Художник от Бога
Виталий Григорьевич Красников
Не часто на уржумской земле появляются такие художники. Талантливые, скромные, плодотворные, трудолюбивые. Один из них Виталий Григорьевич Красников. До 1990 года я был знаком с ним заочно, по отзывам тех, кто с ним общался, по его картинам, которые он периодически представлял на выставки.
Творчество Виталия Красникова многим из уржумцев знакомо давно. Им известны его живописные работы. Да и, получая, лет двадцать пять назад, районную газету «Кировская искра», читатели видели заголовок, выполненный рукой этого художника…
Родился Виталий в городе Золочёве Харьковской области. После школы поступил учиться на архитектурное отделение Харьковского инженерно-строительного института. Но не тянуло его к точным наукам, например, к таким, как сопромат, математика. Больше его привлекало творчество свободное, без цифр и формул.
После двух лет учёбы в институте он понял, что это не то, к чему он стремится. Поэтому бросил вуз и через некоторое время поступил в Кировское художественное училище. Ему нравилось рисовать пером, карандашом, постепенно начал писать маслом и гуашью небольшие композиции.
В 1976 году В. Красников окончил училище. А через четыре года приехал в Уржум, где жили родители жены. Несколько лет он работал художником-оформителем в Доме культуры ремтехпредприятия, райпотребсоюзе, потом перешёл в реставрационные мастерские.
Виталий Григорьевич считал, что его работа здесь приносит людям больше пользы, чем написание плакатов с различными громкими призывами, Досок почёта и прочего. Одним словом, нашёл он путь, который ему более по душе.
Вместе с другими работниками реставрационных мастерских Виталий Григорьевич занимался проектом предстоящей реставрации Покровской церкви села Буйского нашего района. Помню нашу встречу осенью 1990 года. На столах в импровизированном кабинете были разложены наброски, рисунки, чертежи фасадов здания, выполненные карандашом и тушью.
- Чтобы всё было точно, ведём обмерные работы, исторические изыскания, и только потом всё это воплощается в чертежи, – рассказывал художник. – В работе пользуюсь как современными снимками, так и фотографиями, сделанными несколько десятилетий назад.
Это работа. Было у В.Г. Красникова и увлечение…
На небольшой картине изображены две лошади. Они отдыхают. Над ними склонили свои ветви мощные дубы. Вечереет. «Белые лошади, или Сон в летнюю ночь» – так называется эта работа.
Выполнена она в холодных тонах и написана под впечатлениями, которые навеяны воспоминаниями о детских и юношеских годах, проведённых автором на Украине.
Некоторые картины В.Г. Красникова находятся в частных коллекциях любителей живописи из Кирова и Екатеринбурга, из Киева, ну и, конечно, из Уржума.
В «кабинете» художника в реставрационных мастерских, где он работал над заказами, находилась часть его готовых произведений живописи. Они были развешены на стенах, стояли на стеллажах. Вообще-то над картинами он больше работал дома.
Рассматриваю эту своеобразную выставку работ Виталия Григорьевича. Моё внимание привлекает одна из картин.
Осень. Утро. Туманная дымка окружает деревья. На переднем плане почерневший от старости ствол берёзы, листья с которого уже облетели. Тёмные ветви дерева контрастируют с общим светлым фоном картины. Она так и называется «Старая берёза». А рядом с этим деревом тянется к солнцу молодой побег берёзки. И, глядя на картину, видишь, как его жёлтые листочки трепещут на холодном осеннем ветру. Старая берёза заботливо наклонилась над слабым деревцем, растущим от его корней, как бы прикрыла, защитила его своими ветвями-руками от непогоды.
Благодаря массивной тёмной раме этой небольшой по размеру картины, создаётся впечатление, что берёзы находятся как бы вдали, за окном, посылают зрителю прощальный привет одного из осенних дней.
А рядом на стене две «дождливые» картины: «Рожь», выполненная маслом, и «Туча» (темпера). Колышется под порывами ветра созревающая рожь, гнутся стебли, прибитые дождём к земле. Сюжет картин почти одинаков, но техника исполнения, композиция разные.
Виталий Красников принимал участие почти во всех выставках художников нашего района. Впервые он выставил свои работы весной 1987 года в доме-музее С. М. Кирова. Это были рисунки и небольшой этюд «Река Уржумка».
На той выставке были представлены в основном работы И. Е. Веприкова и совсем немного – молодых художников. Это затронуло самолюбие В.Г. Красникова и послужило толчком в творчестве, сыграло положительную роль в дальнейшем совершенствовании мастерства художника, усилило желание работать не только для своего удовольствия, но и для людей, для зрителей.
Через несколько месяцев после дебюта В. Г. Красников принимает участие в выставке профессиональных художников города Кирова и области. Он выставляет своих «Ветеранов». Картина выполнена в одной цветовой гамме. Среди старых берёз изображён ветеран Великой Отечественной войны. Сорок пять лет назад здесь шёл бой, под этими берёзами полегли его товарищи. И вот сейчас они, как боевые спутники солдата-ветерана, стоят с ним в одном строю. Стволы деревьев, словно памятники погибшим здесь бойцам. Эта картина– картина аллегория. Зрители надолго задерживались у этой работы, которая многих не оставила равнодушными.
Потом была вторая областная выставка молодых художников, тоже в г. Кирове. На этот раз уржумский живописец был представлен картинами «Белые лошади», «Весенний этюд» и «Зима (Уржум)».
В 1990 году в зале районного Центра досуга состоялась ещё одна выставка, но уже местного масштаба. В основном были представлены произведения В. Г. Красникова и Н. Н. Карташова.
Своеобразным «гвоздём» работ Виталия Григорьевича на ней был триптих на религиозную тему. Тогда он был пока без названия.
Центральная часть. Она полукруглая. Выполнена в тёмных тонах. Написана на ней Богоматерь с Младенцем. А перед изображением в глубокой квадратной раме горизонтально в несколько рядов натянута ржавая колючая проволока. Она символизирует запрет, запрет на веру и созвучна с терновым венком, возложенным на голову Христа.
Эта же колючая проволока, но уже написанная маслом, натянута на столбы в одном из лагерей ГУЛАГа. Правая часть триптиха названа художником «Распятие». Фигура распятого на кресте Христа визуально делит картину по диагонали надвое. В нижней её части святые поддерживают крест и Христа на нём, а в верхней части – мертвенно-бледные обнажённые фигуры мужчин и женщин – «врагов народа», безвинно осужденных на смерть, вынужденных терпеть голод и холод, унижение и оскорбление. Они, пострадавшие в годы культа личности Сталина, как бы высвечены полукружьем холодного белого света, бросаемого лучом лагерного прожектора.
Мучения, принимаемые Христом за свою веру, переходят в мученичества безвинных людей, живших с верой в светлое будущее нашей страны, но попавших под топор сталинского террора. Эта часть триптиха – своеобразная аллегория распятого духа.
«Успение» – это левая часть триптиха. На нём – Богоматерь на смертном одре и склонившиеся над ней фигуры скорбящих святых апостолов. А за ними, на заднем плане, в ретроспективе изображена разрушенная церковь, на колокольне которой вместо креста… красная звезда. В ней просматриваются очертания Покровской церкви села Буйского. Да, так, к сожалению, было.
Этот триптих не случаен в выставке-аукционе, ведь часть денег (положенная «десятина»), вырученных на нём от приобретения уржумцами творений живописцев, была передана для реставрации Троицкого собора в городе Уржуме. Сотни посетителей посмотрели работы местных художников, однако немного картин было куплено. Тяжёлые тогда наступили времена.
В планах В. Г. Красникова было участие не только во всех районных выставках местных художников, но и в областных.
Например, весной 1990 года в музее С. М. Кирова была открыта персональная выставка художника. Такие творческие отчёты о своей деятельности Виталий Григорьевич намеревался проводить перед жителями нашего города и района, гостями Уржума примерно раз в два года. Но время корректировало его планы…
Творчество художника было многогранным. Он внёс свою лепту в оформление обложек нескольких сборников альманаха «Уржумская старина», которые в девяностых годах прошлого века выпускал местный краевед Владимир Ветлужских. Помещались его рисунки и в газете «Кировская искра». Красников работал и в архитектуре. Так, он выполнил несколько проектов и чертежей для реставрации Покровской церкви в селе Буйское, других зданий, проект часовни на новом городском кладбище.
В последние годы жизни Виталий Григорьевич начал серьёзнее относиться к вере в Бога. Не знаю, что повлияло на это, но в его творчестве стала чаще прослеживаться тема Веры. Быть может, это была работа над воссозданием прежнего облика Покровской церкви села Буйского. А может быть это приходит с возрастом, когда начинаешь понимать, что вечно, а что преходяще. И это произошло во времена, когда в стране ещё властвовала социалистическо-коммунистическая идеология.
Пожалуй, главным творением в жизни Красникова стала роспись кировского храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, что на улице Производственной областного центра. Несколько лет отдано этому труду, которым сейчас гордятся тысячи верующих кировчан. За написание икон для иконостаса Виталий Григорьевич был награждён Грамотой за подписью Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, которую художнику 28 сентября 2003 года во время освящения храма вручил Владыка Вятский и Слободской Хрисанф.
В. Красников со своими иконами
А не от глагола ли «красить» произошла фамилия Красников? Украшать, делать красивым. Или, может быть, от слова «красный»? Великолепный, прекрасный, если иметь в виду мастера. И правильно говорится в русской пословице, что именно человек красит место. Украшает его своими делами и рук твореньем. Смотрите, люди, любуйтесь этой красотой, радуйтесь!
Кроме этого, он занимался и реставрацией икон. Иногда художник только подновлял образ, изображённый на доске, а порой по отдельным едва сохранившимся деталям его приходилось воссоздавать. Решиться на это мог только хорошо подготовленный мастер. Для этого он много читал специальной литературы по иконописи. Из книг узнавал о традициях старых мастеров, из досконального изучения икон XVII-XIX веков – технику письма и другие нюансы, присущие только этому виду творчества. Подновлял он и оклады, восстанавливал изъеденные жучком и сколотые доски, подбивал шпоны. Писал Красников иконы и вновь. Некоторые он искусственно «старил», копируя и мазок, и стиль старых живописцев. Выбирая тёмные тона, придавал им «цвет времени». В Уржуме он был единственным «богомазом», как в шутку называл себя художник. К этому этапу своей жизни он пришёл подготовленным, уже опытным живописцем, сложившимся мастером.
Назначение иконы – наставлять народ изображениями. Поэтому пишется она не только рукой, но и душой, сердцем. Нужна и внутренняя готовность к такому ответственному делу, как изображение, например, образа Спасителя или Богоматери. Тут уже как бы внутреннее сознание и видение подсказывает, каким будет готовая икона. Но не каждый день к художнику приходит озарение. Это как муза к поэту. Поэтому и на выставке икон Виталия Красникова «Русь святая, храни веру православную», которая прошла летом 1998 года в музее С.М. Кирова, было представлено немного работ. Посвящалась она 150-летию со дня рождения великого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова. И это символично. Ведь автор «Алёнушки», «Богатырей», «Витязя на распутье» и других известных всему миру полотен несколько лет жизни посвятил росписи храмов Руси, иконописи.
В. Красников. Трифон Вятский
В. Красников. Священноисповедник Виктор (Островидов),
епископ Глазовский (фрагмент иконы)
В. Красников. Священноисповедник Виктор (Островидов)
Виталий Григорьевич писал иконы не только для храмов Уржумского района и Кировской области. Приходили заказы и из других регионов России.
До этого он передал икону с ликом Александра Невского в церковь Верхней Шурмы, в Свято-Троицкий собор города Уржума – иконы Спаса Нерукотворного, святого Георгия Победоносца, «Вход Господень в Иерусалим» и «Воскресение Христово». Икона Красникова «Троица», копия той, что писал Андрей Рублёв, встречает прихожан (да и всех жителей и гостей города) над вратами в наш Троицкий собор. Сейчас иконостас работы Мастера находится в Русско-Турекском молитвенном доме Уржумского района. Но В. Красников никогда не ставил свое творчество “на поток”. Писал иконы не торопясь, индивидуально, подходя с чувством большой ответственности к исполнению каждого заказа.
- Сохранение основ древней иконописи Руси, как это звучит не высокопарно, считаю целью своей жизни. Тем более что настоящее понимание иконы с Божией помощью приходит ко мне только сейчас, – говорил В. Г. Красников в интервью Владимиру Ветлужских в день открытия выставки.
Но творил он и для простых горожан, для домашних красных углов. Светский художник, которому, быть может, действительно был дан дар Божий. Но ещё был труд, упорный, каждодневный.
Работы В. Красникова
На совсем маленькой иконе, перед нами предстаёт Спаситель. Автор отходит от общепринятой старорусской манеры письма, внося своё видение Иисуса, свои чувства и мысли. Это уже больше человек, нежели небожитель. Фигура Его в спокойной позе, пальцы правой руки готовы осенить крестным знамением. Его лик прописан до мельчайших подробностей. Поражает грустный взгляд больших глаз на уставшем лице.
На оборотной стороне иконы простая надпись, стилизованная под старославянскую вязь: «Писано на старой доске под старое письмо в лето 2006 года мастером Виталием. Вятка, гр. Уржум».
Икона Казанской Божией Матери. Изображение женщины с ребёнком на руках издавна было на Руси символом материнской любви и почиталось особо. Богородица слыла как всемогущая владычица и как сердобольная народная помощница в делах, заступница перед небесным престолом Сына своего.
Большая часть изображения «спрятана» под окладом. Образ Богоматери скромен и спокоен. Нежный, немного печальный взгляд обращён к Сыну. Маленький Иисус, наоборот, смотрит на молящегося. Взгляд как бы отрешён от земной жизни. Правая рука поднята для крестного знамения. Это уже не младенец, а скорее отрок, погружённый в молитвенное состояние. Художник следует общехристианским иконографическим правилам: успокоенный, просветлённый лик Спасителя, полный духовной и внутренней силы. Икона старая, лишь отреставрированная Красниковым. Сквозь краску просматриваются вмятины на ликах изображённых Богоматери и Иисуса. Быть может, давным-давно кто-то пытался надругаться над святыней?..
Ещё одно изображение Спасителя. Здесь Красников следует традиционным для древнерусской иконописи канонам. Умиротворённый лик Христа, естественная поза, мягко ниспадающие одежды. На раскрытом Евангелии слова: «Заповедь нову даю вам да любите друг друга». Вседержитель спокойно держит благословляющую десницу и книгу у груди.
Икона Спасителя работы В.Г. Красникова
Одной из значительных работ В.Г. Красникова можно считать картину «Уржум перед грозой», которая находится в районном центре занятости населения.
«Уржум перед грозой». В.Г. Красников
На ней изображён Уржум начала XX века: Троицкий собор во всей красе, Буйская улица (сейчас Чернышевского) спускается к храму, справа и слева узнаются несколько изменившиеся ныне дома, Воскресенская церковь, спешащие по делам горожане, а вдалеке угадываются темнеющие зеленью лесов увалы. В общем, всё так, как на дореволюционной открытке, только художник сделал своё изображение Уржума цветным и «заселил» его спешащими по своим делам горожанами. Ещё небо, какое-то тревожное, предвещающее то ли грозу, то ли грядущую революцию, но блестят в небесной выси церковные кресты — символ веры православной, которую не уничтожат никакие бури житейского моря…
Троицкий собор Уржума восстанавливают вот уже несколько десятилетий. Его внутренние стены, алтарь в своё время мог бы расписать В. Г. Красников, хватило бы сил и энергии. Но не было тогда средств. Не хватает их и сейчас.
Всего несколько лет нужно было, чтобы возвести храм, совсем мало времени понадобилось, чтобы его порушить. Сколько лет нужно, чтобы восстановить его до конца?
К сожалению, не всем планам талантливого уржумского художника В. Г. Красникова суждено было сбыться. В 2006 году слишком рано ушёл он из жизни, слишком мало успел сотворить прекрасного, того, что не забывается с годами.
Владимир Шеин
Уржум.
Источники:
1.Уржумский епархиальный вестник, № 4 июнь 2013 года, стр. 8-9.
2. ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 1 (339) 2016 года, стр. 10-11. |