Под сенью храма
Семья Кутузовых (к сожалению, не в полном составе).
В один из дней начала весны 2014 года в кабинете епископа Уржумского и Омутнинского Даниила я обратил внимание на скромно стоящую на шкафу картину. Она была ещё без рамы, но сразу привлекла моё внимание.
Зима лютует. Холодные бело-голубые тона засыпавшего дома и землю снега чуть «разбавлены» бледной желтизной светила, которое чуть просвечивает сквозь дымку облаков и отражается в застывшей реке. Город заслоняют собой прибрежные кусты и деревья, снеговой убор которых тоже подкрашен неяркими солнечными лучами. В обрамлении ветвей высоко на горе рдеет Свято-Троицкий собор, колокольня которого почти растворяется в белёсом небосводе. Домишки, стоящие на косогоре, затянуло морозное марево. Только благодаря изображению храма зритель узнаёт на картине Уржум.
«Искрится солнце на ветвях» (2013). И. Кутузов
По манере исполнения, подбору красок, цветовой гамме и композиции она очень походила на работу «Зимняя уржумская сказка» белорусского художника А.Н. Захаренко, который работал в нашем городе зимой и летом 2013 года. Поэтому, несколько удивившись, спросил владыку Даниила о том, кто же автор того холста, что находится у него в кабинете.
- Художник наш, местный. Эту картину написал глава отдела хозяйственного служения епархии Игорь Кутузов, - ответил он. И сразу задал встречный вопрос. - А что, понравилось?
- Безусловно.
Если сравнивать работу И. Кутузова «Искрится солнце на ветвях» (2013) с полотном более маститого художника, то, конечно же, можно найти отличия. Но это не копия, а самостоятельное произведение искусства. В ней чувствуется рука начинающего мастера, которая со временем и накопленным опытом постепенно окрепнет.
Картина вызвала у меня какое-то радостное чувство, на душе сразу повеселело, настроение стало приподнятым. Если бы не тот морозный день, что изображён на ней, то можно было бы подумать, что автор хотел показать нам конец зимы, когда солнце поднимается уже повыше, светит пожарче. От работы как бы повеяло торжеством, радостью, которые художник заметил в природе, добавил сюда свои чувства, и сумел всё это перенести на холст.
Так заочно началось моё знакомство с однофамильцем великого полководца.
Биография его проста. Игорь Кутузов родился в Уржуме. Через три года семья переехала в Русское Тимкино, где он окончил школу-девятилетку. Потом учёба на зоотехника в уржумском зооветтехникуме (знания, полученные там, он применяет и сейчас). После занятий ходил в Центр дополнительного образования детей, занимался в кружке резьбы по дереву. Увлечение решил сделать профессией и поступил в Кунгурский государственный художественный колледж на отделение художественной обработки дерева. Здесь же познакомился с будущей женой Лидией, но свадьбу сыграли только через два года, когда Игорь вернулся из армии. Жили в Уржуме, затем в Екатеринбурге, но в 2009 году вернулись в наш городок.
Именно здесь судьба свела Игоря Кутузова с отцом Андреем Лебедевым - настоятелем Свято-Троицкого собора в Уржуме, который пригласил начинающего мастера на работу в храм и в последующем помог с покупкой дома. На новом месте молодая семья начинала практически с нуля, ютились по съемным квартирам.
- Сходил в Великорецкий крестный ход и очень, очень попросил Николая Чудотворца помочь с жильём, - рассказывает Игорь. - И после этого всё весьма удачно получилось. Хоть и влезли в долги, но у нас был уже свой собственный домик. Второй ребёнок уже в нём родился.
Дом супруги приглядели под горой, на берегу Уржумки, на тихой, спокойной улочке, да и до храма рукой подать. И началась эпопея по его ремонту, расширению и перестройке. Всё в основном делали сами, да и стройматериалы подбирали подешевле. Поставили прируб, построили кочегарку, начали отделку внутри, но работы ещё не закончены, хотя жить можно.
Как говорится, где двое, там и третьему не тесно. Появился на свет ещё один член семьи Кутузовых. Пополнение - всё дочки: Алёнка, Ксения, София.
Мы сидим в самой большой комнате дома. Это и прихожая, и детская, и гостиная, и мастерская. Как бы сказали про городское жильё - квартира-студия. Она и в самом деле на некоторое время, обычно ночью, когда дети уже спят, превращается в изостудию. В углу приютился мольберт с незаконченным холстом, натянутым на подрамник, на пианино в кувшинчике кисти дожидаются своего часа поработать. В другом углу - рамы для картин. Обстановка простая, скромная, сказывается скудный семейный бюджет. На стене среди семейных фотографий Кутузовых небольшие пейзажи - подарок А.Н. Захаренко, с которым Игорь познакомился на летнем пленэре. На противоположной стене - работы Игоря и Лидии. Это и объёмная резьба по дереву, и незавершённые картины.
Головка херувима своей законченностью и красотой напоминает тонированную гипсовую скульптуру. Но нет, это дерево. Изображение выпуклое, богатое светотеневыми контрастами. С гордостью Кутузов показывает снимки больших резных икон (по полтора-два метра высотой), выполненных на дереве, других значительных работ. Это уже плоскорельефная резьба. Видно мастерство, талант молодого резчика. Живописные иконы творить не пробовал, пока дошёл до того состояния души, чтобы взяться за такое ответственное дело, ведь тут даже сочетания цветов играют определённую роль. Доска, чтобы не раскололась, должна долго вылёживаться, сохнуть, а её грунтовка - тоже целая наука...
- Жена у меня главный консультант, первый ценитель и критик работ, помогает, подсказывает и, когда надо поддержать, хвалит, - рассказывает Игорь.
Иконы на дереве святых преподобного Сергия, игумена Радонежского,
всея России чудотворца, и великомученика и целителя Пантелеймона.
Автор Игорь Кутузов.
Живописью семья начала заниматься с 2012 года, когда появилось место для творчества. Вспомнили предметы, которые преподавали им педагоги в колледже, почитали специальную литературу, освежили знания по рисунку, живописи, композиции. Да и встречи с участниками «Васнецовского пленэра», наверняка, дали какой-то творческий толчок, помогли решиться взяться за кисти, заставили поверить в свои силы. Предпочтение Кутузовы отдают пейзажам, на многих из которых главным действующим лицом выступает храм. И не всегда это наш Свято-Троицкий собор. Например, ждёт завершения работа «Великорецкий монастырский комплекс. Историческая реконструкция».
Специально на заказ Игорь и Лидия почти не пишут. Во-первых, нет того свободного времени, которое необходимо, чтобы работу выполнить в срок. Во-вторых, как говорит глава семейства, вдохновение приходит не часто и обычно по ночам. Много картин «ушло» в Екатеринбург, к родне, другие распроданы (надо хоть чем-то пополнять семейный бюджет), подарены знакомым. Но творческих задумок у начинающих художников немало. Возможно, что в скором времени они будут постоянными участниками художественных выставок, которые периодически проходят в уржумском музейно-выставочном центре. Будем надеяться, что супруги Кутузовы придут на смену опытным местным мастерам и продолжат традицию воспевать в своих картинах родной им уголок России.
Игорь уже забыл, когда у него был выходной день, Лидия мирится с таким напряжённым графиком работы мужа, понимает, что иначе нельзя. Тому надо многое сделать, многое успеть. Ведь восстановление храмового комплекса Свято-Троицкого собора продолжается, и без его участия в этом важном деле не обойтись. В храме при архиерейских богослужениях иподиакон Кутузов прислуживает владыке Даниилу, освоил он и мастерство колокольного звона, созывает верующих в собор на службу. Да и ещё у него много разных забот.
Вроде бы и речка рядом, можно отдохнуть, вечерком хоть час-полтора с удочкой посидеть, но не дают расслабиться дела церковные и дела домашние. Вот и нашу встречу пришлось прервать досрочно. Уже поздним вечером позвонили из храма, попросили прийти. И безотказный Игорь поспешил помочь...
Вот так и живёт большая семья Кутузовых под сенью уржумского Свято-Троицкого собора, в делах и заботах, но не забывает и о творчестве.
Владимир Шеин.
Источник: Уржумский епархиальный вестник, № 2-3 февраль-март 2014 год |