Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Предан родному городу

Предан родному городу

Родился Николай Карташов в 1949 году. Детство и юность прошли в пригороде Уржума - деревне Петряево.

Серьёзное увлечение рисунком началось у Николая со школы, с оформления стенных газет. Ещё он помнит, как в детстве отец нарисовал карандашом вздыбленного коня. Да так хорошо изобразил, что рисунок надолго сделался эталоном прекрасного для паренька. Это и стало той отправной точкой, когда родилось его пристрастие к искусству.

Как и любой школьник тех лет, Николай трудился в каникулы в колхозе, больше вручную да на лошадях. Сначала на сенокосе, а потом и на уборке зерновых. Но хватало у него времени обращать внимание на природу, примечать что-то такое, что не могли сделать его сверстники. Так он полюбил её.

После окончания средней школы имени Ленина Н. Карташов поступает в Аркульское речное училище. Наверное, юношеская романтика брала своё, хотелось чего-то нового, неизведанного и путешествий. А, может, он наслушался рассказов своего наставника в живописи И.Е. Веприкова о его речных странствиях. Но долго поплавать на теплоходе и буксире в качестве штурмана-помощника механика Николаю не пришлось, ушёл в армию.

Служа в рядах Вооружённых Сил СССР, он смог продолжать понравившееся ему увлечение во время оформления различных помещений. Там, в армии, он ближе познакомился со своей будущей профессией художника-оформителя.

- После службы приехал в Уржум, устроился на работу автослесарем в «Сельхозтехнику». Как говорится, по старой памяти оформлял на предприятии стенгазеты, помогал художнику в работе, - вспоминает Николай Карташов. - Потом меня пригласили работать художником-оформителем на птицефабрику. Много мне помог в постижении азов новой профессии Александр Петрович Кожевников. А основы рисунка и живописи получил ещё в начале шестидесятых годов (тогда я был ещё школьником) в изостудии при Доме культуры, занятия в которой вёл Иван Ефимович Веприков.

В основном, если можно так сказать, Николай Карташов в начале своей творческой деятельности специализировался на акварельных и гуашевых работах. В его акварелях - смелость светоцветового решения, сила, свобода мазка.

Николай Карташов - художник-самоучка. Он не заканчивал какого-то специального учебного заведения. А мастерство совершенствовал благодаря кропотливости и усердию в работе, желанию творить лучше, доставляя этим радость не только себе, но и окружающим его людям.

На ноябрьской 1990 года выставке-аукционе, 10 процентов от выручки на котором было передано на реставрацию Троицкого собора в Уржуме, я приобрёл первую картину Карташова. На ней Митрофаниевская колокольня выглядит, словно чуть теплящаяся свеча памяти по старому, уже ушедшему времени, по тому городу, которого давно нет. Он стал Историей. Старинные белокаменные здания, Троицкий собор утопают в зелени деревьев и кустарников. Вид города дан с холма. На переднем плане стебли ещё зелёной травы, а рядом - её сухие метёлки, белые головки одуванчиков. Чуть ниже - купы деревьев. В город, извиваясь, ведёт дорога. По ней мы и «входим» в Уржум.

Смотря на картину, вы не найдёте некоторых знакомых новых зданий, чёрных труб кочегарок, столбов линий электропередач. Да, этого нет. Художник изобразил как бы город-символ, город-исторический памятник, возносящийся Митрофаниевской колокольней к лёгким белым облакам.

Это мечта художника. В картину она воплотилась только в 1990 году, причём, не сразу, он работал над ней несколько месяцев. Гуашь, ДВП и мастерство - вот, кажется, и всё, что нужно. Но за этим стоит долгий упорный труд, поиски того изображения, что в конечном итоге стало произведением искусства.

Живописными полотнами Н.Н. Карташова уже долгие годы украшают свои квартиры и дома не только уржумцы, их увозят на память о малой родине во многие города России те, кто родился здесь и провёл в этом небольшом тихом вятском городке детство и юность. Поглядят на родные просторы, на спокойную природу, на очертания церквей и зданий родного Уржума, и отойдёт, отхлынет ностальгия, грусть-печаль по родине, по прошлому.

В своих картинах художник старается передать не только цвет и общее состояние природы, а изобразить её так правдиво, чтобы от дороги пахло пылью, а от сухой травы - сеном, чтобы от сосновых колючек шёл именно сосновый аромат, а от снежного леса зритель почувствовал морозную свежесть, у реки в утреннем тумане ощутил прохладу и сырость. Он любит добиваться в своих произведениях «дребезжания» света и воздуха. И, я считаю, это ему удаётся.

В 2009 году Николай Николаевич сделал очень щедрый подарок любителям и ценителям его творчества. Выставка в музее С.М. Кирова собрала более шестидесяти живописных работ художника. Самых лучших! Они разные и по годам написания, и по сюжету, и по манере исполнения. Пейзажи окрестностей города: луга, леса и реки, причём представлены во все времена года. Сам Уржум, то в утренней дымке, то в ярких лучах полуденного солнца, то в серых осенних сумерках. Он изображен с разных точек: с Отрясовской горы или от Берсенихи, а то и с дороги на аэропорт или с северо-востока. На его полотнах мы узнаём места под Архангельским или Рождественским, под Шубино или Петряево, Теребиловкой или у Белой речки. А ещё натюрморты. Они тоже потрясали зрителей своим многообразием («Луговые цветы», «Барбарис», «Золотой букет», «Яблоки. Сирень», «Астры» и другие).

Так Карташов отметил свой юбилей - 60 лет, большую часть из которых он постоянно радует нас с вами прекрасными картинами. Ликующими и торжественными, солнечными и весёлыми, дарящими настоящий праздник большого и прекрасного зрелища.

Позволю себе представить несколько работ художника с этой выставки.

«Зимняя роща». Берёзы. Желтовато-серо-белые стволы к корню почти сливаются в сплошной тёмный пепельный тон. Их ветви переплелись на фоне голубоватого с отливом серебра снега и почти такого же неба, и кажутся ажурной сеткой, сложный узор которой сплела для нас сама природа. За просвечивающими силуэтами деревьев угадываются засыпанные снегом голубоватые крыши домов. На переднем плане - припорошенные снегом крохотные ёлочки и стебли сухих трав. Ничто не потревожит их здесь, под защитой более взрослых собратьев. Стройные молодые деревца под кронами старых берёз тянутся к свету. Взрослые деревья наклонились в разные стороны. Похоже, что под лёгким ветерком шебарша замёрзшими ветвями они шушукаются, неспешно беседуют друг с другом. Прозрачно-голубые скользящие тени лежат на жемчужно-сером снегу. Картина - как зимняя сказка природы. Живопись в ней доведена до такой красоты и совершенства, что невольно задаёшь себе вопрос: «Неужели это сотворил человек?» Вроде бы каждый день не по разу смотрю на эту работу Карташова. Но она вновь притягивает мой взор, который при виде этих берёзок отдыхает, а душа радуется.

Тих и спокоен умирающий уржумский вечер. «Старица». С высоты берега Уржумки через ветви деревьев и кустов, за серой гладью реки зрителю представляется дымчатый силуэт родного с детства города. Художник не заставляет вглядываться в предметные детали пейзажа, а это нелегко сделать. Он старается сохранить цельность восприятия исходя из контрастов голубой светлой дали небес и более тёмного переднего плана. Картину (кстати, одну из самых больших на выставке) нельзя назвать хмурой или сумрачной, хотя изображена на ней поздняя осень. Ещё зеленеет трава на лугу, ещё не все листья пожелтели и облетели с деревьев, ещё чувствуется тепло, которое природа дарит нам. Так и само полотно, вроде бы обычный сюжет, давно знакомый городок, неброская природа, но как этот пейзаж горячит кровь, волнует сердце, будоражит чувства!..

«Осень в Уржуме». Вид на Казанскую церковь. Совсем небольшая, но очень интересная картина. Художник даёт нам вид южной части города с высоты холма. Контрастные тёмные голые ветви переднего плана, словно выпирают из плоской картины. Сквозь них проглядывают уже пожелтевшие кроны деревьев, в которых теряются дома. Только храм возвышается над бушующим осенним морем листвы. Купол не серебрится в лучах солнца - пасмурно. На нём не видно креста, то ли он растворился в осенней дымке (тогда художник показывает нам дореволюционный Уржум) или его уже спилили (значит, современные дни). Понять это сложно, потому что нет на картине новых зданий. Одним словом, зритель сам определяет то время, какое представлено автором. Но ясно одно - это уржумская тихая и немного печальная осень. Изображение кажется нам объёмным, стереоскопическим - так ярко и правдиво написана картина.

Задумкой художника было создать серию полотен с видами храмов земли уржумской. И мечта два-три года назад воплотилась в его произведениях. Начало ей положила работа с Троицким собором города.


Н. Карташов. Троицкий собор.

Затем последовали другие, на одной из которых автор изобразил Казанскую церковь в Уржуме. Следом он написал церкви в сёлах Архангельском, Рождественском и в Верхней Шурме. Для такой ответственной работы нужен особый настрой, душевный порыв.

Выставки произведений художников в нашем небольшом городке - редкость. От силы раза три - четыре в году. Поэтому они становятся для тех уржумцев, кто любит и ценит живопись, настоящим праздником.

Николай Николаевич с небольшим, но всё-таки сожалением расстаётся со своими работами. С одной стороны, он и пишет их для того, чтобы ими обладали другие, чтобы эти пейзажи и натюрморты тоже радовали их взоры. А с другой, - тем не менее, их жаль. Ведь каждая написана только в одном экземпляре. Это не гравюра, её не напечатаешь, сколько тебе надо. И за те долгие часы, которые Карташов проводит на этюдах, а потом наедине с картиной в мастерской, он успевает её хотя бы немножко, но полюбить.

Приобретают работы Николая Николаевича и в подарок кому-то из знакомых, и для того, чтобы вручить трудовому коллективу в день юбилея или иного знаменательного события. Много увозят в Киров и другие города России. Есть его картины даже в Италии и Германии.

Владимир Шеин.

Источник: Уржумский епархиальный вестник, № 7 сентябрь 2013 года

Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (19.11.2017)
Просмотров: 496 | Теги: карташов, художник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта