Ларионов Федор Логинович
(1880-1966)
Ларионов Ф. Л. с супругой
Ларионов Фёдор Логинович - педагог, актер Уржумского колхозного театра, организатор театральной самодеятельности в Уржуме, заслуженный работник культуры РСФСР (1965).
Фёдор Логинович родился 16 февраля 1880 года в Казанской губернии. Окончил Казанское художественное училище. В годы учебы увлекся театром. В 1902 году приехал в город Уржум Вятской губернии, работал учителем рисования в гимназии, других учебных заведениях города.
Ларионов Ф. Л. учитель рисования
В своей автобиографии он писал:
«Работать на сцене я начал еще в ремесленном клубе города Казани. По приезде в Уржум, сразу вошел в музыкально-драматический коллектив при детском приюте. Целью этого коллектива было получение средств, для оплаты за обучение и воспитание детей приюта. В приюте, в то время, воспитывался и Сережа Костриков».
За 64 года одухотворенного труда Федор Логинович Ларионов много сделал для эстетического воспитания уржумцев. Преподаватель рисования в реальном училище, он был в самодеятельности города не только художником, декоратором и режиссером поставленных им пьес и опер, но и исполнителем главных ролей.
С 1930-х годов активно участвовал в постановках драматических пьес любительской театральной труппой. С появлением в Уржуме профессионального театра в 1935-1936 гг., работал там инспектором сцены, режиссером. Режиссировал и играл главные роли во многих спектаклях и оперных постановках. За время работы в Уржуме, с его участием было поставлено более 150 спектаклей и 20 оперных постановок. Отмечен знаком Министерства культуры РСФСР «За отличную работу».
В 1912 году в Уржуме было построено реальное училище (школа №1 имени Ленина, ныне гимназия), одно из самых красивых зданий, в котором с начала его существования Ф. Л. Ларионов начинал свою многолетнюю педагогическую деятельность и создал в нем великолепный класс рисования.
Уржум. Реальное училище. Открытка.
В классе были гипсовые скульптуры и вазы античности, барельефы и горельефы. Это был не просто класс для рисования, а самый настоящий академический амфитеатр с рисовальными досками и полным набором антиков. Гермес, Аполлон, Венера... Ростовые фигуры, гипсовые слепки голов, бюстов, торсов...
И вдруг наступили эти страшные шестидесятые, когда к популярному некогда лозунгу: “Социализм - это советская власть плюс электрификация всей страны” - прибавилось еще и “плюс химизация всей страны”. И пришел в школу директор, бывший предрик, который из класса рисования задумал сделать кабинет химии. И полетели из окон Венеры и Аполлоны, ростовые фигуры и гипсовые слепки. И кухарки скребли выброшенные торсы ножами, наивно полагая, что это мел. А он - дефицит, его можно развести водой и потолок в доме побелить или печку...
Чудом сохранившаяся, чуть сколотая голова Аполлона теперь хранится в кировской мастерской Александра Веприкова.
Голова Давида (Пособие для рисования. Реальное училище. 1912 год.)
Бюст Афины (Пособие для рисования. Реальное училище. 1912 год.)
То, что рисованию и черчению в реальном училище придавалось большое значение, означало не только подготовку к деятельности техника, к учению в технических вузах, но и расширение кругозора и воспитания учащихся, в большинстве своем не видевших ранее в сельских школах шедевров мировой культуры. Ученики любили уроки Ф. Л. Ларионова, тем более, что он был одним из организаторов концертов, где сам хорошо пел.
Урок рисования в реальном училище г. Уржума. Преподаватель Ф. Л. Ларионов.
Урок рисования в 3-м классе реального училища г. Уржума.
При реальном училище было Общество вспомоществования нуждающимся учащимся. Председателем его бессменно был А. С. Депрейс, заместителем председателя врач Н. А. Львов, казначеем был городской голова Н. Е. Антышев, секретарем Ф. Л. Ларионов. Непременным членом этого общества был директор М. Ф. Богатырев. Ресурсы общества составлялись в основном из частных пожертвований.
Вот как вспоминает Фёдора Логиновича Михаил Иванович Касьянов в своей книге “Телега жизни”:
“Искусство в реальном представлял наш учитель рисования Федор Логинович Ларионов. Он был большим любителем музыки и театралом. Когда я осенью 1913 года появился во втором классе, все мои новые товарищи были полны воспоминанием об опере "Жизнь за царя", которую Федор Логинович ставил в реальном и в уржумском народном доме, так называемой "аудитории" в феврале этого года. - "А зимой того (1912) года,- как о давнопрошедшем времени захлебываясь рассказывали они, - он ставил Аиду, а Мишка Зубарев и Колька Воробьев были арапчатами, им всю морду и руки черным замазывали". Наконец, именно под руководством Федора Логиновича реалисты нашего и последующего за нашим класса также прикоснулись к этому полурастленному виду искусства, к театру. Весной 1917 года Ларионов поставил "Ревизора". Спектакль шел на сцене реального училища, а потом и в "аудитории" и имел успех. Должен признаться, что успехом спектакль был обязан не мне, изображавшему судью, и не Николаю Заболотскому, который играл Луку Лукича Хлопова, а двум исполнителям главных ролей. Гриша Куклин был на сцене очень естественен и дал прекрасный контур образа Хлестакова, а Петр Лишанов - одноклассник Николая, обладавший высоким ростом и уже выразительным, подходящим для роли басом, играл городничего. Сам тихий-претихий Борис Польнер, мой одноклассник, участвовал в этой постановке. Впрочем и роль у него была довольно тихая - лекаря Христиана Ивановича.”
В письме Л. В. Дьяконова к Касьянову от 9 декабря 1962 г. содержится ряд уточнений: «По поводу первой части. Наводил в Уржуме кое-какие справки о Ф. Л. Ларионове. Там утверждают: “Жизнь за царя” в 1913 году ставилась в Уржумском реальном училище не Ф. Л. Ларионовым, а учителем реального Иваном Алексеевичем Лютиным. Фёдор Логинович исполнял партию Сусанина. Кроме того, он участвовал в изготовлении декораций и костюмов, что, кстати, делали все учителя коллектива. В опере пели учителя и учащиеся реального училища, лишь Антониду пела учащаяся женской гимназии. Оперу “Аида”, которая шла после “Жизни за царя”, ставила преподававшая в реальном языки Лидия Евгеньевна Шаховцова (насколько нам известно, правильно – Шеховцова. – И. Л.). Фёдор Логинович пел отца “Аиды”. “Ревизора” ставил Ларионов, и он же играл Хлестакова. Сообщаю Вам об этих мелочах просто на случай. Ещё вопрос, кто прав. Разыскали мне и Фёдора Логиновича, но он ничего не помнит о Заболоцком».
Если с учениками Фёдор Логинович ставил такие оперы, как "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Квартет", то взрослые приняли участие в операх "Мельник, колдун, обманщик и сват", "Евгений Онегин", "Демон", "Русалка", "Иван Сусанин".
Своим отношением к этим музыкальным произведениям ему как-то удавалось быстро и удачно отыскать и певцов, и музыкантов, и осветителей, и художников, а также доказывать, что такое трудоемкое дело, как опера, по силам самодеятельным артистам.
В 1913 году Федор Логинович впервые поставил оперу "Иван Сусанин" в Уржуме, в 1952-м эту оперу уржумцы привезли в Киров, а в марте 1954 года опера "ездила" в Москву на Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности. Решено было показать в Москве только третье последнее действие оперы.
Из воспоминаний о поездке в Москву участницы хора Р. Поляковой:
“Нас, участников поездки, было 38 человек. Отбирали самых голосистых и ответственных мужчин и женщин. Партию Ивана Сусанина, как всегда, пел Ф.Л. Ларионов, партию его дочери Антониды исполняла работница дома ребенка И. Голубева, её жениха - массовик Дома культуры Б. Ершов, приемного сына Ванюши - учительница К.Ф. Семиглазова. В хору пели Б.А. Курочкин (Дом пионеров), Тимшин (пенсионер), Н.Я. Дегтярев (Дом культуры), Ф.П. Исупов (клуб больницы), Людмила Плотникова (РБК), Кл. Злобина (СПТУ), медработники М. Ислентьева, М.И. Путинцева и другие.
Вместе с Ф.Л. Ларионовым нас готовили к смотру специально командированные музыкант тов. Прошкин из Москвы и режиссер тов. Колосов из Свердловска.
Март. Еще холодно. Снежные заносы. Дорога на Киров проходила тогда через Медведок, Нолинск. Не доезжая 6 километров до Нолинска, застряли в деревне Сомовщина. Пришлось заночевать, а если солисты и пожилые участники ехали в автобусе, то остальные - в грузотакси под брезентом.
Два участника пешком дошли до Нолинской почты и сообщили в областное управление культуры, что произошло с нами и где мы находимся. Были приняты срочные меры по расчистке дороги, и мы прибыли в Киров, где нас ждала гостиница. На поезде прибыли в столицу. Разместили и кормили нас в общежитии пединститута. Закрепили автобус. Спевки проходили в Центральном доме работников искусств, где все время было четко расписано по часам и минутам. Опоздание было недопустимо.
В свободное от спевок время мы гуляли по Москве, повстречались и беседовали с известной тогда певицей В.В. Барсовой, прослушали концерт хоров имени Александрова и Пятницкого, посетили мавзолей Ленина-Сталина.
Выступили мы неплохо, если не считать нескольких небольших несовпадений с дирижером, который находился за ярко освещенными рампами. А закончили свое выступление знаменитой патриотической песнью "Славься!", которую специально написал М. Глинка для оперы "Иван Сусанин".
В Уржум мы привезли грамоты Министерства культуры РСФСР и аккордионированный баян, а Федор Логинович Ларионов был награжден грамотой и именными часами. Ему, одному из первых в районе, было присвоено звание «Заслуженного работника культуры РСФСР», о чем говорит открытая недавно на его доме мемориальная доска.”
26 декабря 2014 года в Уржуме состоялось торжественное открытие мемориальной доски Заслуженному работнику культуры РСФСР Федору Ларионову, и приурочено это событие было к закрытию года культуры.
Торжественное мероприятие, на котором присутствовали не только работники культуры г. Уржума, но и гости из Нолинска, Суны и Кирова, открыла Заслуженный работник культуры, член Партии «Единая Россия» Людмила Мачихина. Она поприветствовала гостей и рассказала о выдающихся заслугах этого замечательного человека, деятеля культуры, который долгие годы жил и творил в Уржуме.
Почетное право снять полотно и открыть мемориальную доску было предоставлено внуку Федора Ларионова Александру Сурушкину, который вместе со своей супругой Лией Васильевной до сих пор проживает в том самом доме, в той самой квартире, где жил его выдающийся дед.
Также на торжественном мероприятии выступила исполняющая обязанности начальника управления культуры, секретарь городского первичного отделения Уржумского районного местного отделения Партии «Единая Россия» Тамара Лебедева. Она отметила, что Федор Логинович Ларионов – это целая эпоха в истории Уржумского района. «Мне повезло, потому что мы с Федором Логиновичем жили в домах, находящихся напротив друг друга. В нашем доме жила его сестра Ефросинья Логиновна, и все культурные люди города всегда собирались у неё. Они пили чай из самовара, который ставили на шишках и играли в лото. А то, что нам, живущим рядом, доставались контрамарки на спектакли – это было большим счастьем. Однажды Федор Логинович пригласил меня, тогда еще совсем девочку, сыграть в спектакле Арбузова «Иркутская история», и роль у меня была девочки с булочкой. После школы, вечерами, с огромным волнением я ходила к ним домой на репетиции», - поделилась воспоминаниями Тамара Михайловна. А в заключение она высказала пожелание, чтобы культура Уржумского района всегда оставалась на высоте.
Подвел итог Виктор Васильевич Силин - глава Уржумского района Кировской области:
«Я полностью поддерживаю эту инициативу, мы не ограничимся сегодняшним мероприятием, а будем продолжать устанавливать памятные доски героям Великой Отечественной войны, Заслуженным учителям, работникам культуры. Федора Логиновача Ларионова я лично не знал, но с большим трепетом вспоминаю те моменты, когда в музее им. С. М. Кирова собиралась Уржумская интеллигенция, и дух аристократизма, дух интеллигенции, дух культуры царил на этих мероприятиях. Тогда, будучи работником райкома Партии, я многому учился. Я горжусь тем, что в нашем провинциальном городе Уржуме были и есть такие люди, которые вносят весомый вклад в развитие культуры нашего района и формирование культурного уровня наших жителей. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить эту культуру и продолжить работу по сохранению культурного наследия наших предков. Лучшим памятником Федору Логиновичу будет не только эта мемориальная доска, а будут наши дела, наши культурные мероприятия на уржумской земле, а мы постараемся сохранить эту память в наших сердцах».
Источники:
1. Герценка: Вятские записки. Выпуск №20
2. Касьянов Михаил Иванович: Телега жизни. Глава 2 (1913 - 1920 годы)
3. Н. Б. Пентина. Построено 80 лет тому назад. Уржумская старина. – 1992. – май-авг. (№3-4). – С. 31-36: фот.
4. Р. Полякова, участница хора. ОН ПРОЖИЛ БОЛЬШУЮ И ИНТЕРЕСНУЮ ЖИЗНЬ. “Кировская искра”, №13 от 28 марта 2015.
5. Санькова З. Учитель и актёр : (к 100-летию со дня рождения Ф. Л. Ларионова) // Кировская искра. 1980. 1 марта (№ 28). С. 4
6. Николай ПЕРЕСТОРОНИН. Александр Веприков. Слово художника. "Вятский край", 22 июля 2008 года
7. http://urzhum.er.ru |