наверное, ни одно другое здание в Уржуме не менялось внешне столько раз за свою историю! С 1952 года это стал обычный ДК. В 1960-х годах на кирпичной части здания возвели и второй этаж.
Только в 1980-х годах фасад здания с ул. Советской принял вид, который больше не менялся (если не считать разрушений с 1991 года). Также в 1980-х годах на него прилепили еще популярный в те годы декор в виде жестяных чеканок в форме колосьев, серпа и молота, солнца, маски, лиры и т.д. (сохранилась сейчас лишь часть его с южной стороны здания). Такими чеканками украшали по моде той поры самые разные здания, даже производственные. Висела, кстати, подобная чеканка и на кинотеатре «Мир» на ул. Рокина…


Закон 73-ФЗ гласит, что «в реестр могут быть включены выявленные объекты… со времени возникновения или с даты создания которых… прошло не менее сорока лет». То есть едва ли можно рассматривать как имеющее историко-культурно значение и охранять то, что создано менее чем за 40 лет до даты включения в Реестр. А современный вид фасада и жестяной декор на нем, повторим, появился за 30 лет до включения Объекта в Реестр.
Однако, почему-то здание, не разбираясь, включили в 1995 году в Перечень, а потом, в 2015 году, и в Реестр памятников. И теперь охраняется законом неизвестно что неизвестно где: какая часть здания, какие детали и интерьеры - не определено.
Итак, по первому вопросу: Что же охраняется в качестве «Здания театра 19 века»? Может, торговые лавки, снесенные 110 лет назад? Или купеческий магазин? Или сгоревшее деревянное здание театра? Или какой-то один из вариантов кирпичного здания и его фасада, сменявших друг друга в 20-м веке и имевших «напоминающий современный вид»? Например, одноэтажный вариант здания времен работы в деревянном пристрое Колхозного театра в 1928-1952 гг.? Какой именно из этих физически утраченных объектов?
По второму вопросу: Стоящие на Советской, 36 руины к театру, а уж тем более 19-го века, отношения, как зафиксировано в материалах экспертизы, собственно, и не имеют. Основанием говорить об историко-культурном значении кирпичного здания старого ДК и промтоварного магазина как «театра 19 века» является ошибка или вранье в документах, хотя и сделанное с благими намерениями. Так имели ли руины на ул. Советской когда-то историко-культурное значение как «Здание театра 19 века» и сохранили ли его?
Утрачено ли то, неизвестно что или чего не было?

«Аварийное и руинированное»
Экспертами было установ­лено, что здание имело в XX веке «отношение к истории культуры в районе» (от редак­ции: как, впрочем, и все осталь­ные ДК и клубы). Но никаких исторических деятелей искус­ства, которые своей деятель­ностью в здании могли бы дать повод говорить о его культурно-историческом значении, не най­дено...
Сделано описание современ­ного состояния Объекта: Фунда­менты в неудовлетворительном состоянии, имеются просадки и деформация. Стены в аварий­ном состоянии, имеются трещи­ны, разрушение лицевой кладки, выпадение кирпичей. Из-за рухнувшей крыши повреждены не­сущие стены.

 
Декор фасадов в неудовлет­ворительном состоянии. От­делка фасадов в аварийном со­стоянии, осыпается. Кирпичная кладка стен сильно повреждена, перекрытия разрушены. Один угол здания проседает, отчего на фасадах видны продольные трещины в кирпичной кладке на всю высоту. Угловые пилястры обрушены...
Итак, состояние здания – «частично руинированное». Ка­кая все-таки часть этого здания, то есть руин, является охраняе­мым объектом – неизвестно, фа­сад был перестроен не раз. Го­ворить о «сохранении идентич­ности здания» со времен «собы­тия, связанного с постановкой Объекта на охрану» - то есть 19 века - не приходится. Основа­ний для наделения Объекта ста­тусом памятника (его «предме­та охраны»)– не зафиксировано отдельно ни в 1995 году, ни сей­час. Утверждение о культурно-историческом значении здания как «Театра 19 века» не имеет обоснований.
И как вы думаете, какой вы­вод будет соответствовать та­кому содержанию экспертизы? Как ответят эксперты на два ра­нее названные вопроса в соот­ветствии с ФЗ-73? Итак...

А каковы прецеденты?
Но сначала посмотрим в интернете прецеденты. Най­дем там примеры экспертизы историко-культурной ценности зданий, предмет охраны у ко­торых тоже не был определен.
Вот, пожалуйста, петер­буржский «НИИ реставрации, проектирования и историко-культурных экспертиз» в 2020 году провел экспертизу доку­ментации, обосновывающей ис­ключение из Единого госреестра объекта культурного наследия «Дом жилой» в станице Дин­ской Краснодарского края. (но­мер в Реестре 231711142050005)
Вот оно на фото.


Это здание 1890 года по­стройки, степень износа — 42%, в котором работает местная ДЮСШ. (Очевидно, руковод­ству спортшколы будет дешевле и проще проводить ремонт, если здание перестанет быть «памят­ником»). То есть ответ на пер­вый вопрос: Объект хорошо со­хранился.
Но «предмет охраны» не утвержден. К зданию в 1971 году возведены пристройки, которые, как отмечается в экс­пертизе, «полностью исказили общий первоначальный облик Объекта».
В соответствии с требовани­ем ФЗ-73 о руководстве прин­ципом гласности при прове­дении экспертизы, было про­ведено собрание общественно­го совета при администрации района, который «выразил од­нозначную позицию по вопросу исключения Объекта из реестра в связи с отсутствием историко-культурной ценности».
Заключение экспертизы: «Установлено, что Объект явля­ется характерным примером общественного здания рубежа XIX -ХХ вв. Ценных архитектурных элементов, кроме отдельных архитектурных деталей, не вы­явлено. Изменены площади и конфигурации планировочного устройства здания. Внешний об­лик искажен пристройками, воз­веденными во второй половине XX в. Нет никаких заключений о его историко-культурной ценно­сти, которые являлись бы осно­ванием для включения Объекта в Единый госреестр объектов культурного наследия...»
Учтено и мнение Обще­ственного совета.
На основе это­го пару страниц идет разъяснение научным языком по второму вопросу: почему здание не представляет историко-культурной ценности.
И вывод:
Исключение из Единого государствен­ного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культу­ры) ОБОСНОВАННО (ПОЛО­ЖИТЕЛЬНОЕ заключение).

«Наличие декора на фасаде не может считаться утратой объекта…»
...Итак, каково же итоговое заключение экспертов, оценив­ших объект на ул. Советской, 36 в Уржуме?
Оно гласит: «установлено, что не разрушен практически весь объем стен здания, а так­же наличие декора на фасадах (медальона на аттике централь­ного объема и стилистического изображения солнца, театраль­ной маски и лиры), что в свою очередь не может считаться полной физической утратой объекта культурного наследия.
Кроме того, имеется доста­точное количество архивных фотографий Объекта, по ко­торым возможно осуществить воссоздание облика памятни­ка с достаточной степенью до­стоверности.
При этом будет соблюден один из принципов охраны объектов культурного насле­дия, предполагающий их не­прикосновенность от замены на «новодел» ключевых эле­ментов здания (стен с фасада­ми, кровель)».
Вот такой ответ на пер­вый из двух обязательных во­просов.
Заключение - ОТРИЦА­ТЕЛЬНОЕ (по мнению экспер­тов, объект должен оставаться в Реестре как памятник истории и культуры, оснований для исклю­чения нет).

Что сказали бы на Общественном совете?
Очень жаль, что не было ор­ганизовано общение экспертов с представителями общественно­сти Уржума (это несложно сде­лать и в режиме видеосвязи). Принцип гласности при прове­дении экспертиз обычно требу­ет и учета общественного мне­ния. Эксперты могли бы, опре­деляя, утрачено ли культурно-историческое значение объекта, учесть «общественный запрос на его сохранение».
- Какое мнение выразили бы уржумцы, гадать не надо. Но им очень интересно бы было выслушать, например, обоснова­ние экспертов того, как можно строить и эксплуатировать зда­ние на просевшем и деформи­рованном фундаменте? На ава­рийных выветренных стенах с просевшим углом и «трещина­ми во всю высоту»? Что име­ется в виду под предложением восстановить «руинированное» «без новостроя»?
- Всем было бы интерес­но узнать наконец-то, ради чего все-таки охраняется здание – где отдельно описанный «предмет охраны»? Где они - «ценные архитектурные элементы» или хотя бы детали? Если их не су­ществует, то почему здание до сих пор считается памятником истории и культуры?
- Можно ли считать охра­няемым современный вид фаса­да, созданный за несколько лет до включения объекта в Реестр, если ФЗ-73 требует рассматри­вать лишь объекты, созданные более 40 лет назад? Не противо­речит ли заключение комиссии о главенствующей роли в сохране­нии объекта жестяной чеканки 1980-х годов изготовления этим требованиям ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия…»?
- Не раскрыт остается и вопрос: что именно или какая часть здания охраняется? Это нигде не определено! Какой из вариантов фасада, форм крыши и т.д., сменявших друг друга в 20-м веке, комиссия сочла преж­ним «обликом памятника», кото­рый, по мнению экспертов, мож­но «воссоздать»?
- Почему руины здания на ул. Советской, 36 признаются памятником как «Здание теа­тра 19 века», если построенные в 1920-е годы деревянные кон­струкции театра сгорели еще в 1991-м году?
- Каким образом выводы экспертизы соответствуют ее содержанию? Комиссия, напри­мер, констатирует, что не вы­полнены все требования ст.18 ФЗ-73, необходимые для вклю­чения объекта в Реестр (в един­ственном выполненном требо­вании о времени постройки и то указаны ложные данные). И де­лается вывод, что объект должен находиться в Реестре.
- И самое главное: а где же разъяснение на второй обяза­тельный для вынесения за­ключения вопрос: утрачено ли историко-культурное значение этих руин? НУЖНО ЛИ охра­нять остатки здания, есть ли для этого достаточные причины? Разъяснения по этому вопросу в материалах экспертизы... нет!
Может быть, эксперты по за­бывчивости случайно сделали работу наполовину, сильно по­спешив сделать вывод?
- Непонятна и другая стран­ность: на первых страницах Акта экспертизы в предостав­ленных краеведческих докумен­тах объясняется, что в конце 19 века на этом месте стояли купе­ческие лавки, а первый камен­ный магазин купцы начали тут строить в 1912 году.
Но на следующих страни­цах в «Обосновании выводов экспертизы» экспертами дает­ся объяснение, почему ими дано отрицательное заключение:
«Экспертизой установлено следующее: исходя из прове­денного анализа правоуста­навливающих документов следует: дата строительства Объекта - кон. XIX в.»

И что дальше?
Далее есть два варианта раз­вития событий. ФЗ-73 гласит, что «региональный орган охра­ны объектов культурного насле­дия, федеральный орган... впра­ве не согласиться с заключени­ем экспертизы по следующим основаниям:
1) проведение экспертизы с нарушением требований насто­ящего Федерального закона;
2) несоответствие выводов экспертизы ее содержанию;
3) несоответствие выводов и содержания экспертизы требо­ваниям ФЗ».
То есть, если «региональный орган» опротестует решение экс­пертизы, оно может быть отме­нено и объект будет исключен из Реестра.
Или второй вариант: област­ное управление может согла­ситься, что экспертиза проведе­на и ее выводы сделаны в пол­ном соответствии с требовани­ями 73-ФЗ, вывод соответству­ет содержанию.
Надеемся на взвешенное ре­шение по важному для нашего города вопросу.
О. СУСЛОПАРОВ,
В. ШЕИН, краевед
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 13, 1 апреля 2023 г.
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (01.04.2023)
Просмотров: 78 | Теги: Уржум, памятник архитектуры, историческое наследие, Театр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта