Поляков Вениамин Павлович
(1922-2016)
Родился Вениамин Павлович 14.02.1922 в селе Лопьял Уржумского района Кировской области и ушёл из жизни 29 декабря 2016 года, не дожив немного до своего 95-летия… Фронтовик, актёр, режиссёр, преподаватель, он олицетворял собой целую Вселенную, единственную в своей уникальности и интеллектуальной насыщенности…
Уржумский период – из воспоминаний Вениамина Павловича
- Город Уржум известен тем, что там родился Сергей Киров. Есть такая книга Антонины Голубевой «Мальчик из Уржума», я ее тоже в детстве читал. Когда Кирова погубили, мне было двенадцать лет, и я хорошо помню, как мы всей школой грустили и негодовали. А через год, по ходатайству ленинградских рабочих, в Уржуме открылся профессиональный театр. Рабочие хотели, чтобы на родине Кирова был памятник культуры по нему. Таким памятником и стал театр. Он был организован на базе студии Театра имени Вахтангова: студийный выпуск во главе с режиссером, педагогом Михаилом Троянским приехал в Уржум и стал там работать – это уже сам по себе очень интересный факт. Первые годы Театр Вахтангова осуществлял творческое руководство над уржумским коллективом, причем оно не было формальным. Лучшие актеры и режиссеры вахтанговцев подарили этому маленькому городку, можно сказать, лучшие порывы своей души – ставили там спектакли. Мне посчастливилось, что я начинал в таком благодатном для учебы и творчества театре.
Он стал актером в 16 лет. В 19 был призван на войну, откуда вернулся в свой театр с покалеченной рукой.
- Я сказал главному режиссеру, что не могу играть, у меня же гипс. Он говорит: «Ничего. Будешь всех недобитых немцев играть и всех наших героев-красноармейцев». Вот я их и играл.
А это сценка из сказки. Прилетал Змей Горыныч, и всех как бы разбрасывало ветром. Поляков ложился на край сундука и «вертелся на пупе», делая три оборота. Коллеги удивлялись: «Как ты ухитряешься с твоим-то ранением!»
Его жизнь и судьба
…Его жизнь и судьба были сопряжены с историей страны, с её одним из самых драматических периодов – Великой Отечественной войной. Когда 22 июня 1941 года Германия всей своей технической мощью обрушилась на Советский Союз, уроженец Кировской области, актёр и режиссёр Уржумского театра, Вениамин Павлович находился на гастролях в Марийской республике. Через месяц, 22 июля, 19-летнего юношу призвали... Вениамин Павлович прошёл подготовку в Смоленском пулемётном училище и, получив через шесть с половиной месяцев лейтенантские погоны, был направлен в действующую армию... Военное лихолетье, тяжелое ранение, госпитали – суровая школа жизни, которая, с одной стороны, закаляет настоящих людей, делая их физически и нравственно более стойкими, а с другой - обостряет в них чувство личной причастности ко всему, что происходит в истории не только страны, но и человечества… Вениамин Павлович никогда не терял веры в Добро, Справедливость и Милосердие, и вся его жизнь и в годы войны, и после – тому подтверждение.
«Одна, но пламенная страсть» была присуща Вениамину Павловичу на протяжении всего его земного пути – это Любовь к театру как в конкретном контексте, так и в широком, метафорическом смысле. Сначала это, конечно, Уржумский театр, затем Волгоградский и наконец – Северодвинский. Актёр, режиссёр, директор – в каждой из этих ипостасей Вениамин Павлович проявлял себя ярко, талантливо, а в непростые времена – по-настоящему мудро. И еще один театр – Онежский народный – стал для Вениамина Павловича долгим прощанием с профессиональной режиссёрской работой. Только в 2005 году он, по настоянию близких, прекратил поездки в Онегу, но это не означало – забыл. К нему по-прежнему обращались за советом, консультацией и просто за человеческим общением…
…Театр всегда занимал в жизни Вениамина Павловича важнейшее место. Именно театру он отдавал и любовь, и страсть, и творческую энергию, ибо всегда знал – искусству Мельпомены нельзя служить вполсилы. Только полная самоотдача – другого своенравная богиня не приемлет.
Где бы ни работал Вениамин Павлович, там всегда царило самозабвенное творчество во славу театра! Его жизнь подтверждает простое правило: достойная и одарённая личность всегда найдет применение своему таланту. Поэтому Архангельский колледж культуры и искусства – явление закономерное в профессиональной и личной биографии этого удивительного и интеллигентного в самом высоком смысле Человека. Педагогическая деятельность Вениамина Павловича была направлена на приобщение студентов колледжа к театральному священнодействию, формирование у них духовных и эстетических потребностей, основанных на истинной красоте и гармонии.
…Выпускники театрального отделения разных лет с благодарностью вспоминают Мастера и его преданность профессии, сосредоточенность на достижениях человеческого духа, столь мощно проявляющего себя на сцене во все времена и эпохи! Он помогал студентам приобщаться к источнику Вечной красоты, вел по лабиринтам познания, учил создавать Прекрасное в собственных душах и на подмостках театра!
…Вениамин Павлович стал знаковым этапом исторической судьбы колледжа, в которую все мы – преподаватели, сотрудники, студенты, выпускники – так или иначе вовлечены в силу наших профессиональных и личностных интересов и пристрастий. Уходят лучшие, и прощание с ними всегда долгое, пронзительное, сокровенное… Так не хочется говорить: «Прощайте, Вениамин Павлович…» И тем не менее, - сказать нужно… Но это «прощайте» относится только к земному существованию Вениамина Павловича, а во вселенском масштабе мы всё равно остаемся близкими и родными друг другу людьми… Ибо у Вечности нет границ – значит, Любовь бессмертна.
Дочь Вениамина Павловича Галина Полякова пошла по стопам отца, она тоже педагог – преподает русскую литературу в Северном (Арктическом) федеральном университете.
Источники:
1. http://www.vdvsn.ru
2. http://www.colart29.ru |