Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [82]
Археология [7]
Великая Отечественная война [76]
Военная служба [9]
Военные истории [12]
Возвращение имён [20]
Генеалогия [4]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [19]
Годы революции и гражданской войны [32]
Горячие точки [15]
Госслужба [8]
Депутаты Государственной Думы [5]
Иностранцы в Уржуме [14]
Интересные люди [31]
Исторические, заповедные и памятные места [2]
Исторические справки [21]
История, легенды народов, вера [16]
Комсомольская жизнь [5]
Краеведение и краеведы [23]
Культура и искусство [208]
Лесное хозяйство [18]
Люди науки [42]
Медицина [46]
Монастыри, церкви, часовни [29]
Музеи [16]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [105]
Правопорядок, спецслужбы [46]
Православная страница [91]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Почта, марки, открытки [8]
Промыслы, ремёсла [32]
Промышленность, производство, передовики [59]
Революционеры [11]
Реки, озёра, пруды и родники [12]
Сельские поселения [167]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [53]
Топонимика, ономастика [7]
Торговля, ярмарки [8]
Транспорт, дороги [9]
Удивительные судьбы [182]
Уржум в прошлом [26]
Уржум в настоящем [18]
Уржум - улицы и дома [1]
Уржумский уезд [36]
Флора и фауна, природа [7]
Разное [1]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Культура и искусство

Птицы из «едемского рая» Соревнование Луки Гребнева с великими
Птицы из «едемского рая»
Соревнование Луки Гребнева с великими

  
Л. Гребнев. Алконост. Сирин. Открытки 1908-1915 гг.

Еще в 1922 году сотрудники Малмыжского уездного музея Н. Машковцев, А. Пентегов и И. Худяков, описывая свой визит к жившему в селе Старая Тушка бывшему основателю старообрядческой типографии Луке Гребневу, в своем рукописном отчете особо отметили «великолепные клише заставок, собственноручно им гравированные на дереве».

Убедиться в том, что «Лука Арефьевич - не только печатник, но и талантливый художник, тонко владеющий кистью, изумительный график и безукоризненный гравер по дереву», ныне может любой: в 2001-м вся известная на сегодняшний день орнаментика, использовавшаяся Гребневым при создании печатной продукции, была опубликована в екатеринбургском сборнике «Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий».

В числе оригинальных графических произведений обращают на себя внимание клише открыток (открытых писем) с изображением «райских птиц» Алконоста и Сирина, выпускавшихся в «христианской типографии церковно-славянских, богослужебных и поучительных книг» в 1908-1915 годах и пользовавшихся, судя по крупным тиражам и невысокой цене (в разное время за пару - от 3 до 5 коп., за сотню - от 1 руб. до 1 руб. 40 коп.), большой популярностью у покупателей. По воспоминаниям уроженца соседней со Старой Тушкой деревни Куженерка Бориса Мосунова, их даже наклеивали на внутренние крышки сундуков. Подобное он видел в своем пришедшемся на 1940-е детстве.

Лишним подтверждением спроса на «Алконоста» и «Сирина» служит, в частности, то, что среди огромного числа переданных Гребневым в советское время в Новотушкинский музей местного края книг, брошюр, документов и различных бумаг - открыток с «райскими птицами» не оказалось, хотя в перечне даров обозначены и «поздравительное пасхальное письмо», и «поздравительная пасхальная карточка», и «поздравительное рождественское письмо».

Не касаясь истории еще в древности пришедших на Русь с Востока представлений о мифических существах с головой женщины и туловищем птицы, столь любимых русскими людьми, укажем на то, что интерес к ним в нашем Отечестве особенно обострился на рубеже XIX-XX столетий. Именно тогда, как написал в рассказе «Виктор-горожанин» непревзойденный знаток народного быта Борис Шергин, «нам открылась неповторимая красота северно-русской культуры».

Для многих в это время, говоря словами другого народознатца - Николая Клюева, вновь начали становиться «явью родимой, простой» образы «Горыныча, Сирина, Царя Кащея». Происходя, как и Гребнев, из старообрядческой среды, «олонецкий ведун» (Клюев) и сам способствовал возвращению этой «яви» в жизнь, населяя свою поэтическую «алконостную Россию» «райскими птицами», особенно «красным гостем» Сирином.

Немалую лепту в пробуждение памяти о крылатых сказочных существах внесли земляк Гребнева Виктор Васнецов с его картиной «Песнь радости и печали» («Сирин и Алконост»), а также другой известный художник - Иван Билибин, чья работа «Райская птица Сирин» выпускалась «в пользу общины св. Евгении» Товариществом Голике и Вильборг в виде красочного открытого письма.


И. Билибин. Райская птица Сирин. Открытка 1905 г.

Созданная в 1905 году, она была явно известна жившему тогда в Москве Гребневу. Иначе чем объяснить, что оборот билибинской открытки с указанием мест для письма, адреса и почтовой марки практически совпадает с оборотной стороной ее более поздних старотушкинских «сестер»? Единственное расхождение (если не считать написанного без мягкого знака слова «письма»): на месте эмблемы Общины святой Евгении старообрядческий типограф поместил взятые в двойную рамку слова: «Где любовь, там и Богъ».

Но само изображение Сирина, представление о котором у Билибина сложилось по светским лубочным картинкам XVIII-XIX вв., образцом для Гребнева служить никак не могло. Выписанное не по канонам, осовремененное художником лицо и выставленные напоказ, как циркулем выведенные груди были неприемлемы для ревнителя строгой христианской нравственности, о чем говорит хотя бы такой факт.

Когда в типографии московской Преображенской общины, в которой работал Гребнев, обсуждалось содержание пробного выпуска «Азбуки», Лука Арефьевич, говорится в одной из работ уральской исследовательницы его жизни и деятельности Ирины Починской, «возражал против включения в нее так называемого «десятословия Моисеева», в котором печатника смущала заповедь «не прелюбодействуй и не пожелай жены ближнего своего». Обучаться по этой книге, говорил он, будут 8-летние дети, поэтому слишком многое им придется объяснять «без нужды и без времени», в том числе касаться вопроса о браках».

Этот спор и определил решение Гребнева покинуть Москву, чтобы основать на своей родине собственную типографию. В Старую Тушку он вернулся с клише «птичьих» открыток, которые, как явствует сделанная в альбоме орнаментики надпись, были собственноручно «Л.А.Г. вытравлены на цинке в граверной мастерской Н. Ермолова, Москва, по заказу Л. Гребнева по собственному рисунку».

Открытые письма с изображением «райских птиц» значатся в каталогах и извещениях о вышедшей из печати продукции старотушкинской типографии, но на обороте одного из них (с «портретом» Алконоста») указано: «Казань, Б.-Проломная, дом Красниковой, Скоропечатня Окунь». Возможно, здесь появлялся на свет и гребневский «Алконост».

В отличие от билибинской открытки творения Гребнева - черно-белые. Но, несмотря на отсутствие цвета, они так же притягивают и радуют взор. Такое впечатление, что талантливый гравер писал «райских птиц» с натуры: настолько четко выписаны их лики, каждое перышко, каждый листочек «мирового древа», растущего, согласно традиционно приводимым под изображением сведениям из «Книги Гранограф», «на востоце в едемском раю».

Ни на йоту не отступив от канона, которому следовали его предшественники-старообрядцы, и являясь продолжателем традиций «древляго благочестия», Гребнев тем не менее создал совершенно оригинальные изображения Сирина и Алконоста, обещающих праведникам «будущую радость». Не поют ли эти птицы для раба Божия Луки, умученного в безбожные годы за свою искреннюю веру?

Владимир СЕМИБРАТОВ,
член Организации российских библиофилов

ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич род. в 1867 в д. Дергачи Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина-старообрядца. В с. Старая Тушка Малмыжского уезда основал единственную в своем роде типографию, где печатались прежде всего книги и брошюры религиозно-нравственного содержания, пользовавшиеся огромным спросом в Вятском крае и за его пределами. Благодаря Гребневу Старая Тушка стала одним из крупных центров русского староверия.


Л. Гребнев с книгой и односельчанами

Лука Арефьевич был духовным отцом местной общины верующих, обучал детей грамоте и церковному пению. Он мастерски писал и отливал из меди иконы, был творцом картин и гравюр и автором полемических и поэтических произведений. Страстный библиофил, обладатель уникального собрания старопечатных книг и рукописей, в 1920-е он, опасаясь очередного ареста, почти все свои сокровища передал в Новотушкинский музей местного края, но лишь малая их часть дошла до наших дней, попав в научные центры Кирова, СПб и Екатеринбурга. За «контрреволюционную пропаганду и агитацию» Гребнев по 58-й статье был осужден на трехгодичную ссылку. Умер в 1932 в Котласе по пути следования в Северный край.
Источник: 
http://binokl-vyatka.narod.ru

Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (23.09.2019)
Просмотров: 72 | Теги: райские птицы, Гребнев, Уржум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора