«ОН ШЕЛ НА ОДЕССУ, А ВЫШЕЛ К ХЕРСОНУ…»
100 ЛЕТ НАЗАД В УРЖУМЕ СИЛАМИ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ АРТИСТОВ СТАВИЛАСЬ ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН», СЕЙЧАС НАШЕЙ ГОРДОСТЬЮ ЯВЛЯЮТСЯ КОНЦЕРТЫ ТИПА «ИГРАЙ, ГАРМОНЬ, ЗВЕНИ, ЧАСТУШКА!»…
В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ ЖУРНАЛИСТ МАНСУР ЮНУСОВ В СТАТЬЕ «О БЕДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО» ВЫСКАЗАЛ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, КОТОРЫЕ ПОДВЕДОМСТВЕННЫ УПРАВЛЕНИЮ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ УРЖУМСКОГО РАЙОНА. АВТОР СТАТЬИ СЧИТАЕТ И ПРИВОДИТ СВОИ ДОВОДЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ. ОДНАКО СОВЕРШЕННО ДРУГОГО МНЕНИЯ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ЛЮДМИЛА МАЧИХИНА. БОЛЕЕ ТОГО, ОНА СЧИТАЕТ СТАТЬЮ М. ЮНУСОВА ЧУТЬ ЛИ НЕ КЛЕВЕТОЙ.
В ПЛАНЫ ГАЗЕТЫ НЕ ВХОДИЛО ЕЩЕ РАЗ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ЭТОЙ ТЕМЕ, НО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЫНУЖДАЮТ.
Самое большое значение для культурного просвещения сельского населения имеют библиотеки, далее идут музеи и лишь на третьем месте по значимости находятся дома культуры и клубы.
В последнее время дома культуры стали переименовывать в центры досуга, и это вполне разумное решение, поскольку бесконечно просвещаться нормальному человеку надоедает до изжоги. В то же время этот нормальный человек регулярно испытывает желание отдохнуть от повседневных забот. По логике вещей с отдыхом проблем нет – не слишком изысканные требования должен удовлетворить тот самый дом культуры или клуб, стоит лишь желающему заглянуть в этот «очаг культуры». Но ведь это только по логике вещей «должен». А без логики все обстоит наоборот.
«Театр, - говорил Станиславский, - начинается с вешалки!» Смею добавить: «И центр досуга не должен походить на вокзал или дербень». Не должен, но, похоже, и не обязан. Вот и ходят люди по районному центру в верхней одежде и головных уборах, разве что в зрительном зале мужчины снимают шапки. Собственно, раздеваться и не зачем, потому что с одной стороны можно простыть, а с другой стороны – для чего? Не для того же, чтобы послоняться по пустынным коридорам. А если вы все же вздумаете эту «экскурсию» совершить вечером, то вполне возможно, что ожидаемого удовольствия не получите – вахтер не пропустит. И правильно сделает: рабочий день закончился, и все ушли домой. Не правда ли – заботливо.
А между тем, мы много говорим про воспитанность подрастающего поколения. Но где эту воспитанность приобрести. Давайте заглянем в областной драматический театр за полчаса до начала спектакля. Вот у гардероба молодые люди, явно школьного возраста. Юноша стоит в очереди, чтобы сдать свою одежду и одежду своей юной спутницы, при этом пытается купить еще и театральный бинокль, поскольку потом, после спектакля будет иметь возможность получить одежду без очереди. Наш юноша само внимание: он угощает мороженым, конфетами, он ухаживает, он предупредителен. Я не уверен, что этим манерам его учили родители – обстановка подсказывает, требует именно такого поведения.
Но в театре не только молодежь. Рядом с нами семья – поведение почти то же самое: правда, мужчина берет себе коньяк, жене шампанское, а дочери коктейль. Молочный. Мне совершенно не кажется, что взрослые таким своим поведением, как бы не совсем педагогичны по отношению к детям. Наоборот, они прививают культуру поведения в обществе, в том числе и по отношению к спиртным напиткам.
В театре не только смотрят, но и показывают себя. Мужчины, и особенно женщины надели лучшие свои одежды, пришпилили к модным прическам украшения и незаметно поглядывают на себя в большие зеркала: то ли любуются собой, то ли подводят итоги неожиданного соперничества.
Может быть, кому-то этот пример покажется не очень удачным, мол, сравнил деревню с городом. Что ж, в этом упреке может быть есть и нечто справедливое, но только Уржум в данном случае не причем.
Наш земляк, краевед В. Карпов в книге «Уржум» в соавторстве с В. Помещиковым пишет о том, что еще в 1866 году в городе было несколько произведений А. Островского. К 1917 году театр имел труппу самодеятельных артистов в количестве 60 человек. А спектакли давались 1 – 2 раза в неделю!!! Далее, из книги мы узнаем, оказывается, силами учителей реального училища, интеллигенции города и старшеклассников ставилась полностью опера Джузеппе Верди «Аида», и не только она одна. А ведь это было в начале ХХ века! Сегодня мы стоим на пороге XXI . так что же с культурой в нашем районе? В облака рвется, аль в коряги тянет? Впрочем, еще в советские времена Уржум слыл центром наследственной культуры. Кстати, не только в том смысле, который мы обсуждаем сейчас, но и в том, когда совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Но вот беда, начиная с хрущевских времен «липа» в отчетах не стала страшно опасным занятием, а наоборот страшно выгодным. Эти времена старый еврей характеризовал так: «Дурак умеет хорошо работать, а умный показывать, что хорошо работает».
Люди старшего поколения помнят танцы в старом ДК под живую музыку, да еще какую! Эстрадный оркестр играет прекрасную аранжированную «попсу», а за фортепиано сидит легенда уржумских музыкантов, джазмен Валерий Дегтярев. Но и он, талантливый человек оказался неудобным в своем городе. Видимо, характер у таких людей особенный – уж очень не любят рядом с собой посредственность, особенно когда эта посредственность еще и командует. Вот и висит на стене центра досуга комплект инструментов для духового оркестра, правда давно уже не полный, но на похороны пока годиться. Уходят из жизни ветераны – духовники, а заменить их достойно не кому. И может статься так, что когда-то для похорон какого-нибудь шибко «заслуженного» чиновника поедут за «жмуровой» командой в Малмыж.
А пока «Жив курилка!». Место виртуоза В. Дегтярева занял В. Макаров. На стареньком синтезаторе играет сразу за всех и очень здорово. А по правде говоря, за всех разом не сыграть, поэтому, когда рук и времени на все не хватает, пишет фонограммы. Пишет на очень профессиональном уровне. Для всех. Для музыкальной школы, для лицея и гимназии и, прежде всего для «родного» центра досуга. Такой вот человек даровитый, да только живет в халупе, которая хуже чем у Герасима в «Муму» и денег не получает месяцами, да и что это за деньги – 400 рублей. Могли бы и больше платить, да вот только тарификация, а для тарификации бумажки надо всякие. Как будто бумажка, даже очень твердая может талант добавить. Да только вот ведь что интересно, работает-то Володя Макаров все равно, как музыкант хорошей филармонии, а зарплату получает, как начинающий гармонист. А какие песни пишет! Тем видимо и живет. Правда, недавно решил перейти в грузчики на пивзавод. Не перешел, зато другой ключевой музыкант – Александр Зорин скоро месяц, как в Москве баранку крутит, водителем работает.
По замыслу коммунистических идеологов, клуб в сельской местности должен был заменить разгромленную Церковь. Но как всегда: «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону». Народ отлучили от Бога, вековых традиций, а взамен дать ничего не смогли. А ведь по большому счету, клубы, дома культуры, для многих это единственная возможность найти своего собеседника, друга, объединить интересы. И вот когда работники культуры, то ли зашоренные, то ли бездарные, не могут создать располагающую обстановку, народ обращается к самому талантливому массовику-затейнику – к водке. Взрослым подрожают дети. И пошло и поехало. Уже не один десяток лет.
И в заключение. Долг журналиста увидеть проблему и сделать ее достоянием общественности. С этой точки зрения Мансур Юнусов никакой обструкции не подлежит.
Может быть, к написанному им стоит добавить и ту очевидную истину, что культура не только духовно-нравственная категория, но и экономическая. Особенно это касается организации отдыха населения. И как тут не вспомнить Запад. У них организация отдыха и все что с ним связано – это выгодный бизнес, а у нас нищая статья бюджета.
Редактор
|