Мастер исторической темы
С Казанью в разное время были связаны судьбы и творческая деятельность нескольких наших земляков. Один из них – Фиринат Гаптухаевич Халиков, которому 28 августа исполнилось 65 лет.
Он родился в Донецке. Когда ему было пять лет, семья переехала в село Лазарево Уржумского района. Здесь он окончил школу. Потом учился в Нартасском сельхозтехникуме. После завершения обучения до службы в армии даже успел поработать агрономом в откормсовхозе «Ройский».
Отец Фирината был самодеятельным живописцем, мастерски выполнял копии картин Шишкина, Васнецова, Сурикова, некоторых других русских мастеров кисти. А мать продавала их на базаре – доход для семьи, где денег всегда не хватало. Дядя тоже был наделён даром художника, писал наши вятские пейзажи. Набравшись смелости и начиная с малого, парнишка учился мастерству у родственников. Как-то, когда родители на весь день уехали на рынок, Фиринат взял и написал маленькую копию «Алёнушки» Виктора Васнецова. Отец, вернувшись домой, увидел творение сынишки, похвалил и понял, что того нужно учить.
С первого раза Фиринат не смог поступить в художественное училище. Не хватило смелости, когда он увидел в коридорах учебного заведения слишком сложные для него работы учащихся. Да и средств на проживание катастрофически не доставало. К заветной цели он всё-таки пришёл через несколько лет и через большие труд и упорство. В 1983 году Халиков окончил Вятское художественное училище им. А.А. Рылова. Четыре года преподавателем у него был наш земляк А.И. Веприков, который, можно с полным правом сказать, вырастил достойного ученика.
В начале творческого пути Фиринат Гаптухаевич начинал как пейзажист и портретист. Для художника излюбленной в то время была и тема «умирающей деревни».
Ф.Г. Халиков автор и участник более 70 международных, всероссийских и региональных выставочных проектов. Персональные выставки художника прошли в залах Академии художеств, в Третьяковской галерее, в Казани, в других городах.
Его работы находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного Исторического музея (Москва) и т.д. Они в качестве иллюстраций включены в школьные учебники по истории России и Татарстана, в Большую Советскую и Большую Российскую энциклопедии, в альманахи и энциклопедии. Творческие работы художника являются брендом Татарстана.
О его жизни и творчестве создано несколько документальных фильмов. Он член-корреспондент Российской академии художеств (отделение живописи, 2012). Его творчество на историческую тему напоминает произведения вятчанина по рождению Аполлинария Михайловича Васнецова. Только Фиринат Халиков пишет древнюю Казань, а не Москву.
«Я с детства любил старинные вещи, собирал их, лазил по чердакам, копался в сундуках. Это тягу к истории и воспитало. Мы жили в то время в Уржумском районе, в селе Лазареве. Это между Лопьялом и Шурмой», – рассказывает Фиринат Халиков.
Прочитав очень содержательный труд историка и археолога А.Х. Халикова, Фиринат всецело погрузился в изучение истории татарского народа.
– Приехав в 1993 году в Казань, – говорит художник, – я очень заинтересовался её прошлым, вдохновившим меня невероятно. Я буквально «заболел» татарской историей.
Наш земляк с головой окунулся в изучение истории Казани: посещал библиотеки, встречался с археологами и архитекторами, побывал в Булгарах. Постепенно Фиринату Халикову стало недостаточно современной исторической литературы, и он принялся изучать летописи конца XVI века.
– Чтобы писать исторические картины, надо быть своего рода ученым. Есть специалисты в области архитектуры, истории костюма, антропологии, а есть ученые-художники, которые все эти знания должны обобщить, установить причинно-следственные связи. Я пишу свои картины, используя только первоисточники – летописи, гравюры и иконографические материалы, и никогда не пользуюсь художественными произведениями. Главный герой у меня чаще всего народ. Ведь именно народ делает историю, – рассказывал Ф.Г. Халиков в одном из интервью.
Созданные мастером виды древней Казани, психологические и исторические драмы, батальные сцены, многофигурные композиции с участием народа, исторический пейзаж, портреты относятся к разделу настоящих шедевров живописи и квалифицируются как бесценный вклад в воссоздание образа тысячелетнего города.
Вот названия только некоторых произведений Фирината Халикова на историческую тему «Непокоренная», «Светозарная Казань», «Сдача хана Ядыгера», «Ярмарка на Гостином острове», «Казанский посад» и многие другие.
Монументальное панно, реконструкции, картины и акварели мастера, как достоверный и художественный материал, украшают залы открывшегося в 2005 году Музея тысячелетия Казани. Фактически современники увидели историю Казани глазами Ф.Г. Халикова.
В 2008 году Ф.Г. Халиков стал главным художником Московской соборной мечети, выиграв международный конкурс Совета муфтиев России на создание проекта архитектурно-художественного решения, дизайна фасада и интерьеров главного мусульманского храма страны. До того у него уже был опыт оформления интерьеров казанской мечети Кул Шариф.
В качестве художника Фиринат Халиков участвовал в создании конного памятника эмиру Ибрагиму I бен Мухаммад, который установлен в городе Елабуге (Татарстан).
– Я хотя серьезно до этого не занимался скульптурой, но для себя кое-что лепил. Вообще берусь за многие вещи – участвовал в оформлении казанского метро, оформлял интерьеры мечетей. Казанская шапка в добавлении к гербу Казани – это тоже моя идея. И художником-постановщиком фильмов мне пришлось быть, – говорит Ф.Г. Халиков.
Васнецовский пленэр на уржумской земле в 2018 году был по сравнению с предыдущими более малочисленным, но самым представительным. Среди известных художников, кто приехал к нам, был и Халиков. Фиринат Гаптухаевич с благодарностью отзывался о гостеприимстве уржумцев, о сохранении ими старины и в музеях, и на улицах города, и в краеведческой литературе, ежегодно выпускаемой местными авторами. Ведь ему в первую очередь дорога история, которую нужно сохранять и для сегодняшних, и для грядущих поколений.
В. ШЕИН
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 36, 3 сентября 2022 г. |