Когда тираж печатали всю ночь...
Наша газета делается руками рабочих типографии. С 1998 года - на офсетных машинах в Нолинске, затем в Вятских Полянах, а раньше тираж выдавали в Уржуме. Как работалось в Уржумской типографии в те уже далёкие годы?
Коллектив редакции и типографии 40 назад на укладке дров
(на переднем плане С. Сырнева и В.А. Ветлужских)
Один из наших ветеранов — Татьяна Дмитриевна Полякова. Она пришла в типографию в декабре 1979 года учеником наборщика и работала у нас на полиграфическом участке редакции до 2015 года.
Типографское дело в Уржуме зародилось ещё до революции. И наша типография всегда, вплоть до ликвидации в 2004 году, использовала метод высокой печати, изобретённый ещё незабвенным Иоганном Гутенбергом в середине XV века. Новые поколения наших читателей, выросшие в эпоху офсета и принтера, могут увидеть нашу былую технологию только в старых фильмах.
Татьяна Дмитриевна вышла на пенсию с льготным трудовым стажем. Его имели все работники типографий. Им же приходилось весь рабочий день находиться среди вредных паров типографского сплава, который имел в основе свинец с добавлением не менее ядовитой сурьмы, а также олова. Его называют также гартом.
- Когда тираж был готов, линотипный гарт мы отправляли в переплавку, - вспоминает наш бывший наборщик. - Гартоплавка была уже электрическая. Когда-то гарты плавили, наверное, на дровах.
Тяжела была работа полиграфистов. Журналист отстукал текст на машинке, и всё. Текст несли в набор. Когда-то он был полностью ручным. Огромная шрифткасса — рабочее место наборщика. Татьяна Дмитриевна начинала работать именно за нею. Касса состояла из десятков ячеек. В каждой — свинцовые литеры букв, знаков препинания, специальных символов. Буковки выступают из свинцовой планки, поэтому печать и «высокая» (если литеры были вдавлены, то это «глубокая» печать). Вручную наборщик вставляет литеры в коробочку-верстатку, и в ней получается строчка или несколько строчек. Литеры — зеркальные отображения печатных знаков, набранный текст не прочитать. А набирать нужно быстро — тысячи знаков в день. Да ещё нужно вставлять планки пробелов между строками, линейки для таблиц... Нужно быть очень аккуратным и проворным, чтобы и много успеть, и не наделать ошибок. А потом эти строки укладывали в металлическую наборную раму и несли на печатную машину.
После печати ручной набор разбирали снова вручную. Каждую литеру сортировали по ячейкам.
В типографии были и три линотипных машины. Их изобрели тоже немцы в 1884 году. В Уржуме линотипы появились где-то в брежневскую эпоху. Этакая печатная машинка, размеров с пушку. Линотипист нажимает клавишу - знак впечатывается в горячий гарт. Отливается сразу строка, тоже идущая в верстатку. Это быстрее и проще ручного набора, ошибок, а принципе, меньше. Но зато вонь и жар. В тёплое время года работали с открытыми окнами, но сидели с ногами в тазиках с холодной водой! Вентиляционная система, конечно, была, но эффективность её оказывалась невелика.
Всего в типографии было 6 наборщиков, в том числе и Т.Д. Полякова. Готовую газету выпускали печатники.
Печатников было пятеро. Печатных машин ПС-1М было две. На них печатали газету и бланки. Для мелкой бланочной продукции было и другое оборудование.
- Сначала ты делали оттиск газетной полосы, - вспоминает Татьяна Дмитриевна. - Его несли в редакцию на проверку корректору. Он искал опечатки. Приходилось перебирать, а а также переливать на линотипе строки с ошибками. Иногда наборщик путал строки, переставлял их местами на странице. Этот огрех тоже исправлялся. Делали оттиск — и снова несли его наверх. Так могло быть несколько раз. Когда редактор подписывал номер в печать, к работе приступали печатники. Вручную подавали бумагу, вручную считали экземпляры... В машине был резервуар для краски. Её наносили на набранный шрифт. Этому тоже нужно было научиться, не то получалась грязь в газете, да ещё текст проступал на противоположную страницу...
И всё равно проскакивали «перлы». Вроде «как греет дуру песня жаворонка» или «в админисрации района».
Впрочем, от корректора тираж ещё не шёл в производство. Районная газета была органом райкома КПСС и райисполкома. Они были, говоря современным языком, учредителями. Номер просматривался в райкоме.
Тогдашний первый секретарь Аркадий Ефимович Кислицын относился к этому делу очень добросовестно. Тоже «искал блох». Но и на него была проруха. Как-то прошёл отчёт с пленума райкома партии с речью «первого секретаря райкома ВЛКСМ» А.Е. Кислицына. Наутро он позвонил редактору: «Зачем вы меня в должности понизили?» и бросил трубку. Последствий не было: он сам же вычитывал газету и подписал в печать...
А ещё наборщики вручную набирали заголовки, различные рамочки, вставляли в полосу клише. Клише — это фотография или рисунок в газете. Его долго и упорно гравировали на цинковой или целлулоидной пластине на тяжеленном станке. Это было «чудо техники» 50-х годов — КГА (копировально-гравировальный аппарат). Он имел такой «характер», что в редакции его любовно называли «Яга». Качество клише было невысоким — тёмные фото в старых газетах тому свидетельство (хотя оригинал из фотолаборатории бывал отличным).
- Директором типографии в годы моей молодости был Николай Васильевич Крупин, - вспоминает Т.Д. Полякова. - Коллектив был дружный, сплочённый. Вместе отмечали праздники. До сих пор для нас день печати — 5 мая. Работало в типографии около 20 человек. И для всех было много работы.
(Сейчас с делом многих наборщиков и верстальщиков справляется один человек в редакции — ответственный секретарь, он же оператор вёрстки...)
Иногда номер подписывали в печать к девяти часам вечера. Особенно летом, когда публиковались сводки о полевых работах. Тираж был под десять тысяч экземпляров. Печатные машины сотрясали здание всю ночь, аж стёкла дребезжали. По причине сильной вибрации, вредной для здоровья человека, собственно, их и запускали, когда большинство работников разойдётся по домам.
Бывало, печатник по небрежности ронял тяжеленную раму с формой и рассыпал набор. Вызывали в типографию наборщиков, даже из постели поднимали, да и корректора в придачу — до утра... Долго печатали перед праздниками. Тогда выпускались двухцветные номера, и газетные полосы приходилось пускать на машину дважды.
Что же, трудоёмкая и вредная высокая печать ушла в прошлое. Гарт и станки ушли в лом. Полиграфический участок редакции перестал быть вредным производством. Ставился уже вопрос о переселении типографии куда-нибудь за пределы жилой части города, ибо свинец ядовит. Но в 1998 году «Кировская искра» перешла на офсетную печать в Нолинской типографии. Офсетная печатная машина, размером почти с железнодорожный вагон, делает наш тираж за пару часов силами двух рабочих. Они только краску подают на две алюминиевые пластины, на которых проявлено по газетному развороту. А машина сама даже номера складывает и считает их... При этом качество печати выше, а затраты — меньше. В США офсетные машины плоской печати заработали в 1905 году. До Кировской области они дошли в 80-90-е годы.
Впрочем, Т.Д. Полякова получила ещё одну важную специальность — брошюровщика и переплётчика. Разного рода «амбарные книги» тысячами выходили из её рук. Вонючий густой типографский клей, прессы... Наверное, один такой мастер на весь район и остался. Из её рук вышли и первые выпуски альманаха «Уржумская старина».
- Выходили мы на пенсию рано, по льготе, - говорит она. - Но из типографии не уходили, работа нам нравилась. Я уволилась по сокращению штатов — при новых технологиях большой коллектив стал не нужен.
Типографии стали полиграфическими участками редакций. И в большинстве районов, где нет машин офсетной печати, эти участки закрылись за нерентабельностью. В Уржуме же участок работает. И в этом огромная заслуга Василия Фёдоровича Крупина.
В.Ф. Крупин за работой
Он пришёл к нам в 2001 году. Специалист Уржумского ремтехпредприятия, он был там начальником станции технического обслуживания машинно-тракторного парка и пр. Тогда директором типографии был Евгений Аркадьевич Пентин. Было десять работников, два мастера. Сейчас В.Ф. Крупин остался один за всех.
Сначала работал машинистом бумагорезательной машины. Есть у нас такая до сих пор. Это БР-72. Станок весил почти полторы тонны. В прошлом нам везли бумагу в рулонах. Рулон газетной весил 3,4 центнера, белой — 4 центнера. Всем гуртом выкатывали рулоны из кузова грузовика, тельфером подавали на склад. Со склада к бумагорезке кантовал их Василий Фёдорович.
Сейчас бумага в редакцию поступает уже разрезанная на формат А3 (газетная страница). Василию Фёдоровичу остаётся только резать пачки на форматы А4, А5, А6 (для бланочной продукции). Нож — настоящая гильотина с электроприводом весом более тонны.
Он же плавил гарт для наборщиков, пока бланки делались методом высокой печати. Овладел профессией печатника на ПС-1М. Его учила печатному делу Ирина Сергеевна Блинова.
Теперь он печатник трафаретной печати. То есть производит бланочную продукцию на современной оргтехнике. Это, например, пара ризографов-дупликаторов. Таких аппаратов немного в области (современный печатный станок, в который «заряжаются» тубы с краской и рулоны мастер-пленки). Ризограф в зависимости от режима печатает от 60 до 130 листов в минуту, себестоимость отпечатанных на нем бланков ниже, чем на принтере.
Работает Василий Федорович и на старенькой тигельной печатной машине. Это «американка». Её изобрели в США ещё в 1803 году. Конечно, наша модель на полтора века моложе. Выдаёт 25-50 оттисков в минуту. Печатает бланки, билеты (в неё встроен нумератор). На подобной машине, только побольше форматом (на лист А3), печатали «Кировскую искру» в военные и послевоенные годы.
Василий Фёдоровичи и брошюровщик-переплётчик. Машина-брошюратор и ламинатор у нас тоже есть, и он овладел их премудростями.
Заказов бывает немало - в Уржуме можно заказать то, за чем организации других районов ездят в Киров. Не всякое учреждение имеет такую производительную оргтехнику, как наш полиграфический участок. И труды В.Ф. Крупина для редакции очень значимы. Он отвечает ещё и за электрооборудование в редакции, умеет сделать любой ремонт механизмов. В общем, без него мы как без рук. И не случайно в 2019 году В.Ф. Крупин был занесён на районную Доску почёта.
1 сентября «Кировской искре» исполнится 90 лет. И уржумские типографы-ветераны — неотъемлемая часть её истории. Товар (тираж) выдавали на-гора именно они, а журналисты только строчили да бегали вверх-вниз с машинописными текстами...
А. ИКОННИКОВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 2, 11 января 2020 г. |