Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [119]
Археология [20]
Великая Отечественная война [143]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [29]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [3]
Герои Советского Союза [32]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [34]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [12]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [49]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [71]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [53]
История, легенды народов, вера [26]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [42]
Культура и искусство [319]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [80]
Монастыри, церкви, часовни [53]
Музеи [48]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [213]
Правопорядок, спецслужбы [133]
Православная страница [128]
Политика [10]
Политические лидеры [234]
Почётные граждане Уржума [44]
Почётные граждане Уржумского района [17]
Почта, марки, открытки [19]
Приют, Детские дома [5]
Промыслы, ремёсла [43]
Промышленность, производство, передовики [91]
Революционеры [22]
Реки, озёра, пруды и родники [24]
Сельские поселения [228]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [222]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [13]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [50]
Уржум в настоящем [27]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [102]
Флора и фауна, природа [12]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

О Тюм-Тюмских песнях
О Тюм-Тюмских песнях

В записях научных сотрудников о песнях, услышанных в д. Тюм-Тюм, есть очень интересные характеристики.
Вот слова из «Тетради для записи прорабатываемого материала по фольклору» К.А. Четкарева, 1935 год. В то время он был аспирантом Института антропологии и этнографии Академии Наук СССР в г. Ленинграде.
 

«У этой деревни границы общения с другими мари очень узки... На первый взгляд может показаться, что такая оторванность от всего марийского мира приведет только к снижению художественности, но, увы, мы с полной ответственностью можем констатировать как раз обратное явление. Наоборот, их географическое расположение способствует более благотворному творчеству с использованием всего богатства словесно-образного материала. Благодаря этим условиям их лирические песни очень сильны по содержанию и безукоризненны по форме.
Те сопоставления, которые уже бытуют в языке, и перенесения из явлений природы, окружающего растительного мира, из орудий и средств производства, дают им громадные возможности для параллелей, которые в дальнейшем закрепляются ритмом и рифмой... В дальнейшем нам предстоит разобраться в этой пестрой и чрезвычайно интересной манипуляции явлений...
Устно-народные стихи только поются - в одиночку или хором, иногда передаются певучим речитативом. Тюм-Тюмские, китякские, вообще, вюд тюр вел мари (вятские мари), в отличие от Косолапово, девушки даже частушки не могут рассказать без мотива. Я пробовал от них услышать без мотива, но у них не выходило. Народная музыка в применении к песне обладает достаточным богатством. Одни виды исполняются всегда под аккомпанемент музыкального инструмента (домра, гусли, гармонь, бубен и т.д.). Связь между мотивом, словом и песней, строением ее стиха должна быть признана тесно и именно этим определяется и тот факт, которым руководствуется народный стих…».
В 1951 г. в Ленинграде вышла книга «МАРИЙ КАЛЫК МУРО». В книге опубликованы три песни д. Тюм-Тюм., записанные в 1938 году. Исполнял хор колхозников дер. Тюм-Тюм. Вот как о них пишет в своих комментариях в книге научный сотрудник Института русской литературы АН СССР В.Ф. Коукаль:
«В деревне Тÿм-Тÿм, где была произведена публикуемая фонограмма, эти напевы исполняются большим хором, доходящим до 100 человек, на гуляньях молодежи, в праздники и под выходной день. Поются они с самыми разнообразными текстами. Тексты – короткие четырехстрочные стихи, по складу и характеру бытования приближающиеся к русской частушке. Так же, как и при исполнении частушек, порядок следования четверостиший свободно импровизируется. Деревня Тÿм-Тÿм славится своими певцами, там поют решительно все – от детей 3-4 лет до глубоких стариков. Особенностью хорового пения тÿм-тÿмцев является весьма чуткое и тонкое ощущение звуковой краски, тембра, регистровки. Исполнение мелодии хором, в основном унисонное, звучит красочно и увлекательно разнообразно».
А так пишет К. Четкарев во вступительной статье этой книги:
«Во вступлении к текстам была отмечена деревня Тӱм-Тӱм, которую в восточных районах Марийской АССР называют «Муро памаш» — «источник песен». Действительно, тот, кто изучает вопрос бытования марийской песни, никак не может оставить без внимания эту деревню на берегу реки Вятки; талантливая ее молодежь постоянно создает прекрасные мелодичные песни, которые тотчас же разносятся по окрестным деревням на сотни километров и бытуют на новых местах под названием «Тӱмтӱм муро». В большой силе песенной традиции Тӱм-тӱма мы убедились еще во время экспедиций 1934 г., присутствуя на полевых работах и на вечеринках, где постоянно звучит то веселая, то задушевная песня. В эту поездку В. М. Васильев записал на слух 100 разнообразных мелодий, а я записал более 400 песенных текстов, которые вошли в две моих публикации».
А. ПЕТРУШИН
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 35, 27 августа 2022 г.
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (27.08.2022)
Просмотров: 192 | Теги: фольклор, культура, Уржум, Тюм-Тюм, Мари, песни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта