Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Канн Юрий Алексеевич, актёр
Канн Юрий Алексеевич, актёр
(1925 – 2002)
 


Юрий Алексеевич Канн родился 2 января 1925 года в Баку Азербайджанская ССР в актерской семье. Позднее семья переехала в Уржум.
После окончания средней школы в г. Уржуме пошел работать в местный Драматический театр монтировщиком сцены.
В январе 1943 г. ушел добровольцем на фронт (23.01.1943).
В 1945 г. вернулся в Уржумский театр, где в течение короткого времени перешел из вспомогательного в творческий состав труппы. Затем в течение ряда лет возглавлял Уржумский и Шурминский районные дворцы культуры (1945-1954).
Актёр Бугульминского драматического театра в городе Урюпинске (1954–1959).
С 1959 по 1969 гг. выступал на сцене Армавирского драматического театра им. А.В. Луначарского, а затем в течение 30 лет являлся одним из ведущих актеров театра Мариуполя (1969-1999).
За долгую творческую деятельность сыграл около 100 ролей. Интересно, что в первый и в последний раз он вышел на сцену в сказке «Золушка». Начал с роли Принца, а закончил Королем.
Жена: Канн Валентина Ивановна.
Дочь:  Канн Светлана Юрьевна.

Воспоминания дочери Светланы Канн (главный художник театра, лауреат премии им. В. Клеха):
“Начать рассказ о папе, наверное, нужно с того, что его приход в театр не был случайностью. Моя бабушка, Софья Вячеславовна, происходившая из семьи военного доктора, служила актрисой в провинциальных театрах, отчим, которого Юрий Алексеевич считал отцом, тоже был актером. Однако специального образования папа не получил, наверное, не испытывал необходимости. Мне кажется, что ему хватало природного таланта и опыта, полученного в процессе работы. В молодости и вплоть до болезни он безвылазно пропадал в театре целыми днями. К сожалению, я не знаю его ранних ролей, потому что папа категорически был против присутствия детей на вечерних спектаклях для взрослых. Зато мы с братом пересмотрели все сказки с его участием. За свою актерскую жизнь он переиграл несметное количество самых разных королей и царей. В исполнении Юрия Алексеевича они были такие потешные. У него с молодости очень хорошо получались роли стариков. К ним он сам придумывал и накладывал грим. Вообще, имел всегда собственный взгляд на образы героев, их манеру говорить, двигаться, одеваться. Последнее много хлопот доставляло художникам постановщикам.

Дома был не очень разговорчив, практически ничего не рассказывал о своем фронтовом прошлом, но ко Дню Победы относился как к празднику святому. Почти каждый год ездил на встречи с однополчанами в г. Глазов, где формировалась их воинская часть. В 1958 г. он даже побывал в Чехословакии, на могиле своего отца. Там он встречался с местными пионерами, жил в семье чеха, с которым познакомился в поезде. В Союз привез кипу книг и фотографий.

Юрий Алексеевич увлекался многими вещами. Занимался то аквариумными рыбками, то декоративными птицами, собирал монеты и книги по нумизматике. Для одного из театрализованных мероприятий на стадионе Армавира, представляя казачьего атамана Ивана Кочубея, научился верховой езде. Кстати, когда в этой роли его увидели на театральной сцене бывшие подчиненные легендарного атамана, одобрительно сказали: "Ну, точно наш Ванька, только тот поплотнее сложением был".

Он самостоятельно овладел игрой на аккордеоне. Руки у папы были, как говорят, золотые. Весь театр бегал к нему чинить часы. На своем любимом музыкальном инструменте блестящей краской написал собственное имя, и когда меха растягивались, проявлялась надпись: "Юрко Канн". Любил петь, но дома делал это редко. Когда мы были маленькими, у нас каждый год устраивались новогодние елки для театральных детей. Папа в них активного участия из-за занятости не принимал. Однако когда мне вдруг вздумалось нарядиться в костюм гусар девицы, за ночь вырезал деревянную сабельку и соорудил картонный кивер.

Папа был стопроцентным непоседой. Как только появлялись свободные деньки, тут же срывался с места, навещал друзей, разъехавшихся в разные концы страны, но ни в одном городе не мог задержаться больше, чем на три дня. И на работе был такой: беспокойный, неравнодушный ко всему театральному хозяйству, довольно часто "совершал набеги" на директорский кабинет, шумел, критиковал, пытаясь добиться разрешения волнующей его проблемы. Однако никогда ничего не просил лично для себя. Сколько себя помню, жили мы всегда скромно. Кочевали с места на место. В Армавире обитали в небольшой комнатке, обстановка, можно сказать, была спартанская. Театральный сундук служил диваном, тумбочку представляли сложенные определенным образом чемоданы.

В театре кроме своей непосредственной актерской деятельности Юрий Алексеевич вел большую общественную работу. Делал это с удовольствием. К любому поручению относился очень ответственно, аккуратно. Любил подшутить над коллегами, но никого не обижал. Был человеком добрым и честным”.

Воспоминания коллег:

Светлана Немчук (актриса):
Юрий Канн был человеком чрезвычайно требовательным к себе и к другим. Ко всему относился очень эмоционально, задавал массу вопросов, тщательно готовился к каждому спектаклю, уделял большое внимание деталям. В быту был неприхотлив, никогда не обременял окружающих собственными нуждами. Не проходил мимо молодежи, давал дельные советы. С женщинами мог пококетничать, любил ввести дам в смущение. Прекрасно готовил, в чем мы не раз убеждались на гастролях. Несмотря на возраст, ни разу не отказался от роли. Я не помню, чтобы Юрий Алексеевич когда нибудь брал бюллетень. Профессионализм у него был в крови. Когда его не стало, мы подумали, что он умер на сцене, умер королем.

Валентина Саврасова (актриса):
Я вспоминаю Юрия Алексеевича Канна всегда с улыбкой, такой светлый, искренний был человек. Актер с большой буквы. На сцене все в нем было гармонично, а какая речь, какая легкость, музыкальность, просто чудо! Мы очень его любили.

Александр Котов (директор художественный руководитель театра):
Для меня самое главное в отношении к Юрию Алексеевичу Канну то, что он был человеком ко всему неравнодушным к своей работе, к театру. В чём то даже дотошным. Всегда пытался добраться до сути вопроса, докопаться до истины. Был категоричен в оценках. А вообще то, милым, добрым ворчуном. Он часто приходил ко мне со своими сомнениями, Встречи наши были достаточно продолжительными. Начинались они обычно с обсуждения конкретных эпизодов театральной жизни и заканчивались тем, что Дед (как я его называл) переходил на разговоры о наиболее волнующих событиях, происходящих в нашей стране и за ее пределами. Общаться с Юрием Канном было интересно, потому что у него была своя точка зрения на вещи и явления, имелась собственная жизненная позиция.

Его друг Архипов Л.:
Говорить о Юрии Алексеевиче Канне можно очень долго.
Такие люди не забываются. Рядом с ним прошла моя жизнь. Помню, когда он только приехал в Мариуполь, всем представлялся при знакомстве Юрой. А тут наступил День Победы, Канн пришел в театр вся грудь в орденах.
После этого никто не позволял себе называть его по старому, только Юрием Алексеевичем.
Актер он был прекрасный, плохо работать просто не мог. Преданный друг.
Если что-нибудь обещал, обязательно делал, каких бы усилий ему это ни стоило.
Мы часто сиживали вместе, беседовали, хохмили. Юра был самым большим критиком, врединой в хорошем смысле этого слова. Неугомонный человек, даже будучи совсем больным, дома не оставался, продолжал выходить на сцену, считая, что для спектакля так будет лучше.

Светлана Отченашенко (актриса):
Юрий Алексеевич был очень интересным, надежным, отзывчивым и чутким партнером на сцене, направленным на выполнение общей задачи, на помощь коллегам, от него нельзя было ждать какого то подвоха. В нем было заложено колоссальное чувство ответственности за все. Так и в жизни. Мы с ним многие годы были постоянными членами правления Донецкого межобластного отделения Союза театральных деятелей Украины, несколько раз в году ездили на заседания в Донецк. Всегда Юрий Алексеевич обо всем позаботится, заранее купит билеты, запасется бутербродами. Как сказали бы раньше, с ним можно было идти в разведку.
Яркий, выразительный актер, Юрий Канн точно умел найти характер персонажа и органично его воспроизвести. Ему была присуща мощная природная актерская индивидуальность.
Человеком он был конфликтным, открытого темперамента, не держал камня за пазухой, не думал о том, выгодно ли для него какое-то высказывание. Однако хочется подчеркнуть, что ни одно из его замечаний не вредило делу, шло только на пользу.
С его уходом появилась огромная брешь в нашей внутренней жизни. Если сравнить театр с палитрой, то на нашей дощечке с красками появился пробел. Нам не хватает Юрия Канна как актера, его место на сцене так и осталось незанятым. Не хватает как человека, потому что каждый из нас последнее время погружен в свои проблемы, а Юрий Алексеевич как бы занимался проблемами общими, напоминал о них. В коллективе такие люди просто необходимы, как индикатор порядочности и совести по отношению к собственному делу. От него всегда веяло теплом.

Юрий Алексеевич награждён:
- орден Красной Звезды;
- орден Отечественной войны I степени (06.11.1985);
- медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Вели-
кой Отечественной войне 1941–1945 гг.», несколькими юбилейными.

Умер актёр в 2002 году.

Источники:
1. Baku Pages https://www.baku.ru/
2. Архив Александра Львовича Рашковского  http://www.1archive-online.com/
3. https://poisk.re/awards/cards/1371638577
5. https://ok.ru/profile/548448753098
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (26.03.2023)
Просмотров: 140 | Теги: Театр, культура, актёр, Уржум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта