РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА
Г.В. Шуклина
С чего начинается долгий и трудный путь в большое искусство? По-моему, с семьи, с взаимоотношений между родителями и детьми, с того, как взрослые относятся к первым творческим пробам юного художника, поэта или писателя, помогают ли сделать следующий шаг или наоборот…
Девочка Галя постоянно что-то рисовала. Однажды, когда родители, только что поклеившие светлые обои в одной из комнат, отдыхали, дочка, вообразив, что перед ней большущий лист ватмана, стала рисовать прямо на стене. По этому поводу вспоминается случай, произошедший ещё в XIX веке с вятским мальчиком Аполлинарием, который в рисунках мелом на стене детской комнаты «выстраивал» целые деревни. В последующем он достиг всемирной славы и признания, став знаменитым живописцем. Это А.М. Васнецов. Конечно, параллель слишком смелая, да и не было у девочки старшего брата-художника, который мог стать для неё наставником.
Детская мечта Галины научиться хорошо рисовать в юные годы так и не осуществилась. Причина была простой: художественная школа находилась далеко, а родители не могли постоянно сопровождать девочку на занятия, поэтому отдали дочку в… хореографический кружок расположенного рядом кировского Дворца пионеров. До сих пор эта стройная женщина сохранила изящную грациозность движений и летящую походку. Но о заветной цели Галина не забыла; набравшись терпения, шла к ней, продолжая рисовать, постоянно совершенствовалась в этом. После окончания общеобразовательной школы, считая свои знания недостаточными, ещё год готовилась к поступлению в Кировское художественное училище. И поступила, и отучилась хорошо. Преподаватели и друзья-художники, видя в ней талантливого и трудолюбивого человека, советовали продолжить обучение, но её снова не поддержали родители…
По распределению попала Галина в Кировский краеведческий музей, стала оформлять различные выставки, периодически меняющиеся экспозиции. Здесь она и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Леонидовичем Шуклиным, выпускником исторического факультета МГУ и преподавателем Кировского пединститута. Вместе они стали посещать занятия литературного клуба «Верлибр» (Сергей Леонидович выпустил несколько самиздатовских стихотворных сборников и в 1988 году был удостоен областной литературной премии). Итогом этого стал большой цикл шаржей Галины Владиленовны на вятских литераторов, художников, представителей других видов искусства, опубликованных в журнале «Авангард», издававшемся в областном центре в конце 1980-х годов. В 2013 году вятский литератор Михаил Коковихин использовал их для иллюстрирования книги «Знатные люди Вятки».
Общие интересы двух творческих людей привели к супружеской жизни. Когда Галина Владиленовна готовилась стать матерью, молодожёны решили перебраться в Уржум, где экологическая обстановки была гораздо лучше, чем в Кирове. На первое время поселились у родителей мужа, благо, жилплощадь позволяла. Почти рядом с домом располагалась средняя школа № 1, туда и определилась на работу на несколько месяцев будущая мама. Но вела не уроки изобразительного искусства, а домоводство, поскольку именно эта вакансия была свободной. Да и директор понимал, что беременная учительница проработает в школе недолго. Так началось первое «хождение в учительство» Г.В. Шуклиной. Обучать детей вязанию и вышивке, изготовлению поделок из различного материала и соответствующему их оформлению ей нравилось. Делилась с девочками тем, что хорошо умела делать сама.
Галина Владиленовна, прожившая почти 25 лет в областном центре, долго не могла привыкнуть к провинциальной жизни вятской глубинки. Удивлялась старушкам, которые в силу отсутствия благоустройства в домах шли на колонку за водой с чайниками, так как ведро им было не поднять. Не понимала, как женщины, сидя на лавочке, могли пить водку из горла и материться на всю улицу… А таких довольно неприглядных картинок уржумской действительности того времени она повидала немало.
В 1991 году у Шуклиных родилась дочка, которую назвали Марией. Хлопот и забот прибавилось. Сергей Леонидович в это время кардинально меняет свой жизненный путь и становится православным священником. Семья переезжает сначала в село Каринку Кирово-Чепецкого района, а затем в Афанасьево, где отец Сергий, окончивший Вятское духовное училище, служил настоятелем. Приспособиться к крестьянской жизни было не просто, а нужно было стать «как все», то есть держать скотину, выращивать на огороде овощи… Добрые сельские жители, уважительно относившиеся к семье священника, готовы были прийти на помощь матушке, у которой родился сын Тимофей. Но всё-таки, пытаясь наладить быт, Шуклины переехали в Вятку и, прожив там всего полгода, вернулись в Уржум.
С 2006 года Галина Владиленовна стала работать в музее С.М. Кирова, вспомнила, как трудилась прежде в Вятке оформителем. Потом пригласили в среднюю школу № 1, получившую статус гимназии. Вела кружок и занятия в группах продлённого дня, художественно оформляла столовую, кабинеты; вместе с Еленой Фёдоровной Никулиной — музей истории, который также стал мемориальным классом поэта и переводчика Николая Заболоцкого, выпускника этого учебного заведения.
На занятии в гимназии
Дальше — больше. Пригласили Галину Владиленовну в Уржумскую детскую школу искусств учить детей художественному творчеству. Сейчас она ведёт несколько групп. Сама атмосфера школы искусств способствует творчеству: звучат музыкальные инструменты, слышны поющие детские голоса… Как же юным художникам под такое сопровождение не творить карандашом и кистью прекрасные работы?!
Отдавая много сил ученикам и семье, в которой снова прибавление — дочка Сонечка, Г.В. Шуклина была вынуждена личное творчество отодвинуть на второй план, но всё же старалась по возможности выкроить время на себя. Начала с акварелей — пейзажи, натюрморты. Первая выставка её работ с успехом прошла в стенах детской школы искусств. Небольшие свои картины Галина Владиленовна подарила друзьям и знакомым, некоторые продала за чисто символическую цену. Так её искусство пошло в народ. Используя учебный класс как мастерскую, перешла к следующему этапу творческой деятельности — попробовала писать акриловыми красками. Они не такие пахучие, как масляные, для работы с которыми потребовалось бы отдельное помещение с хорошей вентиляцией. Итог — участие с 2006 года в выставках местных художников.
Одна из творческих тем Галины Шуклиной — город Уржум, но не всем известные достопримечательности, а несколько необычные сюжеты. Вот на обочине дороги, почти затопленной огромной лужей весенней воды, на табуретке стоит одинокая гармонь… На полотне «Ванильное небо над Уржумом» сквозь ветви деревьев виднеется водонапорная башня. Вроде бы обыденность, но автор сумела найти в этом что-то неординарное и перенести на холст. Эта работа — одна из пяти картин серии «Уржум в стиле хокку». Каждую сопровождает небольшой стих, например, к «Ванильному небу» он такой:
«Солнце запуталось в ветвях деревьев.
Башне мнится, что она Фудзияма.
Дадут ли завтра воду?».
Из картин Галины Владиленовны мне особо полюбилась необычная работа «Сахар и сожаление», на которой в масштабе галактики изображён и Уржум. Его мы узнаём по Троицкому собору и Митрофаниевской колокольне. Помещён городок на поверхности чашки. В облаках вместо солнца повисла долька лимона, горький сок которой дождём падает на дома и деревья. На блюдце лежат кусочки сахара, некоторые уже улетели в космические дали… Быть может, этим автор хотела сказать, что жизнь на уржумской земле не такая уж сладкая, и поэтому молодёжь отправляется куда-то далеко в поисках счастливого будущего…
В прошлом году на выставке картин в музейно-выставочном центре внимание посетителей привлекла работа Г.В. Шуклиной «Любовь с первого взгляда». А ещё там было много картин с разными птичками: снегирями и синичками, свиристелями, корольками и пеночками. Изображены они в стиле японского минимализма и были размещены по всему большому залу, наполнив его весёлым настроением. Была в них какая-то изюминка, притягивающая взоры посетителей выставки. Есть в творчестве Галины Владиленовны тема, традиционная для местных живописцев. Это Уржум, изображённый с юго-востока. На этой картине мы почти не видим домов и улиц; главными героями полотна стали Троицкий красавец-собор и колоколенка, белой свечой возносящаяся к небесам. Остальное пространство затянула густая зелень деревьев…
А что же дети Шуклиных? Пошли ли по творческой стезе? Мария после долгих исканий поступила и окончила вуз, получив специальность «сценарист-драматург». Тимофей учится в магистратуре Вятского государственного университета на историческом факультете. Сонечка пока не определилась с будущей профессией, у неё всё ещё впереди.
ВЛАДИМИР Шеин
Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 3 (377) 2019 |