РУССКИЙ РАЗМЕР 50/50
В культурной жизни Уржумского района случилось знаменательное событие: известный вятский живописец Виталий Красников 30 января в кругу друзей, коллег и почитателей его таланта отметил свое пятидесятилетие. А начиналась программа празднования в прошлом 2002 году. И было это так.
Не все одаренные, а тем более талантливые люди, как это с дуру кажется некоторым районным начальникам, родились в Уржуме. Но то, что уржумская земля для многих стала второй малой родиной и помогла раскрыть свой творческий потенциал – это факт. Человеком такой судьбы является Виталий Красников – наш земляк, художник. 1 августа состоялся вернисаж его персональной выставки. Экспозиция картин, икон, графики, проектов расположилась в здании музея Кирова.
Выставка посвящена предстоящему юбилею художника, который состоится на будущий год. Девиз выставки: «Русский размер 50х50».
Судьба Виталия Григорьевича складывалась достаточно сложно, и сложно, прежде всего, как художника-живописца. Надо сказать, что сегодня художник Красников больше известен как иконописец. Именно в этой ипостаси и вошел Виталий Григорьевич в историю нашей Кировской области, в историю Вятской и Слободской епархии. Я не оговорился: сегодня о Красникове можно и нужно говорить не как о личности, которая войдет в историю, а как о личности, которая уже в нее вошла. Этому утверждению есть все основания – иконописец Красников пишет иконы для иконостаса Борисо-Глебской церкви в селе Никульчино Слободского района Кировской области и для иконостаса Покровской церкви в городе Сосновка Вятско-Полянского района. Написаны и установлены иконы, написанные его рукой в иконостасе Покровской церкви города Сыктывкара. Самый грандиозный проект, который осуществляет Виталий Григорьевич – это работа над иконами для иконостаса храма Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии, что возведен в городе Кирове. Этот храм архитектора Е.Л. Скопина – самый величественный храм, украсивший вятскую землю за весь период, начиная с большевистского переворота 1917 года.
Безусловно, надвигающийся 50-летний юбилей для художника – это всего лишь рубеж зрелости и признания. В настоящее время Виталий Григорьевич много и плодотворно работает. Как далеко в развитии своего мастерства продвинется иконописец и как далеко пойдет его признание – предсказать сложно, но пока ясно одно: на рубеже столетий у нас появилась творческая личность, память о которой будет жить не одно столетие.
На выставке работы художника представлены таким образом, что представляют весь не очень-то длинный творческий путь. Вниманию зрителя представлены первые работы восьмидесятых годов, а также работы, которые написаны буквально в течение последнего года. В этом контексте интересно то, что некоторые ранние работы никак нельзя отнести к периоду становления Красникова как художника. Те, кто близко знаком с Виталием Григорьевич, кто постоянно следит за его творчеством - а это, в первую очередь, его друзья - отмечают, что период так называемого становления как бы и не было: картины, иконы, графику с удовольствием приобретали и приобретают, как 10-15 лет назад, так и сегодня.
Нельзя не сказать и о том, что Красников пробовал себя во многих направлениях художественного творчества, и всегда успешно – обо всем в короткой статье не написать. Может быть, когда-то, этим делом займутся искусствоведы.
И все же, не все представленные на выставке работы относятся к лучшим произведениям, которые успел к настоящему времени создать мастер. Особенно это относится, что отметили и посетители, к тем работам, которые посвящены Уржумскому Свято-Троицкому Собору. С этим мнением трудно не согласиться – с одной стороны, а с другой – этому обстоятельству есть несколько объективных причин. По признанию самого Виталия Григорьевича, он уже записался этой темой. Так получается, что все начинающие ценители изящности начинают создавать свои коллекции именно с этого сюжета. Почему именно с этого – понятно, но художнику от этого не легче – мастерство начинает перерастать в ремесло. И все же целый ряд работ, посвященных Свято-Троицкому Собору, выполнен на высоком художественном уровне, но именно этих-то работ в представленной экспозиции не оказалось. Стоит отметить, что именно Красников наиболее талантливо пишет главный храм нашего благочиния. И в этом нет ничего удивительного, поскольку Виталий Григорьевич лучше других знает природу, внутреннее, доступное пониманию только архитектора, устройство храма.
В. Красников. Собор
(с сайта Уржумский епархиальный вестник)
В свое время Виталий Григорьевич учился архитектуре в институте. Правда, учеба не увенчалась дипломным проектом – не дали. И не только не дали закончить обучение, но чуть не отправили на заготовку леса в качестве ЗэКа. Причина – увлечение иконописью, реставрацией икон. Но, как говорится, нет худа без добра: не случись этого недоразумения в жизни будущего художника – и мы бы не имели возможности говорить о том, что уржумская земля дала замечательного художника-иконописца. Не без сарказма, но может, стоит сказать спасибо тем кэгэбэшникам, которые пытались замордовать молодой талант.
В заключение. Не хочется снова писать, но и молчать не можно. О том, что состоится открытие выставки, знал лишь узкий круг лиц. Как-то так получилось, но искусство, которое «принадлежит народу», оказалась, как бы приватизированным: никакой рекламы, ничего подобного не было. А были на вернисаже сотрудники районной администрации и некоторых ее служб, а также те, кого сочли возможным пригласить.
В.Зорин
"Уржумские Ведомости" |