НЕБЕС ВЫСОКОЕ ЗВУЧАНИЕ
Минувший 2018 год стал для заслуженного художника России Александра Ивановича Веприкова весьма богатым на выставочную деятельность. Ещё по зиме прошла традиционная областная выставка вятских художников, ныне посвящённая 170-летию Виктора Васнецова. К ней Веприков готовился очень серьёзно и представил панорамную работу «Былинный мотив», в которой на перепутье просёлочных дорог стоит священный камень: налево пойдёшь — топкое болото, прямо — в Вятку попадёшь, а направо пойдёшь — на тропу сказок ступишь, на которой живут удивительные васнецовские персонажи.
Художник А.И. Веприков
ПОЙДЁМ ПОСВИРЕПСТВУЕМ
После областной последовала зональная выставка «Север» в Мурманске: помимо «Былинного мотива» Александр Иванович представил на ней написанный в Рябово натюрморт «Рябина красная». Прошла персональная выставка под красивым названием «Поэзия уржумского пейзажа» на родине А.И. Веприкова в Уржуме. В экспозиции — около сорока работ, созданных художником за последние три года. Причём одну из них, большую картину «Память», посвящённую родителям, он передал в дар местному краеведческому музею, где, кстати, собрана уже весьма богатая коллекция живописных полотен отца и сына Веприковых.
В Арбажском районе на берегу реки Вятки у художника есть дом, где он привычно много работает. И ныне, откликнувшись на просьбу, организовал маленькую выставку в районном центре, представив пейзажную живопись «Летние мотивы».
Потом последовало неожиданное приглашение от Областной научной библиотеки имени А.И. Герцена, но пришлось отложить эту идею до будущей весны: у Веприкова к тому времени уже была договорённость с творческой гостиной «У Никитских ворот» в г. Вятке представить этюды и картины средних размеров.
«Для меня эта выставка под названием «Тихая родина» важна тем, что у неё был негласный подтекст — показать весь творческий процесс от наброска, от этюда к законченной картине, — пояснял Александр Иванович. — Акцентироваться именно на этом движении. И мне удалось провести в гостиной «У Никитских ворот» три занятия. Не встречи, а именно занятия со студентами художественного училища, которым я показывал свои наброски. Ребята с большим интересом отнеслись к такой практике, потому что редко кто из нашего брата-художника показывает свою «кухню». Обычно художник — человек скрытный и все свои ошибки пытается тщательно спрятать. Да, зрителю не нужно знать пот и кровь творческого процесса до полной самоотдачи, а для начинающих живописцев это крайне важно. Мой отец Иван Ефимович учил: «Если пишешь, выкладывайся полностью, чтобы в тебе больше ничего не осталось, никаких сил». А ещё у него было такое интересное выражение: «Сын, пойдём-ка посвирепствуем», значит, серьёзно поработаем. Надо писать так рьяно и отчаянно, чтобы после живописи быть измотанным, словно после суровой битвы».
И ещё одна выставка под самый занавес года прошла у А.И. Веприкова в музее Александра Грина. Она была связана с замечательным поэтом Николаем Заболоцким, земляком художника.
ЖИТЬ НУЖНО СТРАНСТВУЯ
«Вернисажи, выставки, экспозиции… Вот состоялось открытие, пришли посетители, осмотрели представленные этюды, пейзажи, натюрморты, как-то их оценили. Кому-то понравилось, кому-то нет — люди разные. А что художнику это даёт? Какую задачу он ставит, когда выставляется?» — спрашивал я Александра Ивановича. «Знаешь, в своё время отец подсказал мне такую удивительную вещь: «Саша, дарить важнее, чем получать. От этого ты будешь расти душой. Помни это всегда!» — отвечал мне Александр Веприков. — Дарить важнее, чем получать. Это настолько вошло в сознание, что я просто не могу иначе. Если я написал картины, как же держать их под замком? Нет, я хочу их выставить, подарить на просмотр всем. Моя педагогическая практика — 25 лет в художественном училище и десять лет в гуманитарно-экономическом институте — это ведь тоже всё на отдачу. Легче просто сидеть в мастерской и писать, зарабатывать на жизнь, но душа к этому не лежит, хочется поделиться с земляками своим творчеством».
Странствуй, работай, делись, дари радость общения — таков жизненный принцип художника А.И. Веприкова. «Первое правило, которое преподал мне отец, — всегда любить и следовать природе, учиться у неё, — рассказывал Александр Иванович. — Отец был художником-самоучкой. Кто перед войной в тяжёлые годы стал бы чему-то учить детдомовца? Хорошие люди советовали ему: «Читай, Ваня, книги, учись у природы». Отец брал меня на уржумский пейзаж: там такие огромные холмы, такие дали! Так что это учение у природы легло в основу и моей жизни».
Сохранилась фотография: семилетний Саша Веприков с маленьким этюдником, который специально смастерил для него отец, неспешно шагает по лесной дорожке. «Я нередко клянчил: «Пап, я хочу кораблики попускать, хочу на рыбалку». А он в ответ: «Со мной пойдёшь, но сначала накормишь коз, принесёшь воды. Потом непременно на этюды». Такой был у отца строгий принцип, — продолжал Веприков. — И пока мы шли через Солдатский лес — есть такое красивейшее место перед Уржумом — он читал мне стихи Сергея Есенина, своего любимого поэта. Так моя душа знакомилась с настоящей поэзией. Потом появились другие книги, от которых появилось желание увидеть мир и его красоту: Паустовский, Пришвин и, конечно же, Грин. Как же на Вятке без Грина? В итоге сложился главный жизненный принцип, которому следую до сих пор, — жить нужно странствуя.
МАЛЬЧИК ИЗ УРЖУМА
Первая персональная выставка Александра Веприкова после окончания Суриковского института прошла в начале восьмидесятых в музее А.С. Грина, который тогда только открылся. Позвонили, попросили: «У Вас такие романтические работы: Вятка, река, паруса. Поддержите писателя-земляка Александра Степановича Грина, выставьте свои картины». И вот минуло три десятка лет, и вновь звонок из гриновского музея: «Александр Иванович, поддержите поэта Заболоцкого. Ну где ещё мы возьмём картины с видами Уржума, его окрестностей? А Вы тоже «мальчик из Уржума». Революцию, конечно, делать не будем, но хорошую экспозицию непременно «замутим».
«Мне очень повезло, потому что мои корни по папе — рядом с деревней Красная Гора, откуда корни Заболоцкого, — рассказывал Веприков. — Три километра в сторону Рождественского — и деревня Сарда, родина папы. Когда мы с ним шагали там по полевым дорожкам, он показывал окрестные деревни. С тех пор я их помню, как азбуку: Антонково, Беляки, Мысы, Сарда, Табеково, Цепочкино. Ну и село Рождественское, где папа был крещён после рождения, где отпевали моих дедушку и бабушку, где они похоронены. Это мои истоки. Там и меня крестили.
Кстати, это интересная история. Я же не был крещён в детстве, иначе маму тут же погнали бы с педагогической работы. Что ты, это же 1947 год, попробуй-ка! Как это — учительница в церковь идёт?! Или пусть даже на дому! Нельзя и думать. А в Суриковском институте мои мудрые учителя очень ненавязчиво, деликатно говорили, что есть Бог. Пришло осознание, созрело желание креститься, которым я не поделился с родителями, опасаясь,
вдруг они не поймут, вдруг осудят. Поехал на родину папы. Храм Рождества Богородицы в селе Рождественском в советское время не закрывался. Отстоял службу, рассказал батюшке свою судьбу, высказал просьбу: хочу креститься. И отец Пётр стал моим крёстным…».
После крещения съездил Веприков на кладбище, поклонился могилкам родных. Навестил и Сарду, и место, где стоял отцовский дом, и почувствовал скоро: что-то изменилось. «Внутри словно какое-то тепло возродилось. Пришло ощущение, что я знаю, откуда я, кто я, для чего я, — признался Александр Иванович. — Словно у меня были подрезаны корни, а сейчас они вновь ожили, укрепились. Чувствовал связь с родной землёй. Удивительное до слёз состояние! Та закладка, основа, с которой можно жить. Не случайно стали появляться работы, несвязанные напрямую с религией, но раскрывающие красоту Божественного мира».
ЗАВЕЩАНИЕ ОТЦА
Фронтовик Иван Ефимович, будучи самодеятельным художником, писал блестящие этюды. Пожалуй, не каждый профессионал может говорить красками так чувственно и тонко. Но вот большеформатную картину, где требовался иной уровень знаний, освоить так и не смог. Потому и завещал сыну: «Саша, продолжи мой путь, доскажи несказанное мной. Напиши большие картины о малой родине».
Иван Ефимович и Александр Иванович Веприковы. 1978 г.
«Все мы родом из детства. Это абсолютно точно. И я снова и снова вспоминаю тот угор, где отец показал мне красоту окружающего мира, широту моей родины! — говорил Александр Иванович. — Да, малая родина, но такая у неё широта! И небес высокое звучание, и тихий час весеннего заката. Мне захотелось написать уже несуществующую деревню, откуда произошёл род Веприковых, взглянуть на неё как бы с высоты, выполнить пейзажи того места… У меня до сих пор хранится огромная папка портретов. Говорили, что они получались у меня психологически точными. Но потом словно что-то щёлкнуло, и я понял: моя мастерская — это природа. Вспомнил слова отца: «Учись, сын, у природы! Это твой дом, это твои корни». Я почувствовал, что моё — именно большой пейзаж, панорамный, который я очень люблю писать. И травы — его неотъемлемая составляющая. Идёшь по полю и радуешься каждому кустику, отдельной травинке, цветку. Вот вдохнул, а это сурепка. А тут пижма. А тут Иван-чай… И всё это родина. На неё и молюсь!
ВИКТОР Бакин
Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 1 (375) 2019 |