НЕМНОЖКО УРЖУМСКИЙ
Время от времени я захожу в кировский благотворительный магазин «Спасибо», где от горожан принимают ставшие ненужными, но ещё хорошие вещи, в том числе книги (всё это продаётся затем по минимальной цене). При этом часть книг, помещённых в специальный ящик, предлагается посетителям бесплатно. Бывают в нём и издания краеведческого характера, которые я обычно забираю с собой.
Последними по времени в их ряду оказались книги Антонины Георгиевны Голубевой «Мальчик из Уржума» и сестёр Анны Мироновны и Елизаветы Мироновны Костриковых «Это было в Уржуме», читанные мною ещё в детстве. Я с удовольствием их перечитал, а на память пришёл один эпизод рубежа 1960–1970-х годов.
Тогда я жил в своей родной деревне Медовый Ключ Малмыжского района, а учился в распложенном в пяти километрах от неё селе Каксинвае. Первая учительница Нина Васильевна Лаптева не раз рассказывала нам о Сергее Мироновиче Кирове. Видимо, он был особенно любезен ей ещё и потому, что сама она (в девичестве Холкина) была родом из Уржума (кстати, в воспоминаниях Костриковых упоминается студентка Люба Холкина, которая вела большевистскую пропаганду среди городской молодёжи). Туда, в Уржум, на экскурсию в Дом-музей С. М. Кирова Нина Васильевна и предложила своему классу поехать в зимние каникулы. Вернее, не поехать, а полететь, поскольку в Каксинвае был аэропорт, из которого «кукурузник» мог доставить пассажиров не только в Малмыж, но и Вятские Поляны, Кильмезь, Уржум.
Целую неделю мы с одноклассником из Медового Ключа Петькой Лебедевым жили ожиданием поездки в таинственный Уржум. Петька, наверное, стремился повидать эти места ещё и потому, что из какой-то населённой марийцами уржумской деревни происходил его отец Поликарп. В Медовом Ключе Лебедевы были единственной нерусской семьёй. Они переселились к нам из марийской деревни Малая Шабанка. Нанялись пасти скот, да так и осели здесь, купив избу наискосок от нашего дома. Слово «Уржум» я, пожалуй, услышал от них ещё раньше, чем от Нины Васильевны. Когда буйный во хмелю Поликарп гонял по улице свою жену Катерину, та громко кричала на всю деревню: «Уржум-дурак! Уржум-дурак!»
Поскольку с дорогой туда и обратно поездка в Уржум должна была занять несколько дней, мои и Петькины родители насушили нам сухарей, приготовили специальные холщовые котомки. С ними в назначенный день мы рано утром и отправились в Каксинвай. Велико же было наше разочарование, когда мы узнали, что поездка (теперь уж не вспомнить, по какой причине) отменена. Так и вернулись мы со своими сухарями обратно.
Впервые же я попал в Уржум в августе 1977-го. По окончании средней школы поступить в университет мне не удалось, а надежда на то, чтобы устроиться на работу в Малмыже, тоже не оправдалась – ранее обещанное место в краеведческом музее оказалось занято.
Мне ничего не оставалось делать, как вернуться из райцентра в деревню Мелеть, в которой тогда жила наша семья. Понуро добредя до автостанции, я услышал, как объявляют посадку на автобус до Уржума. И тут меня осенило: а не поискать ли работы по соседству?
И вот я совершенно неожиданно для себя оказался в городе, в котором не смог побывать в детстве. Сразу же отправился в отдел культуры, где его тогдашняя глава Раиса Семёновна Новосёлова предложила мне должность заведующего сельской библиотекой. С сентября по декабрь я и работал в деревне Русское Тимкино.
Время от времени ездил в Уржум. Ходил в кино, смотрел выступления заезжих артистов. Не раз заглядывал в краеведческий музей, где видел знаменитую Наталию Николаевну Арбузову. До сих пор жалею, что из-за робости не познакомился с ней. Вот и в редакцию районной «Кировской искры», с сотрудниками которой подружился позднее, ни разу не решился зайти, хотя знал, что там трудится известный мне по своим басням Евгений Петрович Замятин.
Уржумский (русско-тимкинский) период моей жизни неожиданно «аукнулся» через несколько десятилетий. В напечатанном в «Кировской искре» календаре памятных дат на 2009-й год сотрудница районной библиотеки Любовь Борисовна Ручникова (именно она сопровождала меня когда-то при первой поездке в Русское Тимкино) указала и на моё 50-летие. А в день юбилея не забыл поздравить по телефону друг и соратник на ниве краеведения Владимир Алексеевич Ветлужских, в «Уржумской старине» которого я неоднократно печатался. И в этом, и в других изданиях я много писал о жизни и деятельности таких причастных к Уржуму известных людей, как старообрядческий просветитель Лука Арефьевич Гребнев, подвижник краеведения Александр Иванович Янкин, поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.
В юбилейные дни мне было приятно и себя почувствовать немножко уржумским. А когда в 2011 году в г. Слободском вышла в свет книга самодеятельной поэтессы Людмилы Ивановны Плотниковой «Спасение в любви», меня, признаться, ничуть не смутила одна вкравшаяся в неё неточность. Дело в том, что сборник завершается перечнем упомянутых в тексте персонажей с краткими биографическими данными о них. И там местом моего рождения названа не деревня Медовый Ключ, а… город Уржум.
Владимир СЕМИБРАТОВ,
член Союза писателей России.
г. Киров. |